В связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (вх.N N 10572/23 от 18.07.2023 г.), на основании уведомления (исх. N 7197/23 от 19.07.2023 г.) была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках, Закон о контрактной системе, 44-ФЗ) МКУ "Управление благоустройством Пермского муниципального района" (далее - Заказчик), МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района" (далее - Уполномоченный орган), комиссией МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту размытых и разрушенных участков автомобильной дороги Горбуново - Малый Буртым - Мулянка (изв.N 0856600010822000171).
Продолжительность проверки: с 19.07.2023 г. по 25.07.2023 г.
Проверка проведена Комиссией.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту размытых и разрушенных участков автомобильной дороги Горбуново - Малый Буртым - Мулянка (изв.N 0856600010822000171).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0856600010822000171 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по ремонту размытых и разрушенных участков автомобильной дороги Горбуново - Малый Буртым - Мулянка.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.08.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 11 764 908,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 15.09.2022 г.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с извещением о проведении закупки N 0156200009923000463 объектом закупки является выполнение работ по ремонту мостовых переходов на региональных автомобильных дорогах общего пользования Пермского края (Лот 4).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о закупках.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2604).
В п. 1 ПП РФ N 2604 указано, что ПП РФ N 2604 устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
Согласно п. 2 ПП РФ N 2604: оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о закупках, и в соответствии с ПП РФ N 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п. 3 ПП РФ N 2604 для оценки заявок в соответствии с ПП РФ N 2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5 ПП РФ N 2604 при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего ПП РФ N 2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 ПП РФ N 2604, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего ПП РФ N 2604 и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 ПП РФ N 2604, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к ПП РФ N 2604, формируется в соответствии с требованиями ПП РФ N 2604.
В силу п. 24 ПП РФ N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено ПП РФ N 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 32 ПП РФ N 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные пп. "б" и "в" п. 3 ПП РФ N 2604, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному пп. "г" п. 3 ПП РФ N 2604, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный п. "в" п. 24 ПП РФ N 2604;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к ПП РФ N 2604, в отношении показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 ПП РФ N 2604, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о закупках (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о закупках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о закупках Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о закупках.
В соответствии с ч. 12 ст. 24.2 Закона о закупках в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 и 2.1 статьи 31 Закона о закупках, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о закупках.
Согласно ч. 15 ст. 24.2 Закона о закупках порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе при направлении информации и документов и их рассмотрении в соответствии с ч. 12, 12.1 и 13 ст. 24.2 Закона о закупках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (вместе с "Правилами взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки") (далее - ПП РФ N 1202) установлено, что в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о закупках, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о закупках, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом, информации и документов, предусмотренных п. 4 ПП РФ N 2571, а также указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к указанному постановлению (далее - приложение к дополнительным требованиям). При этом:
а) документы формируются в форме электронного документа или образа бумажного документа с указанием даты подписания документа;
б) при формировании информации и документов, предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", участник закупки указывает:
- номера позиции приложения к дополнительным требованиям;
- цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренному приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", определяемую с учетом абзаца пятого подпункта "б" п. 3 ПП РФ N 2571;
в) в случае наличия правопреемства участник закупки также формирует и подписывает информацию и (или) документы, подтверждающие такое правопреемство.
Согласно п. 4 ПП РФ N 1202 оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные п. 2 и 3 настоящих Правил, на предмет:
а) наличия информации и документов, предусмотренных настоящими Правилами;
б) наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных пп. "в" п. 2 настоящих Правил) в таких информации и документах, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указание такой информации не предусмотрено;
в) непревышения ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренной абзацем третьим пп. "б" п. 2 настоящих Правил, цены такого договора (контракта);
г) соответствие информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", положениям абзацев шестого, восьмого и одиннадцатого пп. "б" п. 3 ПП РФ N 2571.
Комиссия отмечает, что исходя из указанных положений ПП РФ N 1202 в обязанности оператора электронной площадки не входит проверка документов, направленных участником закупки в качестве подтверждения соответствия требованиям ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о закупках, на соответствие таких документов требованиям пунктов приложения к ПП РФ N 2571.
В силу пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Подпунктом "а" п. 3 ПП РФ N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Подпунктом "б" п. 3 ПП РФ N 2571 установлено, что для целей настоящего постановления:
- договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" информация и документы направляются участниками закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных абзацами шестым и седьмым пп. "г" п. 3 ПП РФ N 2571. При проведении предусмотренных Законом о закупках электронных процедур, закрытых электронных процедур такие информация и документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона направляются документы или заверенные участником закупки их копии;
В соответствии с пп. "р" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о закупках.
Согласно требованиям п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 или 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках, и предусмотренные пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о закупках, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N 0156200009923000463 критерии оценки установлены в приложении "Порядок оценки заявок по критериям". Также согласно извещению Заказчиком, Уполномоченным органом установлены дополнительные требования в соответствии с п. 18 раздела 3 приложения к ПП РФ N 2571.
Так, критерием наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участников закупки" (значимость критерия - 40 %) содержащий показатели "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
В качестве детализирующих показателей к показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" являются:
- общее количество исполненных участником закупки договоров.
В качестве предмета оценки по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки контрактов" принимается исключительно исполненный контракт (договор), предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
К оценке принимаются исключительно исполненные договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Перечень документов*, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор (договоры),
- акт (акты) приемки выполненных работ, составленных при исполнении такого договора (договоров).
Последний акт приемки выполненных работ, составленный при исполнении договора (договоров), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
*Если документы и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра. В случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
Документы предоставляются участниками закупки в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки.
К оценке не принимаются документы:
- представленные не в полном объеме;
- не содержащие всех обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Проанализировав установленный порядок оценки заявок, Комиссия отмечает, что положениями ПП РФ N 2604 предусмотрено предоставление участником закупки при проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме информации о номере реестровой записи из соответствующего реестра вместо документов, предусмотренных ПП РФ N 2604.
Таким образом, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, установившего порядок оценки, не соответствующий требованиям ПП РФ N 2604, имеется нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
Согласно п. 18 раздела 3 приложения к ПП РФ N 2571 при осуществлении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги к участникам закупки устанавливается дополнительное требование:
- наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В качестве документов, подтверждающих наличие у участника соответствующего опыта, в п. 18 раздела 3 приложения к ПП РФ N 2571 установлено следующее:
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Аналогичное требование установлено Заказчиком, Уполномоченным органов в п. 1.13 требований к содержанию и составу заявки, приложенному к извещению о проведении закупки.
Согласно ч. 11 ст. 48 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о закупках, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о закупках, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с ч. 14 ст. 48 Закона о закупках не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с п. 2 ч. 11 ст. 48 Закона о закупках протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке оператор электронной площадки:
1) направляет заказчику ценовые предложения участников закупки, вторые части заявок, которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также протокол, предусмотренный п. 1 ч. 10 ст. 48 Закона о закупках;
2) размещает протоколы, предусмотренные ч. 6 и 13 ст. 48 Закона о закупках, в единой информационной системе и на электронной площадке.
На основании ч. 12 ст. 48 Закона о закупках при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о закупках участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным Законом о закупках, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.09.2022 NИЭОК1 на участие в закупке поступило 4 заявки признанные соответствующими требованиям извещения о проведении закупки. Заявке под идентификационным номером 4 присвоен первый порядковый номер.
Комиссией установлено, что в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям в составе заявок представлены следующие договоры:
1) заявка N 1 (ООО "Строй Проект): муниципальный контракт N 0156300029919000019 от 03.06.2019 г., заключенный между МКУ "Управление благоустройством Пермского муниципального района" и ООО "Строй Проект" на выполнение работ по ремонту моста через р. Мулянка на автомобильной дороге Лобаново - Насадка (уч. Лобаново - Мостовая). Цена контракта 8 470 267,24 руб.;
2) заявка N 2 (ИП Гуринов И.М.): договор N 95-20-р от 06.05.2020 г., заключенный между КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края на выполнение работ по ремонту региональной автомобильной дороги общего пользования "Нытва-Григорьевская-Ильинский" км 49+349 - км 88+359, в Нытвенском и Ильинском районах Пермского края. Цена контракта 96 835 836,00 руб.;
3) заявка N 3 (ИП Кузнецов А.А.): договор субподряда СП/КУЗ-18/05-20 от 18.05.2020 г. заключенный между ООО "Строй Проект" и ИП Кузнецовым А.А. на выполнение капитального ремонта моста через р. Иньва по ул. Свердлова в г. Кудымкаре Пермского края. Цена контракта 39 761 932,00 руб.;
4) заявка N 4 (ИП Сайлер Е.В.): муниципальный контракт N 0156300006920000025 от 25.06.2020 г., заключенный между МКУ "Служба заказчика" и ИП Сайлером Е.В. на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Б.Соснова - Частые" - Ерзовка. Цена контракта 19 694 840,00 руб.
Также к контрактам приложены все приложения, а также документы, подтверждающие выполнение работ.
Проанализировав указанные договоры Комиссия отмечает, что представленный в составе заявки N 3 договор субподряда СП/КУЗ-18/05-20 от 18.05.2020 г. не может является документом, подтверждающим соответствие участника дополнительным требованиям, поскольку в силу пп. "б" п. 3 ПП РФ N 2571 в случае наличия у участника опыта выполнения работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, предусмотренным ПП РФ N 2571 договором будет являться договор, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Вместе с тем, указанный договор таковым не является.
Следовательно, в действиях Конкурсной комиссии имеется нарушение п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о закупках.
Также в ходе анализа заявки победителя закупки - ИП Сайлера Е.В. Комиссией установлено, что в качестве подтверждения наличия опыта по критерию "Квалификация участников закупки" Заявителем были приложены копии следующих договоров:
1) договор подряда N 53/СБ от 15.05.2017 г., заключенный между ООО "Лого" и ИП Сайлером Е.В. на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги на: "Кладбище "Центральное-1" по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, северо-западнее кладбища "Центральное". Цена договора 12 770 320,22 руб.
2) договор N А-028 от 01.02.2021 г. на выполнение работ по реконструкции объездной автомобильной дороги к: "Комплексу нежилых помещений подстанций Алапаевской узкоколейной железной дороги", заключенный между ООО "Гидроэнергопром" и ИП Сайлером Е.В. Цена договора 30 498 932,37 руб.;
3) договоры подряда N 04.2020 от 02.03.2020 г., 06.2020 от 02.03.2020 г., 07.2020 от 02.03.2020 г., 08.2020 от 02.03.2020 г., 09.2020 от 02.03.2020 г., 11.2020 от 05.03.2020 г., 13.2020 от 05.03.2020 г., 14.2020 от 05.03.2020 г., 17.2020 от 20.03.2020 г., 21.2020 от 27.03.2020 г., 11 от 22.03.2021 г., 13 от 05.04.2021 г., 16 от 05.04.2021 г., 18 от 05.04.2021 г., 19 от 12.04.2021 г., 21 от 12.04.2021 г., 23 от 20.04.2021 г., заключенные между Управлением развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского городского округа и ИП Сайлером Е.В.
4) реестровые номера контрактов, размещенные в единой информационной системе в сфере закупок и исполненные ИП Сайлером Е.В.: 1. 3593200623022000007, 3593200623022000021, 3593200623022000022, 3593301136022000020, 3594700030422000010, 3593200623022000022, 3593200623022000021, 3593301136022000020, 3593200623022000007, 3594700030422000010, 3593301136021000011, 3590704560521000020, 3593301136021000008, 3593301136020000035, 3593301136020000007, 3595500194320000011, 3593301136020000020, 3593301136020000006, 3593300403418000001, 3593300403418000003, 3593301136019000047, 3810701019719000005, 3810701019719000036, 3593300675418000015, 3593300675417000019, 3593300675417000016, 3593300675417000015.
Комиссия отмечает, что информация о контрактах, реестровые номера которых представлены в составе заявки ИП Сайлера Е.В., содержится в единой информационной системе в сфере закупок. В ходе анализа реестровых записей Комиссией установлено, что контракты являются исполненными и соответствуют порядку оценки заявок.
Также Комиссией были сделаны запросы с целью установления факта выполнения ИП Сайлером Е.В. работ по представленным в заявке договорам:
1) запрос в адрес Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского городского округа (исх.N 7362/23 от 21.07.2023 г.);
2) запрос в адрес ООО "Гидроэнергопром" (исх.N 7359/23 от 21.07.2023 г.);
3) запрос в адрес ООО "Лого" (исх.N 7358/23 от 21.07.2023 г.);
Кроме того, Комиссией в адрес АСРО "Гильдия Пермских строителей" был сделан запрос с целью установления соответствия видов работ в контрактах, представленных в составе заявки ИП Сайлера Е.В., с видом работ, предусмотренным порядком оценки заявок.
В ответах на запросы ООО "Гидроэнергопром", ООО "Лого", Управление развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского городского округа не подтвердили заключение вышеуказанных договоров с ИП Сайлером Е.В.
В ответе на запрос АСРО "Гильдия Пермских строителей" указало, что все представленные в составе заявки ИП Сайлера Е.В. договоры являются договорами на выполнение работ по ремонту, капитальному ремонту и реконструкции автомобильной дороги.
На основании указанного выше, поскольку на момент рассмотрения заявок участников Конкурсная комиссия не располагала информацией о предоставлении ИП Сайлером Е.В. в составе заявки недостоверной информации в части опыта выполнения работ по договорам, заключенными с ООО "Гидроэнергопром", ООО "Лого", Управлением развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского городского округа, а также поскольку порядком оценки заявок было предусмотрено предоставление информации о наличии опыта путем указания реестровых номеров исполненных контрактов, в действиях Конкурсной комиссии, производящей оценку заявки исходя из требований порядка оценки заявок, установленного извещением о проведении закупки, нарушений положений Закона о закупках не имеется.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках, поскольку в составе заявки ИП Сайлера информация о заключении и выполнении работ по договорам, заключенными с ООО "Гидроэнергопром", ООО "Лого", Управлением развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского городского округа, является недостоверной, что и позволило участнику стать победителем закупки.
30.09.2022 г. между Заказчиком и ИП Сайлером Е.В. заключен контракт на на выполнение работ по ремонту размытых и разрушенных участков автомобильной дороги Горбуново - Малый Буртым - Мулянка.
ВЫВОД:
1. В действиях МКУ "Управление благоустройством Пермского муниципального района", МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту размытых и разрушенных участков автомобильной дороги Горбуново - Малый Буртым - Мулянка (изв.N 0856600010822000171) имеется нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
2. В действиях комиссии МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту размытых и разрушенных участков автомобильной дороги Горбуново - Малый Буртым - Мулянка (изв.N 0856600010822000171) имеется нарушение п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о закупках.
3. При проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту размытых и разрушенных участков автомобильной дороги Горбуново - Малый Буртым - Мулянка (изв.N 0856600010822000171) имеется нарушение п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках.
4. Предписание не выдавать, поскольку заключен контракт.
5. Передать материалы настоящего обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
6. Передать материалы внеплановой проверки в отдел контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Пермского УФАС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 июля 2023 г. N 144 (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - критерии оценки - оператор электронных площадок - характеристика)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2023