Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела М.А. Грицай, заместитель начальника отдела Н.А. Ворсина (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - МКУ "УЖКХ" (далее - Заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "ГСМ" (ИНН 2465351485, КПП 246501001) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по обустройству детских игровых и спортивной площадок района Центральный города Норильска", извещение N 0319300010123000341, идентификационный код закупки 233245705821124570100100980014399244 (далее - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о внесении сведений об ООО "ГСМ" (далее - общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от
30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением обществом условий такого контракта.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты, указанным в единой информационной системе (далее - ЕИС) заказчика и Общества было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в которой содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в единой информационный информационной системе в сфере закупок. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
До заседания Комиссии Заказчик и Общество представили документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
Также до рассмотрения обращения, Обществом направлено ходатайство об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференции (далее - ВКС). Указанное ходатайство - удовлетворено, доступ - предоставлен.
На рассмотрение обращения по существу принял участие представитель Общества посредством ВКС (личности установлены, полномочия подтверждены).
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что Общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо выполнить работы, являющиеся предметом контракта.
Между Заказчиком и Обществом 07.06.2023 заключен Контракт.
Комиссией установлено, что раздел 1 Контракта предусматривает следующее: "1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется в установленный контрактом срок выполнить работы (далее - работы) по обустройству детских игровых и спортивной площадок, расположенных по адресам: город Норильск район Центральный, район дома N 27 по улице Богдана Хмельницкого, район дома N 38 по улице Талнахская, район дома N 25 по улице Комсомольская (далее - объекты) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
1.2. Сроки выполнения работ по Контракту: с момента заключения контракта до 31.10.2023 Подрядчик имеет право выполнить работы досрочно.
1.3. Срок действия Контракта: до полного исполнения Сторонами обязательств по Контракту, но не позднее 31.12.2023 года".
1.4. Виды, объемы работ, место выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и перечнем обустраиваемых площадок (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта. Подрядчик по согласованию с Заказчиком может досрочно сдать выполненные работы, а Заказчик вправе досрочно принять и оплатить такие работы в соответствии с условиями настоящего Контракта.
1.5. Выполнение Подрядчиком работ, указанных в пункте 1.1 Контракта, осуществляется с использованием металлического ограждения, ковриков из резиновой крошки и детского игрового и спортивного оборудования (далее - оборудование), принадлежащих Заказчику, остальные работы по Контракту осуществляются Подрядчиком с использованием собственных материалов".
Согласно пункту 13.10. Контракта в случае, если Подрядчик своевременно не приступает к выполнению работ, либо в процессе выполнения работ станет очевидным, что они не будут оказаны в установленный срок, либо выполнение работ осуществляется с нарушением срока, Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего контракта в одностороннем порядке.
Согласно материалам и сведениям, представленным Обществом и Заказчиком, Общество к выполнению работ, предусмотренных Контрактом, не приступало.
16.06.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо, согласно которому уведомляет, что стоимость на строительные материалы (бетон), подлежащие поставке и использованию при исполнении Контракта, существенно увеличилась по сравнению с 4 кварталом 2022, в связи с чем исполнение Контракта без изменения существенных условий затруднительно.
22.06.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо, согласно которому сообщило о сложностях, с которыми столкнулось и просило об увеличении цены Контракта в связи со значительным повышением цен на бетон.
Комиссия принимает во внимание пояснения представителя Общества, согласно которым Общество в марте 2023 исполняло аналогичный по предмету Контракт, при исполнении которого бетон был приобретен по значительно низшей стоимости по сравнению с той, которая установлена в настоящее время производителем ООО "Норильский Бетонный Завод".
Также Комиссия дает оценку информации, представленной представителем Общества, так, согласно прейскуранту на смеси бетонные ООО "Норильский Бетонный Завод", стоимость бетонной смеси, предусмотренной для выполнения работ по Контракту в марте 2023 составляла 15206 руб., в то время как с 01.04.2023 стоимость изменилась и составила 28290 руб., что не может указывать на намеренное уклонение от исполнения Контракта. Указанное свидетельствует лишь о возникновении непредвиденных обстоятельств, которые повлекли негативные последствия как для Общества, так и для Заказчик.
Ввиду неисполнения Обществом обязательств по Контракту, Заказчиком 05.07.2023 принято решение одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в ЕИС, Комиссия установила, что Заказчиком решение было размещено в ЕИС - 05.07.2023. Решение вступило в законную силу 17.07.2023.
Комиссия, оценивая вышеуказанные обстоятельства в рамках своих полномочий, а также иные действия, совершенные Обществом и Заказчиком, приходит к выводу, что доказательств умышленного и намеренного уклонения исполнителя от исполнения обязательств по Контракту или иных неопровержимых доказательств недобросовестного поведения исполнителя Комиссии представлено не было, факт существования таких доказательств Комиссией не установлен.
Комиссия также отмечает, что не приходит к выводу, что заказчиком принято неправомерное решение, а лишь приходит к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что исполнитель должен быть подвержен такой санкции, как включение в РНП. При этом Комиссия отмечает, что за за неисполнение обязательств в строгом соответствии с Контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). При этом такая мера ответственности, как включение в РНП предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией, в том числе учитывая действий Заказчика, установлено не было.
Также Комиссия отмечает, что о включении или невключении лица в РНП нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в РНП, должен не только разрешить вопрос о наличии формальных оснований для включения в реестр, но и установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения.
Так, Комиссией установлено, что Общество, при участии в закупке учитывало стоимость материалов в соответствии с действующим на тот момент прейскурантом ООО "Норильский Бетонный Завод", который является единственным производителем бетона на территории субъекта, где надлежало выполнить работы, предусмотренные Контрактом. Однако, в силу нестабильной экономической обстановки в стране, стоимость материалов, используемых при выполнении работ, в частности, бетона, увеличилась более чем в 1,5 раза, что повлекло негативные последствия для Общества, выразившиеся в невозможности исполнения Контракта по цене, указанной в заявке.
Кроме того, включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой, как уже было отмечено выше, специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
У Комиссии не имелось достаточных доказательств того, что Общество целенаправленно уклонялось от исполнения обязательств по Контракту.
В соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 15 Постановления Правительства от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Учитывая изложенное выше и тот факт, что Обществом представлены доказательства того, что им принимались меры для исполнения условий контракта, а также тот факт, что Заказчиком нарушены условия Контракта, Комиссия не находит оснований для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать Заказчику во включении сведений в отношении ООО "ГМС", в Реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия решения в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
Н.А. Ворсина
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 июля 2023 г. N 024/06/104-2031/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2023