Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
заведующей МБДОУ детский сад N 1 г. Кирово-Чепецк,
в присутствии: представителя ИП по доверенности,
рассмотрев материалы МБДОУ "Детский сад N 1 города Кирово-Чепецка Кировской области" о включении сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
19.07.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение МБДОУ "Детский сад N 1 города Кирово-Чепецка Кировской области" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП (далее - Победитель) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по оснащению системой наружного освещения детского сада (извещение N 0340200003323004642).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначалось на 25.07.2023 г. В связи с необходимостью получения дополнительной информации и документов от Подрядчика, рассмотрение материалов откладывалось на 26.07.2023.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, поскольку со стороны Подрядчика имело место нарушение срока выполнения работ, в связи с чем, 04.07.2023 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое было размещено в ЕИС. 17.07.2023 г. решение вступило в законную силу.
Представитель Подрядчика пояснил, что в ходе исполнения Контракта установлено не соответствие проекта с локальной сметой и объемом выполнения работ. Вместе с тем, индивидуальным предпринимателем закуплены необходимые материалы, которые складированы на территории детского сада, согласованы земельные работы. С целью качественного исполнения Контракта с Заказчиком велись переговоры, однако договоренности не достигли. Считает, что Подрядчик предпринял меры, направленные на исполнение контракта, в связи с чем, просит не включать сведения об ИП в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения представителя Подрядчика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
05.04.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по оснащению системой наружного освещения детского сада.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.04.2023 на участие в закупке подано 3 заявки, победителем признана ИП, заявка которой соответствовала требованиям Закона о контрактной системе и извещения о закупке, а также предложившая наименьшую цену контракта - 711 771,14 руб.
По результатам проведенного электронного аукциона между Заказчиком и ИП 26.04.2023 г. был заключен Контракт на выполнение работ по оснащению системой наружного освещения детского сада на общую сумму 711 771, 14 руб. (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по оснащению системой наружного освещения детского сада, а Заказчик обязуется и оплатить выполненные работы.
Согласно п. 1.2 Контракта объем выполняемых работ осуществляется в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту).
Пунктом 1.4 Контракта предусмотрен срок выполнения работ: с 01.06.2023 по 17.07.2023 (включительно). Подрядчик вправе выполнить работы и сдать их результат Заказчику досрочно.
19.06.2023 Заказчиком в адрес ИП направлена претензия, в которой указано на необходимость приступить к работам в срок не позднее 20.06.2023.
В ответ на указанную претензию Подрядчик сообщил о том, что необходимые материалы закуплены и завезены на объект.
29.06.2023 Заказчик вновь направил в адрес предпринимателя претензию о необходимости приступить к работам в срок не позднее 30.06.2023.
Согласно полученного ответа, Подрядчик предлагал заказать электролабораторию для проверки имеющегося кабеля, на предмет его дальнейшего использования, закупить дополнительный товар, который обеспечивал бы закрытие проводов с целью безопасности детей.
Письмом от 13.07.2023 Подрядчик сообщает о готовности исполнить контракт, предлагая перечень работ, необходимых для качественного его завершения.
В ответ на данное письмо 14.07.2023 Заказчик предлагает Подрядчику составить акт в целях обоснования выполнения предложенных им работ, подписав его, в т.ч специалистом МКУ "Техцентр", составить на объем дополнительных работ локально-сметный расчет.
17.07.2023 в адрес Заказчика направлено письмо, в котором Подрядчик сообщает о принятых мерах по исполнению Контракта, предлагая сделать за свой счет рабочий проект.
В это же день Заказчик сообщил, что принятые меры не свидетельствуют об устранении нарушений условий Контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно п. 8.3 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора Подрядчиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В соответствии с требованиями с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 23.06.2023 г. сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно информации, размещенной в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Подрядчиком 04.07.2023 в 14:33 ч.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика является 04.07.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 17.07.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае выясняет причины неисполнения контракта и оценивает существенность допущенного нарушения.
Вместе с тем, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Согласно п.п. а) п. 15 Порядка орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На рассмотрение материалов РНП Подрядчиком представлена информация и документы, подтверждающие принятие индивидуальным предпринимателем мер по исполнению обязательств по Контракту, что подтверждается следующим: закуплен и завезен на объект товар необходимый для выполнения работ (счет на оплату N 37991623 от 06.06.2023 и платежное поручение N 107 от 16.06.2023 на сумму 302232, 48 руб., счет на оплату N 4300-42500 от 19.06.2023 и платежное поручение N 109 от 19.06.2023 на сумму 64796,52 руб., счет на оплату N 38154947 от 19.06.2023 и платежное поручение N 108 от 19.06.2023 на сумму 12201,41 руб.), согласованы земельные работы (лист согласования с владельцами коммуникаций), заказана техника (фотоматериалы), оплачены услуги электролаборатории с целью проверки имеющегося кабеля, на предмет его дальнейшего использования и минимизации расходов на благоустройство территории детского сада (договор подряда N 15-1 от 03.07.2023, счет на оплату N 15-1 от 03.07.2023 и платежное поручение N 112 от 03.07.2023 на сумму 25000,00 руб.). Кроме того, Заказчик при рассмотрении материалов не отрицал факт несоответствия технического задания рабочему проекту, сметы реальному объему работ.
Индивидуальным предпринимателем исполнено 75 контрактов, что подтверждается сведениями ЕИС.
Индивидуальный предприниматель относится к микропредприятиям, включен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Участие в закупках, представляет собой возможность для победителя закупки в условиях экономической неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления деятельности, сохранив рабочие места.
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения Подрядчиком умышленных действий (бездействия) и недобросовестного поведения. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о Подрядчике, не представлено.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МБДОУ "Детский сад N 1 города Кирово-Чепецка Кировской области" в отношении индивидуального предпринимателя, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по оснащению системой наружного освещения детского сада (извещение N 0340200003323004642), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 26 июля 2023 г. N 043/10/104-758/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2023