Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: "__.." - руководитель управления;
члены Комиссии: "__.." - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, "__.."- специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании комиссии в отсутствие:
представителей Заказчика - БУЗ УР "Детская городская клиническая поликлиника N8 МЗ УР", представителей ООО ЧОО "Гарант - Защита", уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев обращение Заказчика БУЗ УР "Детская городская клиническая поликлиника N8 МЗ УР" о включении сведений об ООО ЧОО "Гарант - Защита" (ИНН 0273925365) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-46643-2022 Услуги охраны (номер извещения в ЕИС - 0813500000122017786),
УСТАНОВИЛА:
10.11.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 114 612,20 рублей.
18.11.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 21.11.2022 NИЭА1 поступило четыре заявки, признанные соответствующими установленным требованиям. Победителем по Аукциону признано ООО ЧОО "Гарант - Защита".
02.12.2022 между ООО ЧОО "Гарант - Защита" и БУЗ УР "Детская городская клиническая поликлиника N8 МЗ УР" был заключен контракт N 0813500000122017786/123 (далее - Контракт), согласно которому ООО ЧОО "Гарант - Защита" приняло на себя обязательство по оказанию охранных услуг. Цена контракта 473 710,25 руб.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 06.07.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1.2. Контракта срок исполнения контракта: с 01.01.2023 по 31.12.2023. Срок исполнения этапов исполнения контракта: этапом оказания услуг является календарный месяц.
Пунктом 2.1.1. Контракта предусмотрено оказывать услуги Заказчику лично, согласно Спецификации и Техническому заданию.
В соответствии с п.2.1.3. Контракта Исполнитель должен предоставить Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения настоящего контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - объект), с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием (далее - Список).
Количество работников в Списке должно обеспечивать оказание услуг в объеме, установленном Техническим заданием, с учетом требований статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации.
В случае внесения изменений в состав работников, осуществляющих охрану объекта, Исполнитель направляет в течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия такого решения Заказчику уточненный Список.
Согласно п.2.1.4. Контракта по требованию Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней представить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в Списке, в соответствии с частью первой статьи 11.1, частью седьмой статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", подпунктом "ж" пункта 12 и подпунктом "б" пункта 13 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498.
Перечень таких документов устанавливается в Техническом задании.
Пунктом 2.1.5. Контракта предусмотрено незамедлительно предоставлять Заказчику информацию об обстоятельствах, возникающих при выполнении обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, влияющих на их своевременное и надлежащее выполнение, в том числе о вынесении в адрес Исполнителя контролирующими и надзорными органами предписаний об устранении выявленных нарушений, возбуждении административного производства, привлечении к административной ответственности, приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии.
В соответствии с п.2 Технического задания Приложения к Контракту N2 периодичность оказания услуг: в рабочие дни, с понедельника по пятницу, с 07:00 часов до 19:00 часов (указано местное время Удмуртской Республики), кроме выходных и нерабочих праздничных дней.
Также Техническим заданием Приложения к Контракту N2 предусмотрено использование мобильной группы быстрого реагирования.
29.05.2023 в адрес Общества Заказчиком направлено сообщение о неисполнении пунктов Контракта, а именно:
-п.2.1.3 о направлении списка работников на которых возложено непосредственное исполнение обязанностей по охране объектов;
-п.2.1.4 о направлении копий документов работников из списка п.2.1.3;
-п.2.1.5 о незамедлительном информировании Заказчика об изменении обстоятельств, возникающих при выполнении обязательств, предусмотренных Контрактом.
Также у одного из охранников, а именно Кузнецова А.В. отсутствовало удостоверение частного охранника, что не позволяло ему осуществлять данную деятельность на объекте, в отношении которого установлены обязательные требования к антитеррористической защищенности.
02.06.2023 Заказчиком сформирован мотивированный отказ от подписания акта приемки услуг охраны N391 от 31.05.2023 в связи с тем, что нарушены пункты Контракта:
-п.2.1.1 об оказании услуг Заказчику лично согласно Спецификации и Техническому заданию;
-п.2.1.3 о направлении списка работников на которых возложено непосредственное исполнение обязанностей по охране объектов;
-п.2.1.4 о направлении копий документов работников из списка п.2.1.3;
-п.2.1.5 о незамедлительном информировании Заказчика об изменении обстоятельств, возникающих при выполнении обязательств, предусмотренных Контрактом.
-п.1 Приложения N2 Технического задания в части "Использование мобильной группы".
26.06.2023 в адрес Общества Заказчиком направлено уведомление о неисполнении пунктов Контракта, а именно:
-п.2.1.3 о направлении списка работников на которых возложено непосредственное исполнение обязанностей по охране объектов;
-п.2.1.4 о направлении копий документов работников из списка п.2.1.3;
-п.2.1.5 о незамедлительном информировании Заказчика об изменении обстоятельств, возникающих при выполнении обязательств, предусмотренных Контрактом.
Кроме этого, Заказчик указал, что 01.06.2023 сотрудник Соловьев опоздал на работу, в связи с чем охрана поликлиники не осуществлялась с 07:00 до 10:39 (акт от 01.06.2023 б/н).
Также, согласно сообщению, 08.06.2023 охранник не вышел на работу, соответственно охрана объекта не осуществлялась (акт от 08.06.2023 б/н).
Стоит отметить, что Заказчик предоставил скриншоты с системы видеонаблюдения от 26.06.2023, где видно, что на посту охраны никого нет, охрана не осуществляется.
03.07.2023 Заказчиком сформирован мотивированный отказ от подписания акта приемки услуг охраны N431 от 03.07.2023 в связи с тем, что нарушены пункты Контракта:
-п.2.1.1 об оказании услуг Заказчику лично согласно Спецификации и Техническому заданию;
-п.2.1.3 о направлении списка работников на которых возложено непосредственное исполнение обязанностей по охране объектов;
-п.2.1.4 о направлении копий документов работников из списка п.2.1.3;
-п.2.1.5 о незамедлительном информировании Заказчика об изменении обстоятельств, возникающих при выполнении обязательств, предусмотренных Контрактом.
-п.1 Приложения N2 Технического задания в части "Использование мобильной группы".
06.07.2023 Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
Заказчик неоднократно требовал от Общества устранить выявленные нарушения, однако Обществом, нарушения устранены не были.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
ООО ЧОО "Гарант - Защита" приняло на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО ЧОО "Гарант - Защита", выразившихся в следующем.
Обществом неоднократно нарушались условия контракта, о чем свидетельствуют составленные акты и видео-фиксация.
В адрес ООО ЧОО "Гарант - Защита" направлялось уведомление Удмуртского УФАС России, согласно которому Обществу необходимо в срок до 11:00 19.07.2023 представить в Управление документы и информацию.
Ни в установленный срок (до 11:00 19.07.2023), ни к моменту рассмотрения настоящего дела (20.07.2023 в 09:00) какие-либо документы и сведения со стороны Общества в Управление не предоставлены, ходатайств о продлении срока предоставления документов и сведений по уведомлению со стороны ООО ЧОО "Гарант - Защита" не подавалось, Общество не приняло участие при рассмотрении настоящего дела.
Обществом не предоставлено документов и доказательств, подтверждающих объективную невозможность исполнения условий контракта.
Стоит также отметить, что согласно данным ЕИС ООО ЧОО "Гарант - Защита" 16 раз было включено в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как уже было указано выше, решение об одностороннем отказе было принято Заказчиком 06.07.2023.
Таким образом, устранить нарушения, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Общество могло не позднее 16.07.2023.
Таким образом, в срок, установленный Законом о контрактной системе, Общество не предпринимало каких-либо действий, направленных на устранение выявленных нарушений.
Кроме этого, в связи с существенными нарушениями условий контракта Обществом, возникает угроза жизни и безопасности работников и посетителей поликлиники и их имущества.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Общество предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО ЧОО "Гарант - Защита", так как Общество не предприняло мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО ЧОО "Гарант - Защита" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО ЧОО "Гарант - Защита" (ИНН 0273925365) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-46643-2022 Услуги охраны (номер извещения в ЕИС - 0813500000122017786) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО ЧОО "Гарант - Защита" (ИНН 0273925365) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
17.07.2023 |
19.07.2023 |
17.07.2023 |
0 |
17.07.2023 |
24.07.2023 |
20.07.2023 |
0 |
25.07.2023 |
24.07.2023 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ "__.."
___________ "__.."
___________ "__.." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 20 июля 2023 г. N 018/06/104-542/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2023