Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев обращение Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о включении сведений об ИП Коротковой Оксане Олеговне в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о включении сведений об ИП Коротковой Оксане Олеговне в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на ремонт орг. техники МФУ; Заправка картриджей и тонеров МФУ (извещение N 0320100008223000008).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
11.05.2023 Заказчиком на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N0320100008223000008 о проведении электронного аукциона на ремонт орг. техники МФУ; Заправка картриджей и тонеров МФУ.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.05.2023 NИЭА1 победителем признана ИП Короткова О. О.
05 июня 2023 года Главное Управление Федеральной Службы судебных приставов по Приморскому краю, именуемое далее "Заказчик" и ИП Короткова О.О., именуемое далее "Исполнитель", заключили Государственный контракт N 0320100008223000008 на выполнение работ по ремонту, заправке картриджей многофункциональных устройств (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта предметом настоящего контракта является ремонт, заправка картриджей многофункциональных устройств (далее - Работы).
В соответствии с п.3 Контракта Исполнитель, на основании заявки Заказчика обязан приступить к выполнению работ не позднее двух рабочих дней с момента получения заявки.
05 июня 2023 г. для проведения работ ИП Коротковой О. О. были переданы заявки на проведение ремонта техники и заправке картриджей для многофункциональных устройств. На следующий день, 06 июня 2023 г. ИП Рахмановым Дмитрием Геннадьевичем, в адрес Заказчика, были предоставлены акты технической экспертизы на подлежащую ремонту технику, причем Государственный контракт заключен с ИП Коротковой О. О. В данных актах указаны работы и стоимость услуг, несоответствующие условиям контракта, о чем Заказчик в письме за исх. N25908/23/31904 от 09.06.2023 уведомил Исполнителя.
13 июня 2023 года в адрес Заказчика, посредством электронной почты, поступило письмо б/н от 13.06.2023 г. с Предложением о расторжении контракта по соглашению сторон, по причине невозможности выполнения условий Государственного контракта Исполнителем.
20 июня 2023 года в адрес Исполнителя направлено письмо за исх. N25908/23/37079 о невозможности расторжения указанного выше Контракта по соглашению сторон и требования о выполнении условий Контракта.
По состоянию на 20.06.2023 г. Исполнитель не приступил к выполнению работ.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 7.5 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
07.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
18.07.2023 - дата расторжения контракта.
Согласно Приложению N 1 к контракту, таблица 1, Исполнитель в рамках указанного контракта принял на себя обязательства по обслуживанию следующих моделей принтеров:
- Xerox WC 3345;
- Xerox VersaLink В7030;
- Xerox VersaLink B405;
- Kyocera FS-1024 MFP;
- Kyocera FS-1028MFP/FS-1028MFP/FS-1128MFP;
- Kyocera FS-3040 MFP;
- Kyocera FS-6025/6525 IV1FP;
- МФУ Brother MFC-L5750DW;
- МФУ Kyocera FS-C5750DN;
- Xerox WC 3225 DN1;
- Pantum M7100dn;
- Xerox Phaser 3610/WC 3615.
Между тем, в рамках рассмотрения обращения установлено, что заявки направленные Исполнителю содержали указание на необходимость ремонта техники и заправки картриджей, не являющихся предметом расторгнутого контракта.
При этом, Исполнитель осуществил диагностике оборудования, что подтверждается актами технической экспертизы.
Согласно пояснениям Индивидуального предпринимателя, в ходе исполнения контракта поставщики, у которых Исполнитель производил закупку необходимых расходных материалов и запасных частей, уведомил о временном прекращении поставок некоторых наименований товара. При таких обстоятельствах оперативно найти нового поставщика, способного гарантировать непрерывность поставки необходимого товара, Исполнитель не смог.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
В соответствии с пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Коротковой Оксане Олеговне в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 26 июля 2023 г. N 25-180/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2023