Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в следующем составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД УДАЧНЫЙ" МИРНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (далее также - АДМИНИСТРАЦИЯ МО "ГОРОД УДАЧНЫЙ", заказчик): ... (представитель по доверенности);
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ОЛИМПСТРОЙПРОЕКТ" (далее также - ООО "ОЛИМПСТРОЙПРОЕКТ", заинтересованное лицо, исполнитель): ... (представитель по доверенности);
рассмотрев обращение, представленное заказчиком АДМИНИСТРАЦИЕЙ МО "ГОРОД УДАЧНЫЙ" об участнике закупки ООО "ОЛИМПСТРОЙПРОЕКТ" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по разработке рабочей документации "Сезонный водопровод, сооружаемый открытым способом" согласно ТУ от 02.03.2023 N Нг-463 (изв. N 0116300011323000075), действуя в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании пунктов 13, 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком АДМИНИСТРАЦИЕЙ МО "ГОРОД УДАЧНЫЙ" об участнике закупки ООО "ОЛИМПСТРОЙПРОЕКТ" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по разработке рабочей документации "Сезонный водопровод, сооружаемый открытым способом" согласно ТУ от 02.03.2023 N Нг-463 (изв. N 0116300011323000075).
Из обращения заказчика следует, что ООО "ОЛИМПСТРОЙПРОЕКТ" в качестве обеспечения исполнения контракта предоставил реестровые номера контрактов, которые не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, в связи, с чем было признано уклонившимся от заключения контракта.
В ходе рассмотрения дела представитель заинтересованного лица пояснил, что подписал проект контракта в установленный срок, для обеспечения исполнения контракта и подтверждения добросовестности были ошибочно представлены сведения о номерах контрактов, содержащихся в реестре.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) 03.07.2023 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки, АО "Сбербанк-АСТ" опубликовано извещение N 0116300011323000075 о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по разработке рабочей документации "Сезонный водопровод, сооружаемый открытым способом" согласно ТУ от 02.03.2023 N Нг-463.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 491 410,00 рублей;
3) 11.07.2023 года подведены итоги запроса котировок в электронной форме, по результатам которого заявка ООО "ОЛИМПСТРОЙПРОЕКТ" признана соответствующей требованиям извещения;
4) 12.07.2023 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки, АО "Сбербанк-АСТ" опубликован проект контракта;
5) 13.07.2023 от электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" получен документ "Подписанный победителем проект контракта";
6) 14.07.2023 Процедура заключения контракта N 01163000113230000750001 переведена на этап "Контракт не заключен";
7) 14.07.2023 Размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 14.07.2023 NППУ20_1" для закупки N0116300011323000075;
8) 14.07.2023 Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об участнике ИП ... по следующим основаниям:
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпункт "а" пункт 2 часть 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в часть 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей
подписи проект контракта не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Согласно пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные часть 3 (за исключением случая, предусмотренного пункт 3 часть 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный часть 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункт 3 часть 3 настоящей статьи) и часть 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с ч.8.1 ст.96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и п. 4.9 проекта муниципального контракта участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) среди СМП и СОНО, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
11.07.2023 года подведены итоги запроса котировок в электронной форме, по результатам которого заявка ООО "ОЛИМПСТРОЙПРОЕКТ" признана соответствующей требованиям извещения.
12.07.2023 года заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки, АО "Сбербанк-АСТ" опубликован проект контракта.
13.07.2023 ООО "ОЛИМПСТРОЙПРОЕКТ" года подписало проект контракта на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ".
Для обеспечения контракта и подтверждения добросовестности ООО "ОЛИМПСТРОЙПРОЕКТ" предоставило сведения о номерах контрактов, содержащихся в реестре: 3141401188021000004, 3143302032021000083, 3143511283320000053, таким образом, намерений уклоняться от заключения контракта ООО "ОЛИМПСТРОЙПРОЕКТ" не имело.
Представитель заказчика пояснила, что при проверке приложенного перечня, обнаружено несоответствие приложенных контрактов требованию Закона о контрактной системе. Контракты с реестровыми номерами N 3141401188021000004, N 314330203202100008, N 3143511283320000053 исполнены ООО "ОлимпСтройПроект" с применением к участнику неустоек (штрафов, пеней).
В ходе рассмотрения дела представитель заинтересованного лица пояснил, что данная ошибка возникла из-за ошибки сотрудника, который предоставил неверные номера контрактов.
Данное обстоятельство, подтверждается наличием у ООО "ОлимпСтройПроект" на момент подачи вышеуказанных сведений, контрактов, подтверждающих исполнение им (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней).
Такими являются следующие контракты: N 3143511283320000053, N 3143511283320000049, N 3141100356021000015 (информация по ним прилагается).
Соответственно у ООО "ОлимпСтройПроект" не было никаких причин, при наличии легитимных, для целей настоящего аукциона, контрактов, указывать контракт, не соответствующий требованиям закона и данной закупки, беспричинно рискуя сделкой, в которой имеется профессиональная: заинтересованность и своей репутацией, как постоянного и добросовестного участника и исполнителя подобных контрактов.
В данном случае, Комиссия Якутского УФАС России не усмотрела недобросовестного поведения в действиях ООО "ОлимпСтройПроект", тем не менее рекомендует впредь более внимательно подходить к процедуре заключения контрактов.
Так как контракт направлен второму участнику, на основании чего, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что уклонение участника не повлекло неблагоприятных последствий для заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является наличие однозначных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности победителя закупки, в том числе и не подписавшего в установленный срок проект контракта.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. 28.06.2017), согласно которой нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
В соответствии с пункт 14 Правил Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Изучив материалы дела, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к мнению, что действия ООО "ОлимпСтройПроект", приведшие к уклонению от заключения контракта, вызваны не умыслом в уклонении от подписания контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078, Комиссия по результатам проверки факта уклонения участника закупки от заключения государственного контракта,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком АДМИНИСТРАЦИЕЙ МО "ГОРОД УДАЧНЫЙ" об участнике закупки ООО "ОЛИМПСТРОЙПРОЕКТ" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по разработке рабочей документации "Сезонный водопровод, сооружаемый открытым способом" согласно ТУ от 02.03.2023 N Нг-463 (изв. N 0116300011323000075) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) РФ не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 июля 2023 г. N 014/06/104-1138/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2023