Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "НИИ ЮГПРОЕКТ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-клинический центр медицинской реабилитации и курортологии Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта капитального ремонта филиала (извещение N 0348100009523000002 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно признавшей заявку Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 05.03.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 80 000 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 03.07.2023;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки,
5) заявки 4 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена процедура рассмотрения и оценки вторых частей заявок, в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 06.07.2023 NПРОI3 (далее - Протокол), заявке Заявителя с идентификационным номером "113828015" присвоено 0 баллов по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", и указано, в том числе следующее:
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором электронной площадки |
Решение о признании первой части заявки соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении первой части заявки на участие в закупке |
Обоснование решения об отклонении первой части заявки на участие в закупке |
Итоговая оценка первой части заявки по критерию, установленному п. 3 ч. 1. ст. 32 Закона N 44-ФЗ |
Итоговая оценка первой части заявки по критерию, установленному п. 2 ч. 1. ст. 32 Закона N 44-ФЗ |
113828015 |
Соответствует требованиям |
|
0,00 |
- |
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу пункта 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение работ по разработке проекта капитального ремонта филиала.
Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по детализирующему показателю "число предложенных мероприятий" показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено в том числе следующее:
"Значение количества баллов определяется по следующей формуле, предусмотренной подпунктом "б" пункта 20 Положения:
, где
БХi - значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемое заявке, подлежащей оценке;
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит оценке;
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках, подлежащих оценке;
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках, подлежащих оценке
Характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, единица измерения характеристики в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 - 796 "Штука" ("шт").
Предложение участника закупки должно содержать качественные характеристики объекта закупки - перечень элементов производственной деятельности, отдельных выполняемые участником функций (далее - мероприятия), предлагаемых к осуществлению участником для выполнения работ (оказания услуг), указанных в Техническом задании.
Предмет оценки, определяющий исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке, и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в первой части заявки, которые должны соответствовать одновременно следующим требованиям:
- предлагаемые мероприятия должны соответствовать видам работ (услуг), указанным в Техническом задании;
- предлагаемые мероприятия должны содержаться в документах системы менеджмента качества участника в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001:2015 , иными стандартами системы менеджмента качества.
Предоставление сертификата системы менеджмента качества участника в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001:2015, иными стандартами системы менеджмента качества не требуется.
Инструкция по заполнению заявки, определяющая, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки: предложение участника закупки должно содержать:
а) виды работ (услуг), соответствующие Техническому заданию;
б) мероприятия по оказанию отдельного вида работ (услуг), которые позволят оказать соответствующий детализируемый вид услуги (выполнить соответствующий детализируемый вид работы).
Не будут учитываться при оценке мероприятия, не соответствующие вышеуказанным требованиям".
Вместе с тем, предметом закупки является объектом закупки является выполнение работ по разработке проекта капитального ремонта филиала.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что перечень мероприятий, при проведении проектных работ, по сути своей является исчерпывающим и установлен Строительными нормами и правилами, строительными правилами, ГОСТами и техническими регламентами.
Изучив документы и сведения, представленные на заседании, Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки заявок участников закупки по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", является необъективным, поскольку количество элементов производственной деятельности не позволяет выявить лучшее предложение участников Конкурса путем сопоставления представленных сведений участниками закупки.
В связи с изложенным действия Заказчика ненадлежащим образом установивших порядок оценки нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что ввиду установления Заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе, Конкурсной комиссией неправомерно проведена процедура рассмотрения и сопоставления заявок участников Конкурса по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком и Конкурсной комиссией не исполнено Предписание.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решением комиссии от 25.04.2023 N 050/06/105-13451/2023 (далее - Решение N 050/06/105-13451/2023) в действиях Заказчика выявлены нарушения пункта 4 части 2 статьи 42, пункта 8 части 1 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в действиях Конкурсной комиссии выявлены нарушения части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании Решения N 050/06/105-13451/2023 Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдано Предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Конкурса, а также необходимости внесения изменений в извещение о проведении Конкурса. Срок исполнения Предписания - до 12.05.2023.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Предписание по делу от 25.04.2023 N 050/06/105-13451/2023 в части установления в критериях оценки заявок по указанному детализирующему показателю "общее количество исполненных участником закупки договоров" предельного минимального значения Заказчиком не исполнено.
Решением комиссии от 06.06.2023 N 050/06/105-18739/2023 (далее - Решение N 050/06/105-18739/2023) в действиях Заказчика выявлены нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в действиях Конкурсной комиссии выявлены нарушения пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании Решения Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдано Предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Конкурса, а также необходимости внесения изменений в извещение о проведении Конкурса. Срок исполнения Предписания - до 21.06.2023.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Предписание по делу от 06.06.2023 N 050/06/105-18739/2023 в части установления в порядке оценки заявок участников закупки критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Заказчиком не исполнено.
Таким образом, действия Заказчика, Конкурсной комиссии не исполнивших надлежащим образом Предписание, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НИИ ЮГПРОЕКТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
5. Передать материалы дела от 19.07.2023 N 050/06/105-25054/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 19 июля 2023 г. N 050/06/105-25054/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2023