Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
СПб ГБУ "СШОР по парусному спорту "Крестовский остров" (далее - Заказчик);
ООО "УЛЬЯНОВСКОЕ АВС" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 19067-ЭП/23 от 24.07.2023) на действия комиссии по осуществлению закупок Уполномоченного органа, Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание комплексной услуги по организации выездов спортивных команд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Спортивная школа олимпийского резерва по парусному спорту "Крестовский остров" на спортивные и физкультурные мероприятия во втором полугодии 2023 г (извещение N 0172200003823000098) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 12.07.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172200003823000098. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 000 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на возможные неправомерные действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отклонении заявки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
Согласно сведениям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.07.2023 NИЭА1, заявка участника отклонена по следующим основаниям:
Отказ в принятии гарантии согласно ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). А именно: Представленная в качестве обеспечения заявки независимая гарантия от 14.07.2023 N 10652441 не соответствует требованиям ст. 45 ФЗ N 44, п. "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а так же условия гарантии" раздела "Обеспечение заявки" извещения о закупке, а именно: в представленной независимой гарантии указано, что Бенефициаром является: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва "Крестовский остров", что не соответствует установленным требованиям извещения о закупке, где Бенефициаром является Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга: "Обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов: а) путем блокирования денежных средств, внесенных участником закупки на банковский счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 N 1451-р. Порядок обеспечения заявки в виде денежных средств установлен статьей 44 Закона N 44; б) путем предоставления независимой гарантии. Порядок обеспечения заявки путем предоставления независимой гарантии, условия независимой гарантии установлены статьями 44, 45 Закона N 44 и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005. Бенефициаром по независимой гарантии выступает Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга." В извещении о закупке установлена следующая информация: "Уполномоченный орган: Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга Заказчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва "Крестовский остров". Таким образом, извещение содержит указание на требования к обеспечению заявки, где Бенефициаром является Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга. Обеспечение контракта предоставляется Заказчику. Данная позиция подтверждается решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2022 по делу N А 56-23166/2022, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2016 по делу N А 56-28943/2016, а также решением Комиссии ФАС России от 11.11.2022 по делу N 28/06/105-3338/2022, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-1855/20 от 08.04.2020, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-2995/20 от 28.05.2020, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-3778/20 от 09.07.2020, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-3882/20 от 14.07.2020, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России от 24.08.2020 по делу N 44-4670/20, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России от 10.06.2021 по делу N 44-2766/21, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России от 19.11.2021 по делу N 44-5167/21. Основание отклонения заявки на участие в закупке: п. 7 ч. 12 ст. 48 ФЗ N 44 в части отказа в принятии независимой гарантии на основании п. 2, 3 ч. 6 ст. 45 ФЗ N 44. Представленная в качестве обеспечения заявки независимая гарантия от 14.07.2023 N 10652441 не соответствует требованиям п. 2 ч. 2 ст. 45 ФЗ N 44, п. "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а так же условия гарантии" раздела "Обеспечение заявки" извещения о закупке, а именно, в независимой гарантии указаны несоответствующие обязательства Принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией: - "1. Настоящая независимая гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств по заключению контракта с бенефициаром (в случае признания принципала в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 го N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иным участником закупки, с которым по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается контракт)". Заключение контракта осуществляется с Заказчиком по закупке, а не с Бенефициаром, которым в соответствии с положениями независимой гарантии выступает Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга. Указание в независимой гарантии условия, подразумевающего возможность предоставления Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга обеспечения исполнения контракта не позволяет надлежащим образом определить сторону соответствующего обеспечиваемого обязательства в случае его неисполнения. В соответствии с условиями извещения о закупке заключение контракта осуществляется с заказчиком, которым является: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва "Крестовский остров". Кроме того, в соответствии с условиями извещения о закупке предоставление обеспечения исполнения контракта осуществляется в отношении заказчика, которым является Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва "Крестовский остров". Позиция подтверждена решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2022 по делу А56-23166/2022, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2022 по делу А56-49244/2022, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2021 по делу N А 56-8040/2021, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2021 по делу N А 56-8045/2021, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2016 по делу N А 56-28943/2016, а также решениями комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 13.04.2021 по делу N 44-1707/21 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002521000011), от 25.10.2021 по делу N 44-4888/21 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002521000361), от 22.12.2021 по делу N 44-6136/21 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002521000511), от 22.04.2022 по делу N 44-1215/22 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002522000027). Основания отклонения заявки на участие в закупке: п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ в части отказа в принятии независимой гарантии на основании п. 2, 3 ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Представленная участником закупки независимая гарантия от 14.07.2023 N 10652441 не соответствует требованиям части 8.2 статьи 45 ФЗ N 44, пункта "а" постановления Правительства Российской Федерации N 1005 от 08.11.2013 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а так же условия гарантии" р. "Обеспечение заявки" извещения о закупке, а именно: независимая гарантия содержит несоответствующее дополнительное требование к независимой гарантии о том, что: "15.Настоящая независимая гарантия выдана в пользу бенефициара, и права требования по ней не могут быть переданы третьему лицу без согласия гаранта, за исключением случая перемены заказчика при осуществлении закупки, при котором право требования по независимой гарантии может быть передано новому заказчику с предварительным извещением об этом гаранта", что является основанием для отказа в ее принятии в качестве обеспечения заявки на основании пунктов 2, 3 части 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ. Бенефициаром по независимой гарантии выступает Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга. Заказчиком является: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва "Крестовский остров". Таким образом, закрепление в независимой гарантии условия о передаче права Бенефициара (Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга) при перемене заказчика (Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва "Крестовский остров") нарушает права бенефициара в части передачи права требования по независимой гарантии в случае перемены бенефициара, в том числе в случае его реорганизации. Позиция подтверждена: решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2017 по делу N А56-72942/2016, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 30.01.2020 по делу N 44-745/20, а также решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 06.10.2022 по делу N 44-3462/22, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 27.10.2022 по делу N 44-3654/22, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 27.10.2022 по делу N 44-3655/22.
Согласно пп. "г" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе:
1) информацию и документы об участнике закупки: адрес юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо) в пределах места нахождения юридического лица, адрес (место нахождения) аккредитованного филиала или представительства на территории Российской Федерации (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), адрес (место нахождения) обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица), место жительства физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если участник закупки является физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), адрес электронной почты, номер контактного телефона;
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур: информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
В извещении Заказчиком установлено, в том числе следующее:
Участник закупки обязан представить обеспечение заявки в размере, установленном в извещении об осуществлении закупки. Обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов: а) путем блокирования денежных средств, внесенных участником закупки на банковский счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 N 1451-р. Порядок обеспечения заявки в виде денежных средств установлен статьей 44 Закона N 44; б) путем предоставления независимой гарантии. Порядок обеспечения заявки путем предоставления независимой гарантии, условия независимой гарантии установлены статьями 44, 45 Закона N 44 и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005. Бенефициаром по независимой гарантии выступает Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга. Реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими на лицевой счет, открытый в Управлении федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга, являющемуся главным администратором доходов бюджета, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона N 44: Получатель: ИНН 7813047833, КПП 781301001, ОКТМО 40391000, Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга л/с 0620000. Реквизиты банковского счета: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по г. Санкт-Петербургу, г. Санкт-Петербург БИК 014030106, к/с 40102810945370000005, р/с 0322464300000007200".
Вопреки позиции Заявителя, комиссия по осуществлению закупок Заказчика не могла отказаться от соблюдения требований извещения и Закона о контрактной системе. Иное ведет к неравному и выборочному подходу к участникам закупки.
Изучив обстоятельства дела, с учетом положений извещения, Комиссия УФАС констатирует, что комиссия по осуществлению закупок не имела достаточных оснований для признания указанной независимой гарантии удовлетворяющей требованиям извещения.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что комиссия по осуществлению закупок имела достаточные основания для отклонения заявки на участие в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения заявок), следовательно, в ее действиях не находятся признаки нарушения ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "УЛЬЯНОВСКОЕ АВС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 июля 2023 г. N 44-3182/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2023