Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", рассмотрела обращение межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о включении информации об ООО "Север" (ИНН: 3702167542; КПП: 370201001 Юридический адрес: 153002, Ивановская область, пр-кт Ленина) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), по причине одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работ по уничтожению, утилизации (переработке) имущества, обращенного в собственность государства, и иного имущества на территории Ивановской области, номер извещения 0128100004022000049, в открытом заседании,
31.07.2023 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 01.08.2023.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
25.07.2023 во Владимирское УФАС России поступило обращение межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее заказчик, МТУ Росимущества) о включении информации об ООО "Север" (далее поставщик, исполнитель, Общество, ООО "Север") в
реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), по причине одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работ по уничтожению, утилизации (переработке) имущества, обращенного в собственность государства, и иного имущества на территории Ивановской области, номер извещения 0128100004022000049.
Из обращения заказчика следует, что между Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях и ООО "СЕВЕР" заключен государственный контракт от 20.12.2022 N 0128100004022000049-0019602-01 (далее - Контракт) на выполнение работ по уничтожению, утилизации (переработке) имущества, обращенного в собственность государства, и иного имущества (далее - имущество) на территории Ивановской области.
Согласно условии Контракта Исполнитель в том числе обязан:
- информировать Заказчика о месте и времени мероприятий, связанных с переработкой (утилизацией) или уничтожением имущества в срок не менее чем за З рабочих дня до начала процесса (п. 4.4.12 Контракта);
- производить уничтожение имущества путем его дробления, измельчения,обезвреживания, полного уничтожения или иного приведения имущества в состояние, при котором оно частично или полностью утратит свои потребительские и (или) иные свойства и не может быть восстановлено в первоначальное состояние экономически выгодным способом (п.
4.4.16 Контракта);
- произвести обезвреживание или размещение отходов, возникших в результате уничтожения имущества (п. 4.4.17 Контракта);
- в течение 3 (трех) рабочих дней после даты выполнения работ по уничтожению,переработке (утилизации) имущества предоставлять Заказчику акт об уничтожении, акт переработки (утилизации) имущества, а также заверенные копии документов, связанных с уничтожением имущества, обезвреживанием или размещением отходов, возникших в результате уничтожения имущества (п. 4.4.18 Контракта);
- осуществить видеосъемку процесса уничтожения (приведения имущества в состояние,при котором оно утратит свои потребительские свойства и не сможет быть восстановлено в первоначальное состояние) в присутствии сотрудника Заказчика.
1) В соответствии с поручением МТУ Росимущества от 22.02.2023 N 2/Ив-23, условиями контракта, ООО "СЕВЕР" надлежало обеспечить выполнение работ но переработке (уничтожению) имущества, обращенного в собственность государства, а именно - 19 цифровых терминалов, 51 системного блока, 4 купюр приёмников, 1 металлического ящика зеленого цвета.
По результатам выполненных работ по переработке, переданного имущества
Исполнителем представлено объяснение, из которого следует, что часть имущества (10 цифровых терминалов, 3 купюр приёмника и 1 металлический ящик зеленого цвета) переработано в отсутствии представителя Заказчика. Кроме того, фото и видео фиксация процесса переработки
Исполнителем не проводилась.
Исполнителем не исполнены обязательства в соответствии с пунктами 4.4.1 и 4.4.21 контракта, в связи с чем, в адрес ООО "СЕВЕР" направлена претензия от 13.04.2023 N 33-МР-08/8567 о необходимости оплаты штраф за ненадлежащее исполнение условий контракта, размер которого в соответствии с пунктом 6.4 контракта составил 1000 (одна тысяча) рублей 00 копеек.
Штраф исполнителем оплачен в полном объеме, возражений относительно нарушений,указанных в претензии в адрес МТУ Росимущества не поступило.
2) В соответствии с поручением МТУ Росимущества от 22.02.2023 N 3/Ив-23, условиями контракта, ООО "СЕВЕР" надлежало обеспечить выполнение работ но уничтожению (утилизации) товаров, задержанных таможенными органами (смесь мелких фрагментов из различных материалов (до 20 см по длине или по одной из сторон), упакованные в два полипропиленовых мешка, весом 1219 кг).
Учитывая обращения ООО "СЕВЕР" от 10.03.2023 N б/н, от 07.04.2023 N б/н, срок исполнения указанного поручения неоднократно продлялся. Письмом от 19.04.2023 N 33-МР-08/9216 срок исполнения поручения МТУ Росимущества продлен до 23.04.2023 включительно.
Вместе с тем, по состоянию на 25.04.2023 поручение ООО "СЕВЕР" не исполнено,информация и документы по результатам выполненных работ в МТУ Росимущества не представлены.
По данному факту в адрес ООО "СЕВЕР" направлена претензия от 25.04.2023 N 33-08/9899 с требованием в срок до 03.05.2023 выполнить работы по заявке от 22.02.2023 N 3/Ив-23 с учетом условий контракта, а также представить письменные пояснения по фактам нарушения сроков исполнения поручения.
Вместе с тем, в установленный срок ООО "СЕВЕР" требования не исполнены, в связи с чем в адрес Исполнителя направлена претензия от 05.05.2023 N ЗЗ-МР-08/10758 о необходимости оплаты штраф за ненадлежащее исполнение условий контракта.
Штраф исполнителем оплачен в полном объеме, возражений относительно нарушений,указанных в претензии в адрес МТУ Росимущества не поступило.
3) 03.05.2023 ООО "Север" в адрес МТУ Росимущества представлены письменные пояснения по фактам ненадлежащего исполнения заявки от 22.02.2023 г. N 3/Ив-23 (вх. от 05.05.2023 N 33-15592) с приложением Акта уничтожения товаров, задержанных таможенными органами к заявке N 3. Материалы видео фиксации процесса уничтожения имущества представлены 19.05.2023 в рабочем порядке.
По результатам анализа представленных материалов установлено следующее.
В соответствии с пунктом 4.4.12 контракта Исполнитель обязан информировать Заказчика о месте и времени мероприятий, связанных с переработкой (утилизацией) или уничтожением имущества в срок не менее чем за З рабочих дня до начала процесса.
Осуществление видеосъемки процесса уничтожения (приведения имущества в состояние,при котором оно утратит свои потребительские свойства и не сможет быть восстановлено в первоначальное состояние) в соответствии с пунктом 4.4.21 контракта осуществляется
Исполнителем в присутствии сотрудника Заказчика.
В нарушение условий контракта имущество уничтожено без соответствующего уведомления и присутствия сотрудника МТУ Росимущества.
Кроме того, согласно информации, указанной в Акте уничтожения от 30.04.2023 имущество
- смесь мелких фрагментов из различных материалов (до 20 см по длине или но одной из сторон),упакованные в два полипропиленовых мешка, весом 1219 кг - уничтожено путем сжигания в печи.
Вместе с тем, представленная видеосъемка не подтверждает факт уничтожения имущества,указанным способом. Отражено сжигание на открытом воздухе двух полимерных мешков. Из чего следует вывод о недостоверности видео процесса уничтожения имущества.
Также, в процессе видеосъемки не оглашена дата, место проводимого мероприятия, о лицах, присутствующих и непосредственно осуществляющих процесс уничтожения.
Таким образом, оказанные услуги но уничтожению имущества согласно заявки от 22.02.2023 г. N 3/Ив-23 Заказчиком не приняты, в адрес Исполнителя направлена претензия от 24.05.2023 N ЗЗ-МР-08/12179 о необходимости в срок до 29.05.2023 представить материалы фото и видео фиксации, подтверждающие фактическое уничтожение имущества, либо оплатить сумму реального ущерба от утраты имущества.
Ответственность исполнителя за достоверность документов, подтверждающих переработку (утилизацию) или уничтожение имущества, предусмотрена пунктом 19 Правил распоряжения товарами, задержанными таможенными органами, и внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 18.09.2020 N 1493. Вместе с тем, оказанные ООО "Север" услуги по заявке от 22.02.2023 г. N 3/Ив-23 исполнены ненадлежащим образом.
Исходя из вышеизложенного следует, что за период действия контракта исполнителем систематически нарушались его условия, наблюдается формальный, недобросовестный подход к исполнению заявок Заказчика. Данные факты послужили основанием к принятию решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
25.07.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
Таким образом, МТУ Росимущества просит рассмотреть вопрос о включении информации в отношении ООО "Север" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель ООО "Север" на заседании Комиссии Владимирского УФАС России пояснил следующее.
Не исполнение обязательств по контракту возникло по обстоятельствам, не зависящими от поставщика, а именно, для уничтожения отходом необходимо предоставить паспорт отходов. Однако паспорт отходов заказчиком не был предоставлен.
Однако все заявки по утилизации отходов со стороны Общества были исполнены о чем свидетельствуют подписанные акты (акт переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства к заявке на переработку (утилизацию) имущества, обращенного в собственность государства N2/ИВ-23 от 24.03.2023, акт переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства к заявке на переработку (утилизацию) имущества, обращенного в собственность государства N2/ИВ-23 от 10.04.2023, акт переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства к заявке на переработку (утилизацию) имущества, обращенного в собственность государства N2/ИВ-23 от 16.03.2023, акт уничтожения имущества к заявке на уничтожение имущества, обращенного в собственность государства от 20.01.2023, акт от 28.03.2023 уничтожения имущества к заявке на уничтожение имущества, обращенного в собственность государства N3/ИВ-23 от 22.03.2023.
На основании изложенного, представитель ООО "Север" просит отказать в удовлетворении требований заказчика.
Заслушав мнения сторон, проанализировав представленную информацию, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующему.
20.12.2022 между Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и
Ярославской областях и ООО "СЕВЕР" заключен государственный контракт N 0128100004022000049-0019602-01 (далее - Контракт) на выполнение работ по уничтожению, утилизации (переработке) имущества, обращенного в собственность государства, и иного имущества (далее - имущество) на территории Ивановской области.
Заказчик в своем обращение указал, что ООО "Север" были нарушены условия контакта.
МТУ Росимущество воспользовавшись своим правом предусмотренное п.8.2 контракта, ст. 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, принимает решение об одностороннем отказе от исполнения государственный контракт N 0128100004022000049-0019602-01 на выполнение работ по уничтожению, утилизации (переработке) имущества, обращенного в собственность государства, и иного имущества (далее - имущество) натерритории Ивановской области.
В силу части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчиком 12.07.2023 в ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по уничтожению, утилизации (переработке) имущества, обращенного в собственность государства, и иного имущества (далее - имущество) на территории Ивановской области.
12.07.2023 дата надлежащего уведомления поставщика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.07.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно определению Верховного Суда РФ от 11.02.2016 N 305-КГ 15-19295 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действия (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
При этом, как подтверждается судебной практикой о недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Судами отмечено, что сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупок недобросовестным, антимонопольный орган обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину нарушителя, характер совершенного правонарушения, размер причинного вреда, имущественного положения и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах указывает, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в РНП победителя закупки необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
Принимая во внимания пояснения сторон, факт исполнения контракта (что подтверждается актами), а так же, то обстоятельство, что поставщиком предпринимались попытки к надлежащему исполнению контракта (о чем свидетельствует письма и запросы Общества), то Комиссия Владимирского УФАС России не может установить в действиях ООО "Север" недобросовестный характер поведения, направленный на умышленное неисполнение контракта.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установленные по делу, пояснения сторон, руководствуясь нормами права, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу, что оснований для удовлетворения требования межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о включении сведений в отношении ООО "Север" отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о включении информации в отношении ООО "Север" (ИНН: 3702167542; КПП: 370201001 Юридический адрес: 153002, Ивановская область, пр-кт Ленина) в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 1 августа 2023 г. N 033/06/104-518/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2023