Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - Н.А. Ворсиной, заместителя начальника отдела контроля закупок, М.А. Косенко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - КГБУЗ "КККОД им. А.И. Крыжановского" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ИП Гуляеве А.Г. (ИНН 590703660925) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-17816/21 "Поставка с доставкой расходных материалов для ПЦР-диагностики для нужд КГБУЗ КККОД им. А. И. Крыжановского, субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями", извещение N 0119200000121017571, идентификационный код закупки 212246503513724650100107700013250244 (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ИП Гуляеве А.Г. (далее - ИП) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ИП условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и ИП, указанным в Контракте, размещенному в единой информационной системе (далее - ЕИС) было направлено
уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и ИП считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
До заседания Комиссии ИП и Заказчик представили документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
ИП направил ходатайство об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференции (далее - ВКС). Указанное ходатайство удовлетворено, однако ввиду отсутствия технической возможности соединение не осуществлено.
На заседание Комиссии Заказчика явку своего представителя не обеспечил.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
17.01.2023 между Заказчиком и ИП заключен Контракт.
Комиссия отмечает, что ИП добровольно принимал участие в электронном аукционе, выразил согласие исполнить условия Контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями Заказчика, ИП, подав предложение на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавал, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо оказать услуги, являющиеся предметом Контракта.
В соответствии с разделом 1 Контракта: "Предметом контракта является поставка с доставкой расходных материалов для ПЦР-диагностики для нужд КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского.
1.1. Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства поставить с доставкой расходные материалы для ПЦР-диагностики (далее - товар) для нужд КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского, а Заказчик принять и оплатить товар по условиям настоящего контракта в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.
1.2. Место поставки товара - 660133, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Смоленская 1-я, 16".
В соответствии с разделом 3 Контракта: "3.1. С момента заключения контракта до 25.11.2022 года по заявке Заказчика, в течение 3 рабочих дней (не более 12 заявок), по рабочим дням с 8-00 ч. до 13-00 ч.
3.2. При обнаружении в поставленном товаре производственных дефектов Поставщик обязан заменить такой товар в течение 3 рабочих дней с даты обнаружения дефектов. Расходы по возврату товара, замене производятся силами и за счет средств Поставщика".
Согласно разделу 9 Контракта: "9.2. Контракт, может быть, расторгнут досрочно по соглашению сторон, по решению суда, либо в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
9.3. Расторжение Контракта в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статье 95 Закона о контрактной системе.
9.4. Контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке по следующим основаниям:
- при поставке товара ненадлежащего качества, один раз в период действия контракта;
- в случае невозможности поставки товара Поставщиком в установленный срок с момента определенного настоящим контрактом, когда товар должен быть поставлен".
Комиссия, изучив материалы и сведения, представленные сторонами, установила следующее.
25.01.2022 Заказчиком направлена заявка на поставку Товара на сумму 154604, 50 руб.
08.02.2022 ИП поставлен Товар на сумму 151955,50 руб., указанный Товар принят и оплачен Заказчиком.
30.03.2022 Заказчиком направлена заявка на поставку Товара на сумму 79785, 62 руб.
31.03.2022 ИП поставлен Товар на сумму 52051,90 руб., указанный Товар принят и оплачен Заказчиком.
30.08.2022 Заказчиком направлена заявка на поставку Товара на сумму 33032, 72 руб.
08.09.2022 ИП в адрес Заказчика направлено письмо о согласовании продления сроков поставки Товара по заявке от 30.08.2022.
18.01.2023 ИП поставлен Товар на сумму 27733,72 руб., указанный Товар принят и оплачен Заказчиком.
05.04.2023 Заказчик запросил информацию о сроках поставки Товара по позиции N 6 спецификации (приложение N 1 к Контракту) на сумму 5299 руб.
10.04.2023 ИП направлено письмо в адрес Заказчика, согласно которому просит согласовать продление сроков поставки указанного Товара до 30.05.2023, а также, в случае невозможности согласования продления сроков поставки Товара, рассмотреть вопрос о возможности расторжения Контракта по соглашению сторон.
18.04.2023 Заказчиком направлена претензия N 1053, согласно которой Заказчик просит поставить Товар на сумму 5299 руб. в течение трех дней.
06.06.2023 Заказчиком направлена повторная претензия N 1553, согласно которой Заказчик просит поставить Товар на сумму 5299 руб. в течение трех дней.
12.07.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с пунктами 1,2 статьи 523 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с частью 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В силу части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 12.07.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 12.07.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 24.07.2023.
12.07.2023 ИП направлено в адрес Заказчика письмо в соответствии с которым предлагает заменить не поставленный Товар (производство США) на аналогичный Товар (производство Китай), не изменяя функциональные и технические характеристики, на сумму 5299 руб. Ответа на указанное письмо от Заказчика в адрес ИП не поступило. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
18.07.2023 ИП повторно направлено в адрес Заказчика письмо в соответствии с которым предлагает заменить не поставленный Товар (производство США) на аналогичный Товар (производство Китай), не изменяя функциональные и технические характеристики, на сумму 5299 руб. Ответа на указанное письмо от Заказчика в адрес ИП не поступило. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что ИП в течение 10 дней после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта совершены действия, направленные на устранение нарушений обязательств по Контракту, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем из документов, поступивших в материалы обращения, следует подтверждение принятия ИП мер для надлежащего исполнения Контракта, что подтверждается установленными фактами, а именно: ИП поставлена большая часть Товара согласно спецификации (приложения N 1 к Контракту) на общую сумму 231740,62 руб., а также предложен к замене Товар аналогичный по функциональным и технических характеристикам не поставленному на сумму 5299 руб.
Кроме того, Комиссия принимает во внимание тот факт, что не поставка части Товара на сумму 5299 руб. произошла не по вине ИП, а ввиду возникшей сложной внешнеполитической ситуацией и введением политических и экономических санкций иностранными государствами совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации, российских юридических лиц, вследствие которых импорт товара европейского (американсокго0 производства приостановлен на неопределенный срок.
Таким образом, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что ИП при исполнении Контракта действовал недобросовестно.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Более того, к моменту проведения заседания, Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении ИП от исполнения контракта по результатам электронного аукциона.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе т Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ИП Гуляева А.Г. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
М.А. Косенко
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 июля 2023 г. N 024/10/104-2142/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2023