Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - Н.А. Ворсиной, заместителя начальника отдела, С.Д. Маёровой, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - КГБУЗ "Краевая межрайонная клиническая больница N 20 имени И.С. Берзона" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Группа Алмаз" (ИНН 4205376072) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой сосисок для КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона"", извещение N0119200000123005957, идентификационный код закупки 232246201142724620100102050011013244, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Группа Алмаз" (далее - Общество, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и общества, указанным в Контракте, размещенному в единой информационной системе (далее - ЕИС) было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а
также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и Общество считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
До заседания Комиссии Общество и Заказчик представили документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
Представитель Общества направил ходатайство об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференции (далее - ВКС). Указанное ходатайство удовлетворено, доступ предоставлен.
В назначенное время представитель Общества подключился к рассмотрению обращения посредством ВКС.
Представитель общества просил принять во внимание представленные пояснения и материалы, не включать сведения об Обществе в РНП.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку колбасных изделий.
15.05.2023 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт N 01192000001230059570001.
Комиссия отмечает, что Общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия Контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями Заказчика, Общество, подав предложение на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо оказать услуги, являющиеся предметом Контракта.
В соответствии с разделом 1 Контракта: "1.1. Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом".
В соответствии с разделом 3 Контракта: "Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
Заявка направляется Заказчиком не позднее, чем за 3 рабочих дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта. Заявка может быть направлена по факсу (при наличии), по электронной почте на адрес электронной почты Поставщика, указанный в разделе XIV настоящего Контракта.
Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня отправки Заявки Заказчиком.
3.2. Поставка Товара по Заявке осуществляется Поставщиком по адресу: Российская Федерация, 660123, г. Красноярск, ул. Инструментальная, д. 12, склад продуктов питания, тел. 8 (391) 264-36-05.
3.3. В день доставки Товара Заказчик осуществляет приемку Товара по количеству упаковок Товара, комплекту, явным видимым повреждениям упаковки и качеству Товара.
Для проверки поставленного Товара в части соответствия Товара условиям настоящего Контракта Заказчик обязан проводить экспертизу. Экспертиза поставленного Товара может проводиться Заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться независимые эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В рамках экспертизы поставленного Товара на соответствие условиям настоящего Контракта Заказчиком своими силами или с привлечением независимых экспертов (экспертных организаций) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, не реже 1 раза в 3 месяца в течение срока действия Контракта, указанного в пункте 11.1 настоящего Контракта, проводятся исследования Товара на предмет качества и безопасности, в том числе фальсификации Товара.
Заказчик вправе для проведения экспертизы Товара осуществлять выборочную проверку качества и безопасности Товара до 100 процентов от количества партии каждого наименования Товара для подтверждения его соответствия условиям настоящего Контракта в момент передачи Товара Заказчику на складе Поставщика до отгрузки Товара.
Выборочная проверка качества и безопасности Товара осуществляется в течение сроков, установленных настоящим Контрактом для приемки Товара.
Товар на период проведения экспертизы находится у Заказчика на ответственном хранении (Данный абзац вступает в силу в случае осуществления выборочной проверки качества товара при передаче товара заказчику).
По результатам проведенной экспертизы Товара, в том числе выборочной проверки качества и безопасности Товара, Заказчик составляет заключение об отсутствии или наличии нарушений условий настоящего Контракта, а также об отсутствии или наличии нарушений в части качества и безопасности Товара.
В случае если по результатам такой экспертизы установлены нарушения условий настоящего Контракта, за исключением условий, касающихся качества и безопасности Товара, не препятствующие приемке поставленного Товара, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Заказчик вправе не отказывать в приемке поставленного Товара в случае выявления несоответствия этого Товара условиям настоящего Контракта, за исключением условий, касающихся качества и безопасности Товара, если выявленное несоответствие не препятствует приемке Товара и устранено Поставщиком.
По факту поставки Товара в течение 3 рабочих дней Поставщик формирует, подписывает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке в соответствии с ч.13 ст.94 Закона N44-ФЗ.
Заказчик в течение 3 рабочих дней следующих за днем поступления Заказчику документа о приемке в соответствии с ч.13 ст.94 Закона N44-ФЗ, подписывает и направляет Поставщику указанный документ или направляет мотивированный отказ в единой информационной системе в сфере закупок".
Мотивированный отказ направляется в случае обнаружения Заказчиком нарушений условий настоящего Контракта, в том числе требований к количеству Товара, комплектности, упаковке Товара, комплекту, качеству и безопасности Товара. После устранения недостатков, послуживших основанием для направления мотивированного отказа, Поставщик повторно направляет Заказчику документы, определенные в настоящем пункте. Заказчик рассматривает указанные документы и подписывает со своей стороны в порядке и сроки, предусмотренные настоящим пунктом.
В случае привлечения Заказчиком для проведения экспертизы поставленного Товара экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке Товара Заказчик должен учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В случае обнаружения Заказчиком нарушений условий настоящего Контракта, в том числе требований к количеству Товара, комплектности, упаковке Товара, комплекту, качеству и безопасности Товара Поставщик обязуется без дополнительной оплаты со стороны Заказчика стороны Заказчика устранить выявленные нарушения (допоставить, доукомплектовать, заменить Товар) в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня получения от Заказчика мотивированного отказа. Допоставка недопоставленного, доукомплектование или замена некачественного Товара оформляется соответствующей товарной накладной по форме N ТОРГ-12 в порядке, предусмотренном настоящим разделом.
В случае повторного выявления по результатам экспертизы, предусмотренной настоящим пунктом, нарушений условий настоящего Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
Формирование и размещение в единой информационной системе документов, указанных в настоящем разделе, осуществляется в соответствии с ч.13 ст.94 Закона N44-ФЗ"
Внесение исправлений в документ о приемке, оформленный в соответствии с ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, осуществляется в соответствии ч. 14 ст. 94 Закона N 44-ФЗ.
При отсутствии претензий относительно количества Товара, комплектности, упаковки Товара, комплекта, качества и безопасности Товара, в том числе на основании заключения по результатам экспертизы, проведенной путем выборочной проверки качества и безопасности Товара, Заказчик не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления Заказчику документа о приемке в соответствии с п. 3 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ осуществляет действия, предусмотренные п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ.
Датой приемки поставленного Товара, считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком.
В случае обнаружения Заказчиком нарушений условий настоящего Контракта, в том числе требований к количеству Товара, комплектности, упаковке Товара, комплекту, качеству и безопасности Товара Заказчик отказывается от приемки такого Товара и составляет не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления Заказчику документа о приемке в соответствии с п. 3 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ осуществляет действия, предусмотренные п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
3.4. Срок поставки Товара: с момента заключения контракта по 30.04.2024 г. по заявке Заказчика, еженедельно, с 8-00 ч. до 12-00 ч."
Согласно разделу 4 Контракта: "4.1. Поставщик обязан:
4.1.1. Поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
4.1.2. Обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным настоящим Контрактом.
4.1.3. Обеспечить за свой счет устранение выявленных нарушений при несоответствии поставленного Товара условиям настоящего Контракта или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
4.1.4. В случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта направить такое решение Заказчику в порядке, предусмотренном ст. 95 Закона N 44-ФЗ".
Раздел 6 Контракта предусматривает: "6.1. Поставщик гарантирует безопасность Товара в соответствии с техническими регламентами, санитарно-эпидемиологическими требованиями и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к качеству Товара.
6.2. Товар не должен представлять опасности для жизни и здоровья граждан.
6.3. Товар должен быть пригодным для целей, для которых Товар такого рода обычно используется, и соответствовать условиям настоящего Контракта.
6.4. Остаточный срок годности Товара устанавливается Заказчиком в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
Товар должен соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству Товара в момент его передачи, в течение остаточного срока годности, установленного настоящим Контрактом.
Заказчик предъявляет претензии по качеству Товара в течение остаточного срока годности Товара.
6.5. В течение остаточного срока годности Товара Поставщик обязан за свой счет заменить Товар ненадлежащего качества, если не докажет, что недостатки Товара возникли в результате нарушения Заказчиком правил хранения Товара. Замена Товара производится в течение 3 (трех) рабочих дней с момента уведомления Заказчиком Поставщика.
В случае если по результатам экспертизы, указанной в пункте 3.3 раздела III настоящего Контракта, выявлено нарушение условий настоящего Контракта в части качества и безопасности Товара и (или) установлен факт фальсификации Товара, Поставщик осуществляет поставку Товара надлежащего качества и соответствующего требованиям безопасности в объеме партии Товара, поставленного Заказчику, образец из которой был исследован в рамках указанной экспертизы".
Согласно разделу 10 Контракта: "10.1. Все споры или разногласия, возникающие между сторонами по контракту, разрешаются в претензионном порядке, в соответствии с частью 16 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
10.2. Сторона, имеющая к другой стороне претензию (требование) обязана направить другой стороне претензию (требование) с приложением обосновывающих претензию (требование) документов.
10.3. Сторона, которая получила претензию (требование), обязана ее рассмотреть и направить мотивированный ответ другой стороне в течение 10 дней с момента получения претензии (требования).
10.4. В случае невозможности разрешения разногласий в досудебном порядке, они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Красноярского края".
В силу пункта 11.2. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
В случае принятия Стороной решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации, такой отказ осуществляется в соответствии со статьёй 95 Закона о контрактной системе.
Комиссия, изучив материалы и сведения, представленные сторонами, установила следующее.
24.05.2023 Общество осуществило поставку сосисок, произведенных ООО "Кулебакский Мясокомбинат". Товар, поставленный в адрес Заказчика, передавался с сопроводительными документами, подтверждающими его качество: декларация о соответствии от 30.03.2023, ветеринарное свидетельство N19143073094 от 24.05.2023.
08.06.2023 от Заказчика в адрес Общества поступила информация о том, что поставленный товар по результатам лабораторных испытаний не соответствует требуемым качественным характеристикам.
15.06.2023 Обществом для замены товара в адрес Заказчика были поставлены сосиски, произведенные ООО "Ивко", с сопроводительными документами, подтверждающими его качество: декларация о соответствии от 11.05.2023, ветеринарное свидетельство N19447638945 от 15.06.2023.
12.07.2023 от Заказчика поступила в адрес Общества информация о том, что поставленные сосиски по результатам лабораторных испытаний также не соответствуют требуемым характеристикам.
Комиссия принимает во внимание, что, согласно пояснениям ООО "Группа Алмаз", Заказчиком указанные лабораторные испытания были проведены с нарушением регламентированной Законом о контрактной системе процедуры, а именно КГКУ "Краевая ветеринарная лаборатория" не уведомило Общество о допустимости своего участия в проведении экспертизы. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
13.07.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракт N 01192000001230059570001 на поставку с доставкой сосисок для КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона" на основании пункта 1 статьи 523 ГК РФ и части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с частью 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В силу части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Комиссией установлено, что ввиду ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту 10.03.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании пунктов 1, 2 статьи 523 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 11.2 Контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 13.07.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 13.07.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 24.07.2023.
С момента вступления в законную силу решения о расторжении Контракта, Обществом были предприняты меры по устранению сложившейся ситуации.
Комиссия принимает во внимание тот факт, что 19.07.2023 Общество произвело замену производителей ранее поставляемого товара, и осуществило поставку сосисок в объеме, требуемом для замены некачественного товара, производителя ООО "ЯРСК", с предоставлением протоколов лабораторных испытаний, подтверждающих надлежащее качество товара: протокол испытаний N219-23 от 25.01.2023, N2868-23 от 05.04.2023, N2877-23 от 05.04.2023. Также поставляемый в адрес Заказчика товар был сдан на лабораторные испытания, протокол про результатам которых до настоящего времени не получен. Заказчик отказался от приемки поставленного товара, указав причину "Товар не принят, заявку не оформляли", что подтверждается счет-фактурой N22487 от 19.07.2023.
После отказа заказчика от поставленного товара, ООО "Группа Алмаз" отправило заказчику в личный кабинет ЕИС письмо с сообщением о готовности осуществить замену товара с целью исправления ситуации и просьбой согласовать удобный для заказчика день поставки. Заказчик на письмо не ответил. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
20.07.2023 ООО "Группа Алмаз" повторно осуществило поставку сосисок производителя ООО "Ярск" (торговая марка "Дымов"), в количестве 40 кг., с приложением протокола испытаний, подтверждающим надлежащее качество товара. Заказчик также отказался от приемки поставленного товара указав причину "Товар не принят, заявку не отправляли", что подтверждается счет-фактурой N22490 от 20.07.2023.
После отказа заказчика от поставленного товара, ООО "Группа Алмаз" отправило Заказчику в личный кабинет ЕИС, а также на электронную почту письмо с сообщением о готовности осуществить замену товара с целью исправления ситуации и просьбой согласовать удобный для заказчика день поставки. Заказчик на письмо не ответил.
24.07.2023 Общество осуществило поставку сосисок производителя ООО "Ярск" (торговая марка "Дымов"), в количестве 40 кг., с приложением протокола испытаний, подтверждающим надлежащее качество товара. Поставленный товар был принят, подписан счет-фактура N22886 от 24.07.2023, акт сдачи приемки товара от 24.07.2023 и ТТН 22886/1 от 24.07.2023.
Однако, согласно пояснениям ООО "Группа Алмаз", через 2 минуты после приемки товара заведующий пищеблоком попросил у водителя комплект документов, и вернул счет фактуру N22886 от 24.07.2023 (экземпляр поставщика) с текстом: "Товар не принят, заявку не подавали. Решение об одностороннем отказе от 13.07.2023 вступило в силу". В ЕИС отражен отказ от приемки товара с формулировкой: "Не предоставление ООО "Группа Алмаз" результатов пройденной экспертизы, на поставленную партию товара".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Обществом в течение 10 дней после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта совершены действия, направленные на устранение нарушений обязательств по Контракту, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Кроме того, Комиссия принимает во внимание пояснения Общества, согласно которым проведенные Заказчиком экспертизы проведены с нарушением регламентированной Законом о контрактной системе процедуры, выразившемся в неуведомлении Общества в проведении экспертизы.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем из документов, поступивших в материалы обращения, следует подтверждение факта принятия Обществом мер для надлежащего исполнения условий контракта, что подтверждается установленными фактами.
Таким образом, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что Общество при исполнении контракта действовал недобросовестно.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Более того, к моменту проведения заседания, Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении Общества от исполнения контракта по результатам электронного аукциона.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "Группа Алмаз" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
С.Д. Маёрова
Исп.Маёрова С.Д.
тел.211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 июля 2023 г. N 024/10/104-2137/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2023