Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления,
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - Администрации Первомайского района Алтайского края: Ахрименко Е.А.;
от ООО "Глобус": не явился, уведомлен;
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - Администрации Первомайского района Алтайского края (далее- Заказчик, Администрация) о включении сведений об ООО "Глобус" (далее- Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта 0117300040322000021001 от 04.10.2022 г. заключенного по итогам закупки N 0117300040322000021 "Выполнение работ по разработке проектной документации для строительства напорной сети канализации от с. Березовка до канализационного коллектора по ул. Военстроя в г. Новоалтайске, расположенного по адресу: Алтайский край, Первомайский район с. Березовка", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
17 мая 2023 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - Администрации Первомайского района Алтайского края о включении сведений об ООО "Глобус" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта 0117300040322000021001 от 04.10.2022 г. заключенного по итогам закупки N 0117300040322000021 "Выполнение работ по разработке проектной документации для строительства напорной сети канализации от с. Березовка до канализационного коллектора по ул. Военстроя в г. Новоалтайске, расположенного по адресу: Алтайский край, Первомайский район с. Березовка".
Представитель Администрации пояснила, что обязательства по контракту ООО "Глобус" не выполнены, просила включить в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель ООО "Глобус" на заседание Комиссии не явился, документов, подтверждающих его добросовестность не представил.
23 мая 2023 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам:
13.09.2022 г. в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона 0117300040322000021 "Выполнение работ по разработке проектной документации для строительства напорной сети канализации от с. Березовка до канализационного коллектора по ул. Военстроя в г. Новоалтайске, расположенной по адресу: Алтайский край, Первомайский район, с. Березовка".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 900 000,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.09.2022 г., было подано 6 (шесть) заявок участников.
ООО "Глобус" было признано победителем, с ценой контракта 3 993 000,00 руб.
04.10.2022 г. между Администрацией и ООО "Глобус" был заключен Контракт на выполнение работ по разработке проектной документации для строительства напорной сети канализации от с. Березовка до канализационного коллектора по ул. Военстроя в г. Новоалтайске, расположенной по адресу: Алтайский край, Первомайский район, с. Березовка.
Согласно условиям Контракта (пункт 4.1), Подрядчик приступает к выполнению работы с момента подписания Контракта обеими сторонами.
Работа должна быть закончена не позднее 6 месяцев с момента подписания Контракта обеими сторонами (пункт 4.2 контракта).
Таким образом, Контракт должен быть исполнен не позднее 04.04.2023 г.
Пунктом 3.1.1 Контракта предусмотрено, что Заказчик в праве требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Контракта, Подрядчик обязан выполнить предусмотренные Контрактом работы, обеспечив их надлежащее качество, в соответствии с требованиями нормативных документов, в сроки, установленные Контрактом, в пределах цены Контракта и в соответствии с заданием на проектирование.
На 21.03.2023 г. обязательства по Контракту не исполнены, в связи с чем Заказчиком в адрес ООО "Глобус" было направлено соответствующее уведомление.
24.03.2023 г. ООО "Глобус" письмом N 25 просило сделать дополнительное соглашение о переносе сроков окончания работ до конца июля, поскольку на данный на объекте находился большой слой снега, что мешало произвести сьемку. Указанным письмом, ООО "Глобус подтвердило, что на 24.03.2023 г. работы по разработке проектной документации не начинались.
11.04.2023 г. претензией N 233/П/1645 Заказчик просил ООО "Глобус" ускорить завершение работ (на территории выполнения проектных работ снежный покров в большей части отсутствует) или предоставить мотивированный отказ от исполнения Контракта.
24.04.2023 г. претензией N 233/П/1901 Заказчик уведомил ООО "Глобус" о том, что на 04.04.2023 г. в адрес Администрации не было представлено на согласование и утверждение схем планировки и межевания территории.
Поскольку на 05.05.2023 г. в адрес Администрации не представлены документы, подтверждающие выполнение работ, Заказчиком было принято решение N 2/2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем ООО "Глобус" уведомлено письмом (исх. N 233/П/2134).
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
11.1. Согласно пункту 11.1 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа от исполнения Контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.05.2023 г. Решение Заказчика размещено в ЕИС, 05.05.2023 г. получено ООО "Глобус" 16.05.2023 г. вступило в законную силу.
На дату рассмотрения информации Заказчика о включении сведений об "Глобус" в реестр недобросовестных поставщиков доказательств выполнения работ не представлено.
Таким образом, условия Контракта со стороны ООО "Глобус" не выполнены ни в сроки, предусмотренные Контрактом, ни после принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Действуя добросовестно и разумно ООО "Глобус" будучи победителем аукциона, должен был обеспечить выполнение работ в сроки, уставленные Контрактом.
В соответствии с письмом N 25 от 24.03.2023 г. ООО "Глобус" гарантировало исполнение Контракта в полном объёме. Однако, в последствии так и не представило в материалы дела доказательств, в своей совокупности подтверждающих свою добросовестность.
Комиссия, рассмотрев представленные сведения и документы в материалы дела, пришла к выводу о наличии факта недобросовестного поведения Подрядчика.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 331, реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контакта или уклонение от его исполнения.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Из анализа указанных норм следует, что для внесения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) необходимо установить существенное нарушение им условий контракта, наличие в контракте условия, позволяющее заказчику отказаться от его исполнения в одностороннем порядке, и факт расторжения контракта при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта.
Согласно статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, заявитель несет риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе связанные с участием в государственных закупках, с установлением необходимых договорных отношений с третьими лицами, подбором персонала и так далее.
Согласно статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
ООО "Глобус" подавая заявку на участие в аукционе, а в последствии при заключении контракта, взяло на себя обязательства по выполнить работы по разработке проектной документации, однако, в сроки, предусмотренные Контрактом работы не выполнило.
В связи с чем, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Контракт надлежащим образом не был исполнен, в сроки, предусмотренные контрактом работы не выполнены, и, следовательно, Заказчик в действительности лишился того, на что вправе был рассчитывать при осуществлении закупки.
В соответствии с частью 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее- Постановление N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Доказательств обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, ООО "Глобус" не представлено.
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Глобус" не проявило должной заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях исполнения контракта.
Включение в данном случае ООО "Глобус" в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
Согласно сведениям единой информационной системы, 16.05.2023 г. ООО "Глобус" уже включен в реестр недобросовестных поставщиков (реестровый N 23003949).
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Глобус" (ИНН 7816655533, 193091 г. Санкт-Петербург, вн.тер. г. муниципальный округ Невский округ, наб. Октябрьская, д.34, к.6, литера А, помещ. 5,8-20, генеральном директоре/учредителе Дроздецком Анатолии Анатольевиче ИНН 781642561918), сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 23 мая 2023 г. N РНП-22-103-Р/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2023