Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
<_>,
<_>,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <_> (далее - <_>, заявитель) на действия Федерального бюджетного учреждения "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" (далее - ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть", заказчик, учреждение) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка каната" (извещение N 0352100012723000057) (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка),
в отсутствие представителя заявителя, уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - <_> (доверенность от 26.07.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6675-ЭП/23 от 20.07.2023) жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявителем обжалованы положения извещения об осуществлении закупки, не соответствующие, по его мнению, требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 13.07.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352100012723000057 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 1417560 руб.
20.07.2023 заказчиком в извещение о проведении электронного аукциона внесены изменения в части продления срока подачи заявок на участие в аукционе (дата и время окончания срока подачи заявок установлены 31.07.2023 10:00 час.).
20.07.2023 и 21.07.2023 заказчиком размещены разъяснения положений извещения о проведении электронного аукциона.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе заявителем указано: "Заказчик разместил информацию о проведении закупки в ЕИС N 0352100012723000057 от 13.07.2023 на Поставку каната с применение запрета согласно Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", Код ОКПД2 13.94.12.190, канат полиэфирный (согласно Описание объекта закупки). Так же Заказчик размещает данную закупку повторно, предыдущая процедура N 0352100012723000042 от 16.06.2023 согласно итоговому протоколу закончилась отсутствием заявок участников. Считаем данное применение ПП N616 неправомерным, поскольку описанные в Техническом задании к закупке товары не входят в реестр промышленной продукции производимой на территории РФ и стран ЕАЭС, что не позволяет предоставить участникам выписку из Реестра. Согласно п.3 ПП N616 запреты не применяются в случае отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара".
21.07.2023 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии или отсутствия в действиях заказчика нарушений Федерального закона о контрактной системе был направлен (исх. N ТШ/4415/23) запрос о предоставлении письменных возражений на доводы жалобы с приложением документальных доказательств.
Заказчиком были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 6833-ЭП/23 от 26.07.2023), а также дополнения к возражениям по доводам жалобы (вх. N 6906-ЭП/23, N 6913-ЭП/23 от 27.07.2023) содержание которых сводится к отсутствию нарушений законодательства о контрактной системе при осуществлении данной закупки, в том числе указано: "В пункте 2 приложения N 1 к постановлению Правительства N 616 указано "13.9 Изделия текстильные прочие".
Предмет закупки "канат" по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - попадает под код 13.94.12.190.
Указанный код ОКПД2 входит в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Заказчик при осуществлении электронного аукциона (извещение N 0352100012723000057) обязан был установить запрет, предусмотренный Постановлением Правительства N 616.
Следует отметить, что пунктом 3 постановления Правительства N 616 определен ряд случаев, при которых запреты, указанные в пунктах 1 и 2 указанного постановления Правительства не применяются.
Вместе с тем ни одно из указанных в пункте 3 постановления Правительства N 616 оснований не может быть применено заказчиком для неустановления запрета в извещении".
В силу статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно частям 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие требований части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 20.04.2020 N 616).
В пунктах 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2020 N 616 указано, в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
2. Установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2020 N 616 определен ряд случаев, при которых запреты, указанные в пунктах 1 и 2 указанного постановления не применяются.
Подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2020 N 616 определено, что запрет не устанавливается в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, - заказчиком самостоятельно;
Подпунктом "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2020 N 616 определено, что запрет не устанавливается в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня).
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2020 N 616 в целях реализации настоящего постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2020 N 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка каната (код ОКПД2 13.94.12.190).
Указанный код ОКПД2 соответствовал пункту 2 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616.
Из пояснений заказчика следует, что разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, не выдавалось.
С учетом изложенного, учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта спорного аукциона составляет 1417560 руб. ни одно из указанных в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2020 N 616 оснований не может быть применено заказчиком для неустановления запрета в извещении об осуществлении закупки.
Поскольку закупаемый заказчиком товар содержится в перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, а также отсутствие случаев, при которых запреты не применяются, учреждением правомерно был установлен запрет в соответствии с данным постановлением.
При указанных обстоятельствах Комиссия признает жалобу необоснованной.
Вместе с тем Комиссия отмечает следующее.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В электронном документе "56-ЭА-2023 Описание объекта закупки", размещенного в составе извещения о проведении электронного аукциона, по показателю "материал" заказчиком установлено значение "полиэфирный".
Потребность в полиэфирном канате заказчик мотивировал тем, что большую часть времени канат будет находиться в воде, при этом в отличие от полиамида полиэфир обладает низкой растяжимостью, очень высоким сопротивлением к истиранию, высокой температурой размягчения, не меняет свойств во влажной среде, что обеспечивает большой срок службы канатов.
Заказчик полагает, что характеристикам, указанным в электронном документе "56-ЭА-2023 Описание объекта закупки", размещенного в составе извещения об осуществлении закупки соответствуют товары "Вал плетеный с/с ПЭ 110 текс 24 пр d=14 мм", "Вал плетеный с/с ПЭ 110 текс 24 пр d=16 мм", производителем которых является ООО "Челябинский канатно-веревочный завод".
На заседании Комиссии заказчиком представлен ответ (исх. N б/н от 27.07.2023) ООО "Челябинский канатно-веревочный завод" на запрос заказчика (исх. N 11-23/89 от 24.07.2023) о возможности поставки товара на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона N 0352100012723000057.
Из содержания указанного письма следует, что ООО "Челябинский канатно-веревочный завод" направило в Минпромторг России заявку для включения товара "ПЭ 110 текс 24 пр d=14 мм", "ПЭ 110 текс 24 пр d=16 мм" в реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ, которая зарегистрирована под N 4074\2023.
В настоящее время заявка одобрена, проводится камеральная проверка документов ТПП "Южно-Уральская торгово-промышленная палата".
Заказчик также полагает, что характеристикам, указанным в описании объекта закупки соответствует продукция "канат с сердечником низкого растяжения" (производитель ООО "КАНАТ"), которая включена в реестр российской промышленной продукции с номером реестровой записи 115\3\2022.
Однако Комиссия не может согласиться с позицией заказчика, поскольку указанный канат как минимум не соответствует требованиям заказчика по значению показателя товара "материал" (согласно каталогу продукции материал каната "полипропилен").
При указанных обстоятельствах Комиссия считает, что действия заказчика не соответствуют принципу эффективности осуществления закупок, поскольку товар (канат) с установленными учреждением требованиями к его функциональным и техническим характеристикам в настоящее время отсутствует в реестре российской промышленной продукции, что косвенно подтверждается отсутствием заявок по ранее размещенному заказчиком аукциону в электронной форме (извещение N 0352100012723000042).
Доказательств обратного заказчиком не представлено.
Комиссия считает, что в рассматриваемом случае для того чтобы закупить товар с теми функциональными и техническими характеристиками, которые изначально установлены в электронном документе "56-ЭА-2023 Описание объекта закупки" заказчику надлежало либо получить разрешение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара либо разбить закупку на несколько лотов, с учетом того, что стоимость закупки одной единицы товара не будет превышать 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя <_> на действия Федерального бюджетного учреждения "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка каната" (извещение N 0352100012723000057).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
Заместитель председателя Комиссии |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 июля 2023 г. N 055/06/106-836/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2023