Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии: Ерькина Е. П. - руководитель управления;
Члены комиссии:
Бездетная А. А. -ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов;
Мирзаева К. К. - специалист-эксперт отдела кадров и делопроизводства,
рассмотрев обращение КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 1" о включении сведений об ООО "Рейн-М" в реестр недобросовестных поставщиков,
в присутствии:
от Заказчика посредством видеоконференцсвязи: Яглинская К. А. - представители по доверенности;
от ООО "Рейн-М" посредством видеоконференцсвязи: Коврижных - представитель по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 1" о включении сведений об ООО "Рейн-М" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку наборов ангиографических (извещение N 0320300090623000029).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
06.02.2023 Заказчиком на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N0320300090623000029 о проведении электронного аукциона на поставку наборов ангиографических.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.02.2023 NИЗК1 победителем признана ООО "Рейн-М".
17.02.2023 КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 1" и ООО "Рейн-М" заключили контракт N 0320300090623000029 на поставку наборов ангиографических (далее - Контракт).
В соответствии с условиями контракта ООО "Рейн-М" приняло на себя обязательства в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку наборов ангиографических (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с пунктом 5.1. контракта Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок с даты заключения контракта и до 20.02.2024 г., по заявкам Заказчика, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подачи заявки.
1. Заявка была направлена 02.06.23, таким образом последний день поставки, согласно условиям договора - 09.06.23, однако товар не поставлен.
2. Заявка была направлена 22.06.2023, таким образом последний день поставки, согласно условиям договора - 29.06.2023, однако товар не поставлен.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 11.7. Контракта расторжение Контракта допускается в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В связи с нарушением сроков поставки товара, КГБУЗ "ВКБ N1" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
10.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
21.07.2023 - дата расторжения контракта.
Помимо указанных Заказчиком обстоятельств, Комиссией Приморского УФАС России установлено следующее.
17.02.2023 г. Поставщик по электронной почте получил заявку на поставку товара (Шприцы SDS-CTP-SPK) в количестве 50 шт.
01.03.2023 г. Поставщик отгрузил товар в количестве 50 штук Заказчику (в полном объеме по заявке). Товар принят Заказчиком и оплачен, что подтверждается Актом N 32 от 01.03.2023 г. и платежным поручением N91131 от 30.03.2023 г.
Согласно пояснениям Общества, 30.05.2023 г. иностранный поставщик сообщил о приостановке поставки медицинских изделий производства США в связи с введением США экспортных ограничений по поставку медицинских изделий.
02.06.2023 г. Поставщик по электронной почте получил заявку на поставку товара (Шприцы SDS-CTP-SPK) в количестве 80 шт.
08.06.2023 г. в ответ на полученную заявку Поставщик по электронной почте сообщил Заказчику о возникших трудностях в поставке товара из-за введения США экспортных ограничений (в развитие санкций) с 19.05.2023 г. на поставку такого товара в РФ, что подтверждается письмом Поставщика N 37-23/1 от 07.06.2023 г. с приложением Правил Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США N 0694-AJ17 "О введении дополнительных санкций против России и Беларуси в соответствии с Правилами администрирования экспорта (EAR) и усовершенствования существующих мер контроля" (https://www.federalregister.gov/documents/2023/05/23/2023-10774/implemen tation-of- additional-sanctions-against-russia-and-belarus-under-the-export-administ ration).
В связи с указанными обстоятельствами Поставщик предложил Заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон.
22.06.2023 г. Поставщик по электронной почте получил заявку на поставку товара (Шприцы SDS-CTP-SPK) в количестве 500 шт.
22.06.2023 г. в ответ на полученную заявку Поставщик по электронной почте сообщил Заказчику о трудностях с поставкой товара и предложением о расторжении контракта по соглашению сторон, которые были изложены в ранее направленном Заказчику письме N 37-23/1 от 07.06.2023 г. Поставщик еще раз продублировал это письмо с приложением Правил Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США N 0694-AJ17 "О введении дополнительных санкций против России и Беларуси в соответствии с Правилами администрирования экспорта (EAR) и усовершенствования существующих мер контроля".
30.06.2023 г. Поставщик сообщил Заказчику о том, что ни один из потенциальных поставщиков не может поставить ему товар. Поставщик предложил Заказчику товар на замену: Шприц-колбы для рентгеноконтрастных веществ GM1104 (Китай).
10.07.2023 г. Поставщик получил от ГИС ЕИС уведомление о принятии Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.07.2023 г. Поставщик получил претензию от Заказчика N 568 от 11.07.2023 г.
14.07.2023 г. Поставщик через ГИС ЕИС направил Заказчику ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором:
- сообщил Заказчику о невозможности поставки товара по заявкам от 02.06.2023 г. и 22.06.2023 г. по следующим обстоятельствам: из медицинских изделий в перечень, установленный Правилами Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США N 0694-AJ17 включены приборы на основе рентгеновского излучения - альфа-, гамма- и бета, применяемые в медицинских целях, аппараты УЗИ, компьютерные и магнитно-резонансные томографы, сцинтиграфическое оборудование, электрокардиографы, слуховые аппараты, изделия для ортопедии, кардиостимуляторы, массажные аппараты. В список попало стоматологическое и офтальмологическое оборудование, а также инструменты, включая расходные материалы, фиттинги и контактные линзы. В перечне есть и общехирургические расходные материалы, включая шприцы, канюли, катетеры, а также комплектующие к медтехнике, в том числе рентгеновские трубки и генераторы рентгеновского излучения.
- предложил Заказчику улучшенную замену товара или расторгнуть контракт по соглашению сторон.
14.07.2023 г. Поставщик направил Заказчику ответ на претензию N 568 от 11.07.2023 г.
17.07.2023 г. Поставщик (после получения реквизитов для оплаты) оплатил пени по претензии N 568 от 11.07.2023 г., что подтверждается платежным поручением N 107 от 17.07.2023 г.
Комиссией Приморского УФАС России отмечено, что после невозможности поставки товара из-за рубежа, Поставщик обратился с запросами на поставку товара к поставщикам внутри РФ. Однако такие запросы оставлены без удовлетворения.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
В соответствии с пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Рейн-М" в реестр недобросовестных поставщиков.
Председатель Комиссии: Е. П. Ерькина
Члены комиссии: К. К. Мирзаева
А. А. Бездетная
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 26 июля 2023 г. N 25-186/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2023