Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 31 июля 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
члены Комиссии: "_"; "_"
При участии представителя Администрации муниципального образования "Жигаловский район" (далее - Заказчик) - "_" (доверенность N02 от 17 января 2023 г.);
В отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙСЕРВИС" (далее - ООО "СТРОЙСЕРВИС", Заявитель, общество)
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении аукциона в электронной форме "Строительный контроль "Строительство школы на 520 учащихся в пос. Жигалово Жигаловского района Иркутской области."", извещение N 0134300018623000014 (далее - электронный аукцион) в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 29 июня 2023 года поступила жалоба заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении аукциона в электронной форме "Строительный контроль "Строительство школы на 520 учащихся в пос. Жигалово Жигаловского района Иркутской области."", извещение N 0134300018623000014.
По мнению Заявителя, Аукционная комиссия при рассмотрении заявок неправомерно признала заявка заявителя не соответствующей положениям извещения.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя, в которых считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 14 июня 2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 14.06.2023 N 0134300018623000014".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 805 416 руб. 00 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.07.2023 NИЭА2 на участие в электронном аукционе подано 10 заявок, 4 из которых признаны соответствующими извещению.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу об обоснованности жалобы на основании следующего.
Порядок рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе предусмотрен 49 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно п.п. "а" пункта 3 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком установлены в прикрепленном к извещению о проведении закупки электронном документе "Раздел 3. Требования к содержанию, составу заявки (1)" требования "Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства с учетом требований, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации_
_Уровень ответственности члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по фонду возмещения вреда и по фонду обеспечению договорных обязательств должен быть не ниже 2 уровня, который определяется исходя из сметной стоимости работ по строительству объекта: ""Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Новая в г. Гатчина", "Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Кустова, в г. Гатчина", "Капитальный ремонт участка автомобильной дороги по ул. Радищева (от пр. 25-го Октября до ул. К. Маркса) и участка автомобильной дороги по ул. Хохлова, в г. Гатчина"", стоимостью 137 300 473,80 руб."
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.07.2023 NИЭА2 заявка заявителя была отклонена в связи с несоответствием требования уровню ответственности по СРО.
Исходя из представленных документов, ООО "СТРОЙСЕРВИС" имеет 2 уровень ответственности членства в саморегулируемой организации, что соответствует извещению о проведении аукциона.
Таким образом, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что аукционной комиссией заказчика неправомерно отклонена заявка заявителя, что влечет за собой нарушение пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, в ходе проведения внеплановой проверки, комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее:
Согласно части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится техническим заказчиком.
Пунктом 22 статьи 1 ГрК РФ установлено, что технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 ГрК РФ.
Исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 ГрК РФ, строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Исключение из общего правила обязательности членства в саморегулируемой организации, предусмотренное частью 2.1 статьей 52 ГрК РФ, распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих строительный контроль за выполнением работ по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, размер обязательств по которым не превышает десяти миллионов рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
В связи с вышеизложенным, обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Как была пояснено в ходе рассмотрения представителем заказчика, в данном случае размер обязательств по муниципальному контракту на Строительство школы на 520 учащихся в пос. Жигалово Жигаловского района Иркутской области составляет 1 054 092 000 руб. 00 коп., а установление уровня ответственности СРО исходя из сметной стоимости работ по строительству объекта: ""Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Новая в г. Гатчина", "Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Кустова, в г. Гатчина", "Капитальный ремонт участка автомобильной дороги по ул. Радищева (от пр. 25-го Октября до ул. К. Маркса) и участка автомобильной дороги по ул. Хохлова, в г. Гатчина"", стоимостью 137 300 473,80 руб., установлено в извещении в следствии технической ошибки
Поскольку строительный контроль проводится по объекту - Строительство школы на 520 учащихся в пос. Жигалово Жигаловского района Иркутской области, о чем прямо указано в извещении об осуществлении закупки, в пункте 1.1. проекта контракта, а также разъяснениях положений извещения об осуществлении закупки, то Заказчиком, уполномоченным органом было правомерно установлено требование о членстве в саморегулируемой организации и предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе сведений, подтверждающих членство в саморегулируемой организации, с уровнем ответственности, исходя из цены муниципального контракта на Строительство школы на 520 учащихся в пос. Жигалово Жигаловского района Иркутской области 1 054 092 000 руб. 00 коп.
Частью 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Таким образом, так как имеющийся уровень ответственности СРО у заявителя не соответствует уровню, исходя из стоимости контракта на строительство школы на 520 учащихся в пос. Жигалово Жигаловского района Иркутской области. При этом, указание на иной уровень ответственности осуществлено в следствии технической ошибки, в связи с чем комиссия Иркутского УФАС России не считает необходимым выдачу предписания, так как внесение изменений в извещение и последующий пересмотр заявок участников не изменит результаты торгов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙСЕРВИС" обоснованной;
2. Признать комиссию по осуществлению закупок Заказчика нарушившей пункт 3 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Предписание не выдавать;
4. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности;
6. Отменить процедуру приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 31 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2023