Резолютивная часть решения объявлена 28.07.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 31.07.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителей Администрации Вихоревского городского поселения (далее - Заказчик) <_>;
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Хатман Групп" (далее - ООО "Хатман Групп", общество); <_>,
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Хатман Групп" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий и строительство многоквартирных жилых домов на территории Вихоревского городского поселения в рамках муниципальной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Вихоревского городского поселения, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, в 2019-2025 годах", извещение N0134300063722000100, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 21 июля 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Хатман Групп" допущены существенные нарушения условий по муниципальному контракту N 109 на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий и строительству многоквартирных жилых домов на территории Вихоревского городского поселения в рамках муниципальной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Вихоревского городского поселения, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах" от 26.10.2022 г., в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "Хатман Групп" представлены письменные объяснения, в которых указано, что обществом предпринимались все меры для исполнения контракта, указанные действия, по мнению общества, подтверждают добросовестность при исполнении контракта.
Комиссией установлено, что 26 октября 2022 года между Заказчиком и ООО "Хатман Групп" заключен муниципальный контракт N 109 на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий и строительству многоквартирных жилых домов на территории Вихоревского городского поселения в рамках муниципальной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Вихоревского городского поселения, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах.
24 мая 2023 года между сторонами заключено дополнительное соглашение N2 в связи с реорганизацией Общества с ограниченной ответственностью "Хатман групп" в форме преобразования в Акционерное общество "Хатман групп" (ИНН: 5047276074).
Согласно данным https://egrul.nalog.ru/index.html Общество с ограниченной ответственностью "Хатман групп" прекратило свою деятельность: 15.05.2023 г.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в статье 104 Федерального закона N44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
При этом, обращение N013430006370000002 от Администрации Вихоревского городского поселения поступило в Иркутское УФАС России посредством функционала единой информационной системы сайта zakupki.gov.ru в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Хатман Групп".
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России рассматривала обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Хатман Групп" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что Администрацией Вихоревского городского поселения 21 сентября 2022 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено Извещение N0134300063722000100 о проведении электронного аукциона "Подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий и строительство многоквартирных жилых домов на территории Вихоревского городского поселения в рамках муниципальной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Вихоревского городского поселения, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах" (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 440 225 627 рублей 58 копеек.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.10.2022 NИЭА1 победителем данной закупки признано ООО "Хатман Групп".
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ 26 октября 2022 года между Заказчиком и Обществом заключен муниципальный контракт N 109 на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий и строительству многоквартирных жилых домов на территории Вихоревского городского поселения в рамках муниципальной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Вихоревского городского поселения, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах (далее - Контракт).
В пункте 1.1 контракта установлено, что подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению работ по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий и строительству многоквартирных жилых домов на территории Вихоревского городского поселения в рамках муниципальной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Вихоревского городского поселения, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах" (далее - Объекты капитального строительства, Объекты, Работы), включая получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, в том числе о достоверности определения сметной стоимости строительства Объектов капитального строительства, и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, выполнение строительно-монтажных работ, поставку необходимых материалов, изделий, оборудования, выполнение иных действий Подрядчика, необходимых для выполнения работ по Контракту и передать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить результаты работ в порядке и сроки, установленные Контрактом и получить разрешение на ввод Объектов в эксплуатацию.
Пунктом 1.5 контракта установлены, следующие сроки выполнения работ: Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту. Дата начала работ Подрядчиком - дата заключения настоящего Контракта. Окончание работ Подрядчиком - не позднее 01 декабря 2023 г.
Работы по Контракту считаются исполненными с даты получения Заказчиком разрешения на ввод Объектов в эксплуатацию. Досрочное выполнение работ по Контракту допускается.
Пунктом 1.6 контракта установлено, что работы выполняются в соответствии со следующими этапами:
Этап I "Выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной документации" - в течение 7 месяцев с момента заключения контракта, включая срок на проведение государственных экспертиз проектной документации".
Первый этап разделён на следующие виды работ:
1) Сбор исходных данных требуемых для разработки данного проекта;
2) Выполнение (инженерных) изысканий;
3) Архитектурно-строительное проектирование: стадия проектной документации;
4) Согласование с заинтересованными (ресурсоснабжающими) организациями;
5) Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации;
6) Государственная экспертиза достоверности сметной стоимости Объектов капитального строительства.
7) Архитектурно-строительное проектирование: стадия рабочей документации;
Этап II "Строительство"
Этап II выполняется - с момента получения положительного заключения и до 01 декабря 2023 года включительно.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Контракта Обществу по первому этапу необходимо было выполнить предусмотренные Контрактом работы с 26.10.2022 г. по 26.05.2023 г.
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 5.3.1 Контракта Подрядчик обязан выполнить все работы по разработке проектной документации, сметной документации, инженерным изысканиям, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), условиями Контракта, требованиями действующих нормативных документов (СНиП, СанПиН, НПБ, СП, ТУ и пр.), а также другими нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения Сторонами.
Из пункта 5.3.13. Контракта следует, что Подрядчик обязан передать Заказчику по Акту приема-передачи проектной документации, в установленные графиком выполнения работ и настоящим Контрактом сроки, подготовленную и получившую положительное заключение Проектную продукцию, а именно: - полный комплект проектной документации в количестве 4 (четырех) экземпляров на бумажном носителе (сброшюрованные книги формата А4, АЗ) и 1 (один) экземпляр в электронной версии в редактируемом формате и в формате pdf в полном соответствии с бумажным носителем, - полный комплект рабочей документации в количестве 4 (четырех) экземпляров на бумажном носителе и 1 (один) экземпляр в электронной версии в редактируемом формате и в формате pdf в полном соответствии с бумажным носителем, - полный комплект сметной документации в количестве 4 (четырех) экземпляров на бумажном носителе и 1 (один) экземпляр в электронной версии на современном электронном носителе (USB-накопитель) в формате xls в полном соответствии с бумажным носителем, - полный комплект отчета о инженерных изысканиях в количестве 4 (четырех) экземпляров на бумажном носителе и 1 (один) экземпляр в электронной версии на современном электронном носителе (USB-накопитель) в формате pdf в полном соответствии с бумажным носителем, - документы, подтверждающие все необходимые согласования на всех этапах разработки проектной документации, включая согласование проектной документации со всеми ресурсоснабжающими организациями, экспертизы проектной и сметной документации.
Согласно пункту 7.1.1. Контракта Подрядчик в срок, установленный Графиком выполнения работ, передает разработанную в соответствии с Техническим заданием документацию уполномоченному представителю Заказчика в месте его нахождения в количестве 1 комплекта на бумажном носителе для проверки соответствия установленным требованиям.
Из пункта 7.1.5. Контракта следует, что после согласования проектной документации Заказчиком Подрядчик обязан передать документацию в организацию, осуществляющую проведение государственной экспертизы.
11 ноября 2022 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх.11/1106 о передаче графика выдачи ПСД, в указанном письме общество направляет на согласование календарный график выдачи проектно-сметной документации.
29 ноября 2022 года Заказчик в адрес общества направляет письмо исх. 3714 "О согласовании графика выдачи ПСД, о необходимости предоставления графика выполнения работ" в указанном письме Заказчик указывает, что согласно пункту 1.7 Контракта, обществу необходимо предоставить в адрес Заказчика график выполнения работ, являющегося приложением к Контракту по форме, указанной в приложении N2 к Контракту и составляется Подрядчиком на каждый объект в следующем порядке: для выполнения работ по I этапу в течение 5 рабочих дней со дня заключения Контракта; для выполнения работ по II этапу в течение 5 рабочих дней со дня получения положительного заключения государственной экспертизы
30 ноября 2022 года Общество направляет в адрес Заказчика письмо исх.N11 о передачи графика работ.
09 декабря 2022 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх.N12/0903 "О согласовании документации" в указанном письме общество направляет на согласование программы инженерных изысканий: программа по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям; программа по инженерно-геодезическим изысканиям; программа по инженерно-экологическим изысканиям; программа по инженерно-геологическим изысканиям.
14 декабря 2022 года Заказчик в адрес общества направляет письмо исх. N3967 "О направлении программ инженерных изысканий" в котором указывает что направленные в адрес Заказчика программы инженерных изысканий приняты заказчиком к сведению.
26 декабря 2022 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх. 12/2602, в котором просит Заказчика передать обществу кадастровые и градостроительные планы земельных участков в электронном и бумажном виде.
12 января 2023 года Заказчик в адрес Общества направляет письмо исх.75 в котором направляет документы подтверждающих владение заявителем на праве собственности земельными участками.
13 января 2023 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх.N01/1301 "О согласовании эскизного проекта" в указанном письме Общество направляет на согласование Заказчику эскизный проект.
30 января и 17 февраля 2023 года Общество в адрес Заказчика направляет письма исх. N01/3003, N02/1702, в которых предоставляет отчёт о продленной работе.
13 апреля 2023 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх.N04/1302 в котором просит Заказчика согласовать внесение изменений в Техническое задание на проектирование в части конструктивной схемы возводимых зданий, а именно: заменить схему монолитного железобетонного исполнения на исполнение несущей системы зданий из неполного железобетонного каркаса и несущими наружными стенами из силикатного кирпича. Данное решение является равнозначным и не ухудшает технические характеристики проектируемых зданий. Сообщается, что необходимость изменений вызвана сжатыми сроками, климатическими особенностями в районе строительства (коротки теплый период с резкими перепадами температуры) и высокими рисками срыва сроков и увеличения стоимости монолитных работ связанные с: большим плечом поставки материалов и оборудования; имеющиеся поставщики обладают малой производственной мощностью и в случае появления других крупных проектов регионального или федерального значения не справятся с требуемым объемом; низкое качество дорожного полотна , многие поставщики отказываются осуществлять доставку, либо увеличивают стоимость доставки; дефицит высококвалифицированной рабочей силы необходимой для выполнения монолитных работ в регионе строительства; увеличение стоимости из-за необходимости привлечения квалифицированной рабочей силы (проезд, размещение, питание); короткий теплый период для проведения монолитных работ без дополнительного прогрева и использования противоморозных добавок; увеличение стоимости монолитных работ из-за высокой стоимости либо отсутствии в регионе необходимой механизации, увеличении сроков в связи с длительным сроком ремонта техники, в случае выхода ее из строя.
22 мая 2023 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх. 05/2206 в котором просит Заказчика внести корректировку согласно локальным замечаниям по результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту.
30 июля 2023 года Заказчик в адрес Общества направляет письмо исх. N2376 "Требование о выполнении обязательств по муниципальному контракту" в котором указывает, что администрация Вихоревского городского поселения требует от АО "Хатман Групп" незамедлительно обеспечить выполнение взятых на себя обязательств по Муниципальному контракту N109/0134300063722000100 от 26.10.2022 г.
04 июля 2023 года Заказчик в адрес Общества направляет письмо исх. 2431 "Ответ на письмо N06/2023 от 30.06.2023" в котором сообщает, что согласно условиям Контракта Подрядчик несет полную ответственность за выполнение Работ по Контракту. Сбор исходных данных, включая получение технических условий от ресурсоснабжающих организаций, требуемых для разработки данного проекта осуществляется Подрядчиком самостоятельно. Проведение инженерных изысканий, разработка проектной документации, сметной документации, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, в том числе о достоверности определения сметной стоимости строительства Объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий осуществляется Подрядчиком в соответствии с Техническим заданием, являющемся приложением к Контракту.
05 июля 2023 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх. N07/0513 в котором сообщает, что предоставить положительное заключение государственной экспертизы не представляется возможным, так как в процессе проверки технической части проектной документации были выявлены замечания, устранение которых без участия заказчика невозможно.
Госэкспертиза указала замечания, которые затрагивают изменение технического задания. Корректировка технического задания входит в обязанности заказчика и вводится в действие подписанием Дополнительного соглашения к Муниципальному контракту. Сообщается, что замечания Госэкспертизы заказчиком не устранены, Техническое задание не откорректировано, дополнительное соглашение не подписано.
30 июля 2023 года Заказчик в адрес Общества направляет требование исх. N2376 в котором устанавливает 5-ти дневный срок для выполнения принятых на себя обязательств по Контракту а именно: передачи Заказчику по Акту приема передачи проектной документации, в установленные графиком выполнения работ и настоящим Контрактом сроки, подготовленную и получившую положительное заключение Проектную продукцию, а именно: - полный комплект проектной документации в количестве 4 (четырех) экземпляров на бумажном носителе (сброшюрованные книги формата А4, АЗ) и 1 (один) экземпляр в электронной версии в редактируемом формате и в формате pdf в полном соответствии с бумажным носителем, - полный комплект рабочей документации в количестве 4 (четырех) экземпляров на бумажном носителе и 1 (один) экземпляр в электронной версии в редактируемом формате и в формате pdf в полном соответствии с бумажным носителем; - полный комплект сметной документации в количестве 4 (четырех) экземпляров на бумажном носителе и 1 (один) экземпляр в электронной версии на современном электронном носителе (USB-накопитель) в формате xls в полном соответствии с бумажным носителем, - полный комплект отчета о инженерных изысканиях в количестве 4 (четырех) экземпляров на бумажном носителе и 1 (один) экземпляр в электронной версии на современном электронном носителе (USB-накопитель) в формате pdf в полном соответствии с бумажным носителем, - документы, подтверждающие все необходимые согласования на всех этапах разработки проектной документации, включая согласование проектной документации со всеми ресурсоснабжающими организациями, экспертизы проектной и сметной документации.
Таким образом, взятые на себя обязательства АО "Хатман Групп" исполняются ненадлежащим образом, со стороны Подрядчика допущены нарушения условий Контракта, а именно: Обязательства по I этапу работ по контракту, установленный графиком выполнения работ (с 26.10.2022 г. до 26.05.2023 г.) обществом не выполнены.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 8.9 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе в одностороннем порядке принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- нарушение Подрядчиком сроков, установленных в Графиках выполнения работ и проекте производства работ, разработанных и согласованных Сторонами в соответствие с пп. 5.3.2., 5.4.1., 5.4.3. Контракта, влекущих увеличение срока окончания выполнения работ более чем на 30 календарных дней;
- если отступления в работе или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми;
- не предъявления Подрядчиком представителю Заказчика надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих право субподрядчика на выполнение порученных ему Подрядчиком работ по Объектам (договор, копий разрешений и/или лицензий);
- начала процедуры ликвидации Подрядчика или вступления в законную силу судебного акта о введении в отношении Подрядчика процедуры банкротства;
- приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях;
- предоставление Подрядчиком подложных документов и/или заведомо ложных сведений в документах, предоставляемых в рамках исполнения Контракта;
- несоблюдение Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление некачественных работ не выполнено в согласованные Сторонами сроки;
- если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем процедуры определения Подрядчика.
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствиями с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеназванного 07 июля 2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением сроков ООО "Хатман Групп" обязательств по Контракту.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено Заказчиком в ЕИС 07 июля 2023 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "Хатман Групп" о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 17 июля 2023 года.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 17 июля 2023 года.
Исходя из представленных материалов Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что между заказчиком и обществом велась переписка, из которой также следует, что обществом работы по разработке проектно-сметной документации велись и исполнялись, следовательно, в действиях Общества отсутствует вина, а также недобросовестное поведение.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях общества отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "Хатман Групп".
Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Общества на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО "Хатман Групп" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта.
При вышеизложенных обстоятельствах, вины ООО "Хатман Групп", выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссий не установлено.
Согласно письменным и устным пояснениям, представленным Комиссии Иркутского УФАС России, обществом работы не выполнены в срок, предусмотренный контрактом ввиду наличия недостатков в техническом задании на проектирование.
Для объективного и всестороннего рассмотрения настоящего дела ООО "Хатман Групп" инициировало проведение строительно-технического экспертного исследования, по результатам которого получено заключение N2071 от 19.07.2023, выданное экспертной организацией (институт комплексного проектирования "Гарант").
Согласно указанному заключению установлено, что недостатки технического задания к муниципальному контракту N 109/01343000637220001000001 от "26" октября 2022 года, недостатки технических условий, указанные в замечаниях Государственного автономного учреждения Иркутской области "Экспертиза в строительстве Иркутской области" являются существенными, без устранения которых невозможно выполнить работы по подготовке проектной документации (обоснование - ст.48, ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; п.5 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию").
Пунктом 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Таким образом, в силу статьи 99 Федерального закона N44-ФЗ рассмотрение вопросов, связанных с определением соответствия результатов оказанных услуг условиям контракта не входит в полномочия ФАС России и ее территориальных органов.
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Общества, а указывают на наличие гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
При этом, с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора, по итогам рассмотрения, которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в статье 104 Федерального закона N44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N1078) определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Федеральный закон N44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позволяют продлевать сроки рассмотрения таких обращений.
Из толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным судом Российской Федерации, следует, что при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченному органу фактически необходимо исследовать текущее состояние и историю гражданских правоотношений между заказчиком и участником закупки, дать правовую оценку не только их действиям (бездействию), выявить последствия таких действий (бездействия), но также проанализировать качество результатов исполнения своих обязательств и влияние внешних факторов на процесс исполнения контракта.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
По смыслу статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом, ни Федеральный закон N44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ N1078 не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Как указывает Арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 08.06.2017 NФ05-4878/2017 по делу NА40-157217/2016 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.
Аналогичные признаки недобросовестности отражены в Постановлении ФАС Московского округа от 23.08.2011 г. по делу NА40-6025/11-147-67, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 г. по делу NА40-174348/14, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2016 г. по делу NА49-6535/2015, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 г. по делу NА40-228354/15, Постановлении Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 г. по делу NА58-8083/2017.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П, Определения от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказов.
В частности, на основании части 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целями охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от исполнения условий контракта антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе либо наличием решения заказчика об одностороннем расторжении контракта, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта.
Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть размещение сведений об участнике размещения закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков ООО "Хатман Групп" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Хатман Групп", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к ненадлежащему исполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "Хатман Групп", а также сведений в отношении учредителя, единоличного исполнительного органа ООО "Хатман Групп" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью Общество с ограниченной ответственностью "Хатман Групп" (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителях Общества с ограниченной ответственностью "Хатман Групп" (<_>); лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Хатман Групп" (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 1 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2023