Резолютивная часть решения объявлена 01.08.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 01.08.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа (далее - Заказчик) <_>;
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Новгео" (далее - ООО "Новгео", общество); <_>,
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Новгео" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по нанесению дорожной разметки", извещение N0134300095223000023, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратив
шими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 26 июля 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Новгео" допущены существенные нарушения условий по муниципальному контракту N2000023013 на выполнение работ по нанесению дорожной разметки от 03 апреля 2023 года, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "Новгео" представлены письменные объяснения, в которых указано, что обществом предпринимались все меры для исполнения контракта, указанные действия, по мнению общества, подтверждают добросовестность при исполнении контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа 13 марта 2023 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено Извещение N0134300095223000023 о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по нанесению дорожной разметки" (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 8 000 000 рублей 00 копеек.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.03.2023 NИЭА1 победителем данной закупки признано ООО "Новгео".
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ между Заказчиком и Обществом 03 апреля 2023 года заключен муниципальный контракт N2000023013 на выполнение работ по нанесению дорожной разметки (далее - Контракт).
В пункте 1.1 Контракта установлено, что Подрядчик по заданию Заказчика обязуется на условиях, установленных настоящим Контрактом, выполнить работы по нанесению дорожной разметки (далее - Работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту) и сдать результат выполненных Работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат Работ и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 4.5.1 Контракта предусмотрено, что Подрядчик обязан своевременно и надлежащим образом выполнить Работы в соответствии с условиями Контракта и представить Заказчику документы (информацию), указанные в 5.3 Контракта.
Пункт 4.1.6 Контракта содержит положение о том, что Подрядчик обязан обеспечить устранение недостатков и дефектов, выявленных при сдаче-приемке работ и в течение гарантийного срока, за свой счет.
Пунктом 3.1 контракта установлены, следующие сроки выполнения работ: срок выполнения Работ по настоящему Контракту с момента заключения по 30 августа 2023 года.
С момента заключения контракта до 01 мая 2023 года - необходимо провести работы по нанесению дорожной разметки (осевая и пешеходные переходы) на следующих автомобильных дорогах: ул. К. Маркса, ул. Ленина, ул. Горького, ул. Чайковского, ул. Ворошилова.
С момента заключения контракта до 30 июня 2023 года - необходимо провести работы по нанесению дорожной разметки (осевая и пешеходные переходы) на следующих автомобильных дорогах: ул. Коминтерна, ул. Декабристов, ул. Космонавтов, Ангарский проспект, ул. Ф. Энгельса, ул. Алешина (на участке от ул. Горького до Ангарского проспекта), ул. Ленинградский проспект (на участке от ул. Чайковского (новая полоса) до ул. Преображенская), Подъезд к г. Ангарску (на участке от Р-255 до ул. Преображенская), Южный подъезд к г. Ангарску, М-53 (участок от развязки Р-255 до ул. К. Маркса), Московский тракт (на участке от ул. К. Маркса до ул. Иркутская).
С 10 августа 2023 года до 30 августа 2023 года - необходимо провести работы по нанесению дорожной разметки надпись "Дети" и знак "Дети".
С момента заключения контракта до 30 июня 2023 года - необходимо провести работы по нанесению дорожной разметки на улично-дорожной сети г. Ангарска согласно задания Заказчика.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Контракта Обществу необходимо было выполнить предусмотренные Контрактом работы с 03 апреля 2023 года по 30 августа 2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы, установила следующее.
26.04.2023 года Общество направило в адрес Заказчика письмо с просьбой назначить приемочную комиссию на 27 апреля 2023 года.
15 мая 2023 года, Общество разместило с использованием функционала единой информационной системы сайта zakupki.gov.ru документы о приемке выполненных работ N1.
19 мая 2023 года, Заказчик в единой информационной системе сайта zakupki.gov.ru разместил Мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ, в связи с тем, что согласно пункту 5.3 Контракта подрядчик формирует с использованием единой информационной системы, и прилагает следующие документы, которые считаются его неотъемлемой частью: справка о стоимости выполнения работ формы КС-3; ведомость нанесения дорожной разметки; акт лабораторного заключения отбора пробы материала для дорожной разметки (лаборатория, выполняющая измерения в закрепленной области деятельности и выдающая лабораторные заключения и лабораторные испытания должна иметь действительное свидетельство об оценке состояний измерений в лаборатории); фотографии каждого вида работ с указанием места производства работ, а также с указанием даты; сертификаты (паспорта) на используемые материалы; журнал производства работ. В сформированном документе N1 от 15.05.2023 на портале закупок, Заказчиком было выявлено отсутствие прикрепленных Подрядчиком документов в части их соответствия условиям договора.
25 мая 2023 года Общество повторно разместило исправленный документ о приемки выполненных работ N1 с приложенными к нему документами.
29 мая 2023 года Заказчик разместил мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ, по причине того, что общество в нарушение пункта 5.3 Контракта не разместило в единой информационной системе необходимые для приемки документы, а именно: ведомость нанесения дорожной разметки; акт лабораторного заключения отбора пробы материала для дорожной разметки (лаборатория, выполняющая измерения в закрепленной области деятельности и выдающая лабораторные заключения и лабораторные испытания должна иметь действительное свидетельство об оценке состояний измерений в лаборатории).
07 июня 2023 года, Общество разместило документы о приемке выполненных работ N1 с устранением вышеуказанных недостатков.
08 июня 2023 года Заказчик в адрес Общества направляет требование исх. N2654 об устранении выявленных замечаний в течении 5 рабочих дней с момента получения требования.
19 июля 2023 года Заказчиком был размещен мотивированный отказ от приемки выполненных работ, в связи с тем, что в ходе осмотра были выявлены недостатки в нанесении дорожной разметки, а именно: износ и истирание горизонтальной разметки 1.14.1 и 1.12 на пешеходных переходах, износ и истирание осевой горизонтальной разметки, нарушение нанесения горизонтальной разметки с неравномерным шагом штриха, нарушение ширины линии штриха (9 см вместо 10 см), неравномерное нанесение осевой горизонтальной разметки (разметка нанесена полосами), а также иные выявленные нарушения, оформленные Актом комиссионного осмотра от 05.06.2023 N1 с указанием конкретной улицы, участка автомобильной дороги и описанием результата осмотра каждого участка.
19 июня 2023 года Общество направляет в адрес Заказчика письмо с исх. NJK12 в котором сообщило об устранении нарушений, выявленных в мотивированном отказе от приемки выполненных работ от 19 июня 2023 года, и приложило соответствующие фото.
С целью проверки исполнения Подрядчиком требования от 08.06.2023 N2654, письма от 19.06.2023 NJK-12 представителями Заказчика и представителями Общества 29 июня 2023 года проведен повторный осмотр автомобильных дорог по улицам: Чайковского, Карла Маркса, Ленина, Горького, Ворошилова. В ходе осмотра установлено, что в настоящий момент горизонтальная дорожная разметка, нанесенная в период работ с 17.04.2023 до 29.06.2023 (срок эксплуатации на момент комиссионного осмотра составляет менее трех месяцев), подверглась сильному износу и истиранию, что нарушает требования ГОСТ 32953-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования" п. 5.1.14 "Функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненной красками (эмалями) - не менее трех месяцев". Например, разметка на пешеходном перекрестке, расположенном на улице Карла Маркса в районе пересечения с улицей Зеленой (по направлению движения от улицы Чайковского в сторону улицы 40 лет Октября) за период с 05.06.2023 (дата первого совместного комиссионного осмотра) по 29.06.2023 истерлась полностью. Так же пешеходные переходы по улицам Карла Маркса, Ленина, Горького, Чайковского и Ворошилова, в настоящий момент имеют только нанесенное ранее в рамках муниципальных контрактов прошлых лет пластиковое покрытие. Материалы фото фиксации прилагаю. Так же повторно окрашенная горизонтальная дорожная разметка, работы по нанесению которой в рамках устранения замечаний по требованию от 08.06.2023 N2654 были выполнены в период с 16.06.2023 по 18.06.2023 (срок эксплуатации на момент комиссионного осмотра составляет десять дней) уже подвергается износу и истиранию
20 июня 2023 года Общество разместило в единой информационной системе сайта zakupki.gov.ru документы о приемке N1.
23 июня 2023 года Заказчик отказался от подписания документов о приемке и направил мотивированный отказ от 23 июня 2023 года, в котором указывает, что в размещенных обществом документах на площадке Единой информационной системы, указаны объёмы выполненных работ по нанесению дорожной разметки которые не могут быть учтены Заказчиком к закрытию и оплате. А именно: 1.11 (не обозначены точные объемы выполненных работ), 1.13 (в объеме 4,05 м2), 1.16 (в объеме 147,2 м2), 1.18.1 (в объеме 7,84 м2), 1.18.2 (в объеме 2,58 м2), 1.18.3 (в объёме 32,52 м2), 1.19 (в объёме 5,42 м2), 1.25 (в объёме 100 м2), так как они не предусмотрены локальным ресурсным сметным расчетом N 23-01-19 (Приложение N 2 к Контракту), и согласно п 5.10 настоящего Контракта оплате не подлежат.
03 июля 2023 года Заказчик в адрес Общества направляет требование исх. N3169 об устранении выявленных замечаний в течении 5 рабочих дней с момента получения требования.
06 июля 2023 года Общество разместило документы о приемке выполненных работ с учетом последних замечаний со стороны Заказчика.
13 июля 2023 года Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в качестве причины указав не исполнение ООО "НовГео" своих обязательств.
18 июля 2023 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх. N CV-95 с приложением фотоотчета о проделанных работах.
18 июля 2023 года между сторонами был составлен акт комиссионного осмотра, согласно которого в отношении большинства пешеходных переходов имеется износ и истирание.
19 июля 2023 года Общество направило претензию в адрес Заказчика, в связи с тем, что Заказчиком нарушается процедура приемки работ, а также что Заказчик при проведении приёмки не использовал, какие-либо методы определения износа, утвержденные Распоряжением Минтранса РФ от 19 ноября 2003 г. N ОС-1017-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Определение износа горизонтальной дорожной разметки по площади".
24 июля 2023 года Общество направило письмо исх. N1-2407/2023 ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, потребовав отменить решение об одностороннем отказе от исполнения работ.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 10.3 Контракта предусмотрено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ и в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Пунктом 10.8 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта либо поручить выполнение Работ другому лицу за счет Подрядчика, а также потребовать возмещения убытков в следующих случаях:
а) задержки Подрядчиком начала выполнения Работ более чем на 10-ть дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
б) нарушения Подрядчиком сроков выполнения Работ, влекущее за собой увеличение сроков окончания выполнения Работ более чем на 10-ть дней;
в) не устранения в установленный Заказчиком срок недостатков, допущенных Подрядчиком при исполнении Контракта, либо недостатки, допущенные Подрядчиком при исполнении Контракта, являются существенными и неустранимыми;
г) неоднократного (более двух раз) ненадлежащего исполнения или неисполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом;
д) иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствиями с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеназванного 13 июля 2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Новгео" обязательств по Контракту в установленный срок.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено Заказчиком в ЕИС 13 июля 2023 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "Новгео" о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 24 июля 2023 года.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 24 июля 2023 года.
Исходя из представленных материалов Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что между заказчиком и обществом велась переписка, из которой также следует, что обществом работы по нанесению дорожной разметки велись и исполнялись, следовательно, в действиях Общества отсутствует вина, а также недобросовестное поведение.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях общества отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "Новгео".
Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Общества на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО "Новгео" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта.
При вышеизложенных обстоятельствах, вины ООО "Новгео", выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссий не установлено.
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении общества, направленном на намеренный срыв исполнения контракта.
Пунктом 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Таким образом, в силу статьи 99 Федерального закона N44-ФЗ рассмотрение вопросов, связанных с определением соответствия результатов оказанных услуг условиям контракта не входит в полномочия ФАС России и ее территориальных органов.
Помимо указанного, Комиссия отмечает, что антимонопольный орган не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых споров и оценке обстоятельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту. Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в статье 104 Федерального закона N44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N1078) определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Федеральный закон N44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позволяют продлевать сроки рассмотрения таких обращений.
Из толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным судом Российской Федерации, следует, что при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченному органу фактически необходимо исследовать текущее состояние и историю гражданских правоотношений между заказчиком и участником закупки, дать правовую оценку не только их действиям (бездействию), выявить последствия таких действий (бездействия), но также проанализировать качество результатов исполнения своих обязательств и влияние внешних факторов на процесс исполнения контракта.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
По смыслу статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом, ни Федеральный закон N44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ N1078 не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Как указывает Арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 08.06.2017 NФ05-4878/2017 по делу NА40-157217/2016 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.
Аналогичные признаки недобросовестности отражены в Постановлении ФАС Московского округа от 23.08.2011 г. по делу NА40-6025/11-147-67, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 г. по делу NА40-174348/14, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2016 г. по делу NА49-6535/2015, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 г. по делу NА40-228354/15, Постановлении Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 г. по делу NА58-8083/2017.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П, Определения от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказов.
В частности, на основании части 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целями охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от исполнения условий контракта антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе либо наличием решения заказчика об одностороннем расторжении контракта, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта.
Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть размещение сведений об участнике размещения закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Новгео" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Новгео", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к ненадлежащему исполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "Новгео", а также сведений в отношении учредителя, единоличного исполнительного органа ООО "Новгео" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Новгео" (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителях Общества с ограниченной ответственностью "Новгео" (<_>); лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Новгео" (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_>
|
Члены Комиссии |
|
<_>
|
|
|
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 2 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2023