Резолютивная часть решения объявлена 01.08.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03.08.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
в отсутствие представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной онкологический диспансер" (далее также - Заказчик, Учреждение), индивидуального предпринимателя Тирских Виталия Владимировича (далее также - Поставщик, Участник закупки);
рассмотрев обращение Заказчика о включении сведений в отношении Участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку расходного материала (шприцы) на 2023 год (извещение N 0134200000123001921), и в результате осуществления проверки в соответствии со статьей 104 Федерального закона Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении информации об Участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - Реестр) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку расходного материала (шприцы) на 2023 год (извещение N 0134200000123001921).
Участником закупки представлены пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства N 1078, урегулировано, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением установленных данными правилами случаев) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ.
Комиссией установлено, что 16 мая 2023 года по результатам электронного аукциона с извещением N 0134200000123001921 между Заказчиком и Поставщиком заключен Контракт N 173-АП-ЭА/23 на поставку расходного материала (шприцы) на 2023 год по цене 5 613 312 руб. (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта и Техническим заданием поставке подлежат следующие товары:
- шприцы общего назначения градуированного объема 1 кубический сантиметр в количестве 18 000 общей стоимостью 127 800 руб.;
- шприцы общего назначения градуированного объема 2 кубический сантиметр в количестве 100 000 общей стоимостью 547 000 руб.;
- шприцы общего назначения градуированного объема 5 кубический сантиметр в количестве 175 000 общей стоимостью 1 041 250 руб.;
- шприцы общего назначения градуированного объема 7,5 кубический сантиметр в количестве 15 000 общей стоимостью 126 750 руб.;
- шприцы общего назначения градуированного объема 10 кубический сантиметр в количестве 150 000 общей стоимостью 1 252 500 руб.;
- шприцы общего назначения градуированного объема 17 кубический сантиметр в количестве 10 000 общей стоимостью 121 100 руб.;
- шприцы общего назначения градуированного объема 20 кубический сантиметр в количестве 90 000 общей стоимостью 1 071 900 руб.;
- шприцы общего назначения градуированного объема 150 кубический сантиметр в количестве 15 000 общей стоимостью 1 325 012 руб.
Страна происхождения товара - Российская Федерация.
Согласно пункту 3.5 Контракта поставка товара осуществляется партиями по наименованию и в количестве, указанном в заявках Заказчика. Период поставки: с момента заключения контракта в соответствии со своей потребностью в товаре по заявкам заказчика до 15 декабря 2023 года. Поставка товара осуществляется Поставщиком в течение 10 (десяти) календарных дней с момента передачи ему заявки.
18 мая 2023 года на электронную почту Участника закупки Tirskikhvv@mail.ru направлена заявка на поставку товара следующего содержания: "Добрый день! Отгрузите нам по ГКN173-АП-ЭА/23 шприц 7,5 мл - 15 000".
23 мая 2023 года Участник закупки сообщил об отсутствии возможности осуществления поставки шприцов объемом 7,5 и 17 мл, предложил осуществить замену названных шприцов в порядке части 7 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, а также указал на возможность поставки остального объема шприцов.
В установленный пунктом 3.5 Контракта срок поставка товара по заявке Заказчика Участником закупки не осуществлена.
5 июня 2023 года Заказчиком направлено письмо Участнику закупки, которым Заказчик указал на неисполнение Поставщиком своих обязательств и на отсутствие оснований для замены товара.
Письмами от 13 июня 2023 года и 30 июня 2023 года Участник закупки вновь сообщил об отсутствии возможности осуществления поставки шприцов объемом 7,5 и 17 мл, предложил осуществить замену названных шприцов в порядке части 7 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, а также указал на возможность поставки остального объема шприцов.
Претензией от 26 июня 2023 года Заказчик уведомил Участника закупки о неисполнении им своих обязательств.
Претензией от 5 июля 2023 года Заказчик сообщил, что, по его мнению, предлагаемые к замене шприцы не обладают улучшенными характеристиками; что Участник закупки при подаче заявки на участие в закупке согласился с требованиями технического задания. Также Заказчик указал на наличие оснований для начисления неустойки.
11 июля 2023 года Поставщик направил письмо, в котором просил Заказчика направить заявки на поставку иных предусмотренных Контрактом шприцов.
В связи с тем, что поставка товара по указанной заявке не произведена, 14 июля 2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 названной статьи заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке предусмотрено пунктами 9.4, 9.8 - 9.10 Контракта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 463 Гражданского кодекса Российской Федерации если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.
Пунктами 1, 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Во исполнение части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ названное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок в день его принятия, 14 июля 2023 года.
Поскольку предусмотренный заявкой Заказчика от 18 мая 2023 года товар не был поставлен, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ вступило в силу 25 июля 2023 года.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, объяснения Участника закупки, оценивая наличие оснований для включения в Реестр, приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Включение сведений в отношении участника закупки в Реестр является мерой публично-правовой ответственности и представляет собой санкцию за недобросовестное поведение, выразившееся в намеренном (умышленном) уклонении от надлежащего исполнения обязательств. Основанием для ее применения является только однозначно доказанная недобросовестность участника закупки, сомнения в которой исключают возможность внесения сведений об участнике закупки в Реестр.
По смыслу статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ Реестр, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, Реестр служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30 июля 2001 года N 13-П, от 21 ноября 2002 года N 15-П, определения от 7 июня 2001 года N 139-О, от 7 февраля 2002 года N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Федеральный закон N 44-ФЗ, ни постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 3021 года N 1078 не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении или не включении сведений о лице в Реестр антимонопольный орган не должен ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
При вынесении решения о включении сведений в Реестр антимонопольный орган устанавливает действительные и объективные причины неисполнения своих обязательств и обязан выявлять, в том числе, факт наличия или отсутствия вины, которая должна исследоваться антимонопольным органом при проведении проверки фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта с предоставлением самому субъекту нарушения возможности подтвердить свою невиновность, поскольку включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специфический вид юридической ответственности, предусмотренной за нарушение норм законодательства о контрактной системе и за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Так, Участником закупки представлены сведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, ведомого на основании статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которым производство шприцов объемом 7,5 мл в Российской Федерации осуществляется ООО "МПК "Елец" и ООО "ПРЕМЬЕР-МЕД" (регистрационные удостоверения N РЗН 2015/2974 от 15 августа 2019 года, N ФСР 2008/03888, N РЗН 2019/9116). Сведения о производстве на территории Российской Федерации шприцов указанного объема, соответствующих требованиям Контракта, иными лицами в материалы Иркутского УФАС России не представлены, Комиссией в рамках проведения проверки самостоятельно не добыты.
В своих объяснениях Участник закупки также указывает, что предусмотренные Контрактом шприцы объемом 17 мл также производятся в Российской Федерации только ООО "МПК "Елец" и ООО "ПРЕМЬЕР-МЕД".
ИП Тирских В. В. направлялись в адрес указанных лиц запросы на приобретение шприцов объемом 7,5 мл в количестве 15 000 шт. 25 мая 2023 года такие запросы направлены посредством электронной почты, 26 мая 2023 года направление запросов произведено дополнительно заказными письмами (почтовый идентификатор отправления в адрес ООО "ПРЕМЬЕР-МЕД" -66404883006030, почтовый идентификатор отправления в адрес ООО "МПК "Елец" - 66404883007587).
2 июня 2023 года письмо, направленное в адрес ООО "МПК "Елец", получено адресатом; конверт с заказным письмом, направленным в адрес ООО "Премьер-Мед", возвращен отправителю.
Названные запросы Поставщика оставлены ООО "МПК "Елец" и ООО "ПРЕМЬЕР-МЕД" без ответа. Доказательства обратного в материалы проверки не представлены.
Кроме того, Комиссией установлено, что ИП Тирских В. В. направлял запросы на приобретение названных шприцов иным участникам рынка медицинских изделий.
Так, 17 июля 2023 года посредством электронной почты направлены запросы в ООО "Рекорд", ООО "СИБМЕДКОМ", ОАО "Медикоинструментальный завод имени В.И. Ленина", ООО "Группа СТК", ООО "ПАСКАЛЬ-МЕДИКАЛ" о возможности приобретения у данных организаций шприцов объемами 7,5 мл. В ответ посредством электронной почты получены отказы в поставке рассматриваемых медицинских изделий в связи с отсутствием у названных лиц шприцов данного объема.
Также Комиссией установлено, что письмами от 23 мая 2023 года N 117, от 13 июня 2023 года N 72/Т Участник закупки в порядке, установленном частью 7 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, предлагал Заказчику без увеличения цены Контракта произвести замену шприцов указанного объема на шприцы большего объема, обладающие улучшенными характеристиками (трехкомпонентные взамен предусмотренных Контрактом двухкомпонентных) в части более плавного хода поршня и осуществления инъекций, исключения наличия посторонних частиц и протекания, облегчения труда медицинского персонала.
Помимо этого, 15 мая 2023 года Поставщиком заключен с ООО "Медикал-Интертрейд" Договор поставки N 15/23 шприцов объемом 1, 2, 5, 10, 20 и 150 мл.
Из объяснений Поставщика следует, что данный договор заключен во исполнение обязательств перед Заказчиком по Контракту.
Письмами от 23 мая, 13 и 30 июня 2023 года Поставщик обращал внимание Заказчика на готовность поставить весь иной объем шприцов, предусмотренный Контрактом, за исключением шприцов объемом 7,5 и 17 мл.
Также Участником закупки представлены транспортная накладная от 21 июля 2023 года, товарная накладная N 478 от 20 июля 2023 года и иные документы, подтверждающие доставку Заказчику 21 июля 2023 года шприцов объемом 1, 2, 5, 10 мл в количестве 796 шт. каждого вида (всего 3 184 шт.). Транспортная накладная содержит отметку Заказчика об отказе в приеме груза со следующим обоснованием: "ГК 173-АП-ЭА/23 расторгнут в одностороннем порядке, по данной отгрузке отсутствует заявка".
Таким образом, с учетом правила об отсутствии у участников закупки обязанности иметь в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке товар, подлежащий поставке, поведение Поставщика свидетельствует о принятии им необходимых мер для исполнения своих обязательств перед Заказчиком, об отсутствии намерения уклониться от поставки товара, об отсутствии признаков недобросовестного поведения.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно сведениям Единой информационной системы, в сфере закупок ИП Тирских В. В. за весь период своей деятельности заключено 866 контрактов в порядке, урегулированном Федеральным законом N 44-ФЗ, из которых 734 контракта значатся в стадии "исполнение завершено".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Иркутского УФАС России
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ИП Тирских В.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении индивидуального предпринимателя Тирских Виталия Владимировича ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Копии решения направить Заказчику, Участнику закупки.
Решение, принятое по результатам рассмотрения, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 3 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2023