Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя индивидуального предпринимателя Вахрушевой Н.В. Ерошкина В.В. (доверенность от 28.07.2023 б/н), в присутствии представител государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" Кодьяковой О.Н. (доверенность от 12.05.2023 N01-09/1464), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Вахрушевой Н.В. на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" при проведении электронного запроса котировок на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные) (номер извещения: 0325300059323000114), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 25.07.2023 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Вахрушевой Н.В. (далее - Заявитель, ИП Вахрушева Н.В.) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" (далее - Заказчик) и комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного запроса котировок электронного запроса котировок на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные) (номер извещения: 0325300059323000114) (далее - запрос котировок).
По мнению Заявителя, комиссия по осуществлению закупок незаконно отклонила заявку Заявителя, с идентификационным N43, на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 26.07.2023 NНМ/4436/23 и NНМ/4435/23 рассмотрение жалобы было назначено на 31.07.2023 на 10 час.30 мин.
В указанный срок жалобу рассматривала Комиссия в составе:
председателя комиссии:
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя индивидуального предпринимателя Вахрушевой Н.В. Ерошкина В.В. (доверенность от 28.07.2023 б/н), в присутствии представител государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" Кодьяковой О.Н. (доверенность от 12.05.2023 N01-09/1464)
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 01.08.2023. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя Комиссии:
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области;
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя индивидуального предпринимателя Вахрушевой Н.В. Ерошкина В.В. (доверенность от 28.07.2023 б/н), в присутствии представител государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" Кодьяковой О.Н. (доверенность от 12.05.2023 N01-09/1464).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
16.07.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении запроса котировок (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 144 340,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов от 21.07.2023 на участие в запросе котировок было подано 10 заявок, с идентификационными NN41, 43, 46, 48, 50, 44, 49, 45, 42, 40. Комиссия по осуществлению закупок Заказчика отклонила заявки участников закупки с идентификационными NN41, 43, 48, 44, 42, 40. Заявки участников закупи с идентификационными NN46, 50, 49, 45 были признаны соответствующими требованиям Извещения.
При этом, Заявитель считает, что комиссия по осуществлению закупок Заказчика приняла незаконное решение об отклонении его заявки (идентификационный N43) по основанию, указанному в протоколе подведения итогов от 21.07.2023: "Пп.а п.1 ч.3 ст.50, п.5 ч.12 ст.48: непредставление информации и документов по п.5 ч.1 ст.43, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 ст.14; а именно Заказчик в извещении об осуществлении закупки установил требования в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участник закупки подтверждает страну происхождения товара, путем указания (декларирования) в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). Данный Участник закупки такую информацию не предоставил".
Комиссия соглашается с доводами Заявителя по следующим основаниям.
В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 14 Закон а контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определены Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Пунктом 2 Постановления N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которая одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
Пунктом 7 Постановления N 617 установлено, что для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт.
В разделе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Извещения установлено, что заявка участника закупки должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: "В соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ и Приказом Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участник закупки указывает (декларирует) наименование страны происхождения товара в соответствии с Законом N 44-ФЗ;
В соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участник закупки подтверждает страну происхождения товара, путем указания (декларирования) в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии)".
Согласно подп. "а" пункта 3 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4,5 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае:
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Комиссией Управления установлено, что в заявке ИП Вахрушева Н.В. предлагает к поставке товар иностранного происхождения - Тайланд.
В силу пункта части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае отсутствия документов и информации заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Одновременно следует отметить, что поскольку на участие в закупке подано не менее 1 заявки, соответствующих требованиям пункта 2 Постановления N 617, в отношении заявок, предложивших к поставке товары иностранного производства, применяется пункт 2 Постановления N 617.
Следовательно, с учетом того, что Заказчиком установлены ограничения, а не запреты допуска иностранных товаров, заявка Заявителя подлежала отклонению на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о закупках, в соответствии с которым при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о закупках).
По аналогичному основанию комиссия по осуществлению закупок отклонила заявки участников закупки с идентификационными NN41,42, 44,48.
Частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
Таким образом, комиссией по осуществлению закупок Заказчика в нарушение пунктов 4 и 5 части 12 статьи 48, части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе заявки участников закупки с идентификационными NN41,42, 44,48, 43 неправомерно отклонены на основании п.5) ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
В данных действиях закупочной комиссии содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать комиссии по осуществлению закупок предписание.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Вахрушевой Н.В. на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" при проведении электронного запроса котировок на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные) (номер извещения: 0325300059323000114) обоснованной.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" нарушившей пункт 4, пункт 5 части 12 статьи 48, часть 1 статьи 27 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного запроса котировок на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные) (номер извещения: 0325300059323000114).
3. Выдать государственному заказчику ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" и комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении допущенных нарушений при проведении электронного запроса котировок на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные) (номер извещения: 0325300059323000114).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 1 августа 2023 г. N 030/06/49-810/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2023