Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ПОСТ-АРТ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный комплекс Министерства финансов Российской Федерации" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на работы по замене участка напорного трубопровода морской воды для нужд филиала-Санаторий "Южный" ФГБУ "МФК Минфина России" (извещение N 0348100026523000168 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 20.07.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 745 167,84 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 28.07.2023.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Технического задания.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
1) На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в разделе "Общие требования к выполнению работ" Технического задания установлено, в том числе следующее:
"4.6. Подрядчик обязан соблюдать правила действующего внутреннего распорядка, контрольно-пропускного режима, внутренних положений и инструкций, установленных на объекте Заказчика.
4.8. Подрядчик обязан представить Заказчику для оформления пропусков список своих задействованных при выполнении Контракта сотрудников, с указанием ФИО и паспортных данных каждого сотрудника, а также номера автотранспортных средств. Пропуск сотрудников Подрядчика в места выполнения Работ производится строго согласно списку после предъявления паспорта. В случае необходимости, Подрядчик обязан обновлять списки сотрудников за 1 (один) день до даты начала выполнения работ".
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым:
"- Данные требования предъявляются к Подрядчику после подписания Контракта и никак не являются требованиями при оценке заявок участников закупки, следовательно, на этапе подачи заявок участники не должны подавать сведения о персонале для пропуска на территорию Заказчика. В приложении N4 к Извещению (Требования к содержанию и составу заявки, инструкция) требований о предоставлении перечисленных заявителем выше документов при подаче заявки на участие в закупке нет.
Так как объект является ведомственным учреждением Минфина РФ, существуют правила прохода и проезда на территорию согласно Приказа Минфина России от 27 марта 2020 г. N 126 "Об утверждении Инструкции по обеспечению защиты охраняемых ведомственной охраной Министерства финансов Российской Федерации объектов от противоправных посягательств".
Изучив документы и сведения, а также сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления в Техническом задании указанных требований не ограничивают участников закупки и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе
При этом, представителем Заявителя не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
2) На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в разделе "Общие требования к выполнению работ", а также "Требования к технике безопасности при проведении работ" Технического задания установлено, в том числе следующее:
"4.16. До начала выполнения работ, назначить ответственного представителя (представителей) Подрядчика с мобильной связью, который будет осуществлять всё необходимое взаимодействие с представителями Заказчика. Назначение представителя осуществляется приказом по организации, копия приказа предоставляется Заказчику.
7.4. Охрана труда рабочих должна обеспечиваться выдачей необходимых средств индивидуальной защиты (каски, специальная одежда, обувь и др.), выполнением мероприятий по коллективной защите работающих (ограждения, освещение, защитные и предохранительные устройства). Рабочие места в вечернее время должны быть освещены в соответствии с установленными нормами. Безопасность условий и охраны труда обеспечивается согласно ТК РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ".
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым:
"Данное требование не ограничивает права участников закупок. Заказчик после подписания Контракта просит официально назначить ответственного сотрудника Подрядчика для коммуникации при проведении работ. Обеспечение сотрудников инструментами, спец. одеждой, обувью и СИЗ прямая обязанность Подрядчика".
Таким образом, изучив документы и сведения, а также сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных требований в Техническом задании не ограничивают участников закупки и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе
При этом, представителем Заявителя не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
3) На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в разделе "Требования к технике безопасности при проведении работ" Технического задания установлено, в том числе следующее:
"7.1. Все сотрудники Подрядчика должны пройти инструктаж по охране труда и технике безопасности, в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004 "ССБТ Организация обучения, работающих безопасности труда. Общие положения". Срок проведения инструктажа - 1 (один) рабочий день с момента начала Работ. Подрядчик обеспечивает сотрудников средствами индивидуальной защиты и спецодежды".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым:
"В части применения ГОСТ 12.0.004 будут внесены изменения в приложение N 3 к извещению (описание объекта закупки) и указаны действующие госты".
Изучив документы и сведения, а также сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления в Техническом задании требования подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заказчика не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок оплаты исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Заказчиком в Проекте контракта установлено, в том числе следующее:
"2.5. Оплата выполненных работ Подрядчиком производится Заказчиком российскими рублями путем перечисления денежных средств на счет Подрядчика в срок не более 7 рабочих дней с даты подписания Сторонами Акта о приемке выполненных работ (КС-2, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ N100 от 11.11.1999 г.), оформленного на основании справки о стоимости выполненных работ (КС-3, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ N100 от 11.11.1999 г.), при предоставлении Подрядчиком Заказчику счета/счета-фактуры".
Вместе с тем, в Проекте контракта установлено в том числе следующее:
"3.10. Основанием для оплаты выполненных работ по Контракту является размещенный в соответствии с частью 13 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе в ЕИС документ о приемке, подписанный Заказчиком".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления в Проекте контракта основания для оплаты выполненных работ по Контракту в соответствии с частью 13 статьи 94 подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Проекта контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Проекте контракта установлено, в том числе следующее:
"5.3.1. В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом (в том числе гарантийного обязательства, обязательства, предусмотренного п. 6.2. Контракта), а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
5.3.2. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом (в том числе обязательства, предусмотренного п.6.2 настоящего Контракта), начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта (отдельного этапа исполнения Контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения Контракта) и фактически исполненных Подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
5.3.3. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом (в том числе гарантийного обязательства, обязательства, предусмотренного п. 6.2 Контракта), Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 (за исключением случаев, предусмотренных п. 5.3.4., п. 5.3.5., п.5.3.6. настоящего Контракта), определяемый в следующем порядке.".
5.3.4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения Подрядчика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом (в том числе гарантийного обязательства, обязательства, предусмотренного п. 6.2. Контракта), Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 в размере 1 процента цены Контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что пункт 6.2 в Проекте контракта не имеется.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Проекте контракта установлено, в том числе следующее:
"7.1.1. В случае если при проведении аукциона предложенная Подрядчиком цена контракта снижена на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, контракт заключается только после предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения контракта, в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 7.1. настоящего раздела, но не менее чем 10 (десять) процентов от цены контракта, и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника, в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ, с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в пункте 8.1 настоящего раздела".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в разделе 7 "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА" пункт 8.1 не имеется.
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым:
"- Обеспечение гарантийных обязательств контрактом не предусмотрено (пункт 6.1. проекта Контракта), следовательно, допущена техническая ошибка и пункт 6.2. не применим, ссылки на данный пункт будут исключены из проекта Контракта при внесении изменений в документацию.
- Ссылка на пункт 8.1. является технической ошибкой (опечаткой), при внесении изменений в проект Контракта будет указан корректный пункт 7.1".
Изучив документы и сведения, а также сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления положений Проекта контакта подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заказчика не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчиком в Требованиях к содержанию и составу заявки установлено, в том числе следующее:
"Согласно части 2 статьи 43 Закона N 44-ФЗ:
2. При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N44-ФЗ включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком".
Вместе с тем, согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является "Работы по замене участка напорного трубопровода морской воды для нужд филиала-Санаторий "Южный" ФГБУ "МФК Минфина России".
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в рамках исполнения контракта не предусмотрена поставка товаров.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к используемым товарам при выполнении работ в соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе при оказание услуг по комплексной уборке помещений противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПОСТ-АРТ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 3 части 2 статьи 42, части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 31.07.2023 N 050/06/105-26779/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 31 июля 2023 г. N 050/06/105-26779/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023