Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - ---------- - временно исполняющий обязанности руководителя Мордовского УФАС России;
члены комиссии:
----------- - начальник отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
------------ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
------------- - специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
в присутствии представителей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва" - -------------, действующей на основании доверенности N 01-02-01-03/77 от 19.06.2023 года, со сроком действия до 19.06.2024 года, участвующей в заседании комиссии 07.08.2023 года посредством видеоконференцсвязи;
в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Строй Гранд", извещенного о времени и месте рассмотрения дела N 013/06/104-479/2023 надлежащим образом;
рассмотрев 08 августа 2023 года обращение федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Строй Гранд", директора общества с ограниченной ответственностью "Строй Гранд" ---------- на основании приказа Мордовского УФАС России N 129/23 от 10.07.2023 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1078 от 30.06.2021 г. "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 01 августа 2023 года (вх.N3714-ЭП/23 от 02.08.2023 года) поступило обращение федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва" (далее - Заказчик, ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарёва") о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Строй Гранд" (далее - ООО "Строй Гранд", Общество, Подрядчик) (ИНН: -------; КПП: --------; ОГРН: ----------) адрес (место нахождения юридического лица): -----------, директора общества с ограниченной ответственностью "Строй Гранд" ------------- (ИНН: ----------) в связи с принятием 19.07.2023 года федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва" решения N 10-06/402 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 21 от 21.11.2022 года на выполнение работ по капитальному ремонту 10 и 11 этажей учебного корпуса N 25 ФГБУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарева" по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 44, корп. 2 (далее - Контракт), заключенного по результатам электронного аукциона N 0309100006122000021 на выполнение работ по капитальному ремонту 10 и 11 этажей учебного корпуса N 25 ФГБУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарева" по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 44, корп. 2 (далее - Аукцион).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Строй Гранд", директора ООО "Строй Гранд" письмом от 02 августа 2023 года исх.N ДМ/2815/23 назначено на 07 августа 2023 года на 12 час. 00 мин.
07 августа 2023 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 12 часов 30 минут 08 августа 2023 года заседание Комиссии Мордовского УФАС России продолжилось.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - ООО "Строй Гранд" (вх.N3714-ЭП/23 от 02.08.2023 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений с указанием даты, времени и места рассмотрения дела N 013/06/104-479/2023, а также возможности использования систем видеоконференцсвязи (номер реестровой записи: 202300109157000466).
ООО "Строй Гранд", директор ООО "Строй Гранд", извещенные о времени и месте проведения Комиссии надлежащим образом, явку на рассмотрение дела N 013/6/104-479/2023 не обеспечило, письменных объяснений в адрес Мордовского УФАС России не представило.
В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
01.11.2022 16:09 (МСК) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) Заказчиком размещено извещение N 0309100006122000021 о проведении Аукциона.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 09.11.2022 11:30.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 09.11.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 11.11.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 9 873 400 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.11.2022 N 0309100006122000021 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 11:30 09.11.2022 года поступило 3 заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 112951294, 112946752, 112941616, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем аукциона признается участник закупки идентификационный N 112951294, с ценовым предложением 8886060,00 руб. (Восемь миллионов восемьсот восемьдесят шесть тысяч шестьдесят рублей 00 копеек).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
21.11.2022 года между Заказчиком и ООО "Строй Гранд" заключен государственный контракт N 21 на выполнение работ по капитальному ремонту 10 и 11 этажей учебного корпуса N 25 ФГБУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарева" по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 44, корп. 2 (реестровый номер контракта: 1132604349922000038). Цена Контракта - 8 886 060 рублей 00 коп.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта Подрядчик обязан выполнить Работы с даты заключения Контракта по "20" декабря 2022 года (включительно).
Настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания обеими Сторонами и действует по "09" февраля 2023 года (пункт 3.2 Контракта).
В соответствии с пунктом 4.2.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить все Работы в объеме, в сроки и на условиях, определенных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 4.2.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить Работы по Контракту в соответствии со Сметой Контракта (Приложение N 1).
К Контракту были заключены дополнительные соглашения. Так согласно пункту 1 дополнительного соглашения N 2 от 20.12.2022 года к Контракту цена контракта увеличена на 10 (десять) процентов, а именно пункт 2.1 Контракта изложен в следующей редакции: "Цена Контракта составляет 9 774 666 (девять миллионов семьсот семьдесят четыре тысячи шестьсот шестьдесят шесть) рублей 00 копеек без НДС (НДС не облагается на основании ст. 346.11. НК РФ)".
В соответствии с пунктом 7.2 Контракта после окончания Работ Подрядчик в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет Заказчику с помощью ЕИС документ о приемке, а так же акты о приемке выполненных Работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат (ф.КС-3).
В течение 20 (двадцать) рабочих дней со дня получения в соответствии с п. 7.2 Контракта документа о приемке, Заказчик производит проверку выполненных Работ. В случае положительного результата приемки выполненных Работ и проверки представленной Подрядчиком документации (акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат (ф.КС-3), исполнительной документации), Заказчик подписывает документ о приемке, акты о приемке выполненных Работ и справки о стоимости выполненных Работ и затрат (ф.КС-3) (пункт 7.3 Контракта).
Согласно пункту 7.4 Контракта в случае, если представленный результат выполненных Работ содержит отклонения от условий Контракта, Заказчик составляет перечень замечаний и в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня их обнаружения, направляет мотивированный отказ от подписания документа о приемке (извещение о выявленных недостатках) с указанием сроков по устранению недостатков. Подрядчик обязан устранить недостатки за свой счет в срок, указанный Заказчиком в извещении.
В соответствии с пунктом 7.5 Контракта заказчик проводит экспертизу результатов выполненных Работ. Такая экспертиза проводится Заказчиком для проверки предоставленных Подрядчиком результатов, предусмотренных Контрактом в части их соответствия условиям настоящего Контракта. Заказчик вправе провести экспертизу своими силами или привлечь независимого эксперта, экспертную организацию. Результаты экспертизы оформляются Заключением экспертизы.
В случае выявления в ходе экспертизы несоответствия предоставленных Подрядчиком результатов условиям настоящего Контракта, Заказчик составляет Заключение экспертизы, которое в виде отсканированного документа вместе с претензией направляет Подрядчику по средствам ЕИС и по адресу электронной почты Подрядчика, указанному в п. 12.5 Контракта. Подрядчик в указанный в претензии срок обязан устранить выявленные несоответствия предоставленных Подрядчиком результатов условиям настоящего Контракта. Невыполнение Подрядчиком указанной обязанности в установленный срок дает Заказчику право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта (пункт 7.6 Контракта).
Согласно пункту 7.7 Контракта подрядчик обязан за свой счет устранить все замечания, указанные в Заключении экспертизы, после чего Заказчик, в случае отсутствия иных замечаний, в течение 5 (пяти) рабочих дней подписывает полученные от Подрядчика документ о приемке, акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат (ф.КС-3).
Между Заказчиком и Подрядчиком было заключено дополнительное соглашение N 3 от 30.12.2022 года к Контракту (находящееся в материалах настоящего дела) согласно которому были внесены изменения в пункты 7.2, 7.3, 3.2 Контракта.
Согласно пункту 7.2 Контракта, изложенному в новой редакции, в день окончания Работ Подрядчик направляет Заказчику с помощью ЕИС документ о приемке, а также акты о приемке выполненных Работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат (ф.КС-3).
Пунктом 7.3 Контракта, изложенного в новой редакции, в течении 1 (одного) рабочего дня со дня получения в соответствии с п. 7.2 Контракта документа о приемке, Заказчик производит проверку выполненных Работ. В случае положительного результата приемки выполненных Работ и проверки представленной Подрядчиком документации (акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат (ф.КС-3), исполнительной документации), Заказчик подписывает документ о приемке, акты о приемке выполненных Работ и справки о стоимости выполненных Работ и затрат (ф.КС-3).
Так, согласно пункту 3.2 Контракт, изложенному в новой редакции, Контракт действует по 30 декабря 2022 года.
Пунктом 3.5 Контракта установлено, что настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта, когда такой отказ допускается настоящим Контрактом или законодательством РФ.
Согласно пункту 10.3 Контракта в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, более чем на 5 (пять) рабочих дней, Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта.
Сторона Контракта вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта в случае неоднократного (два и более раза) нарушения другой Стороной условий настоящего Контракта (пункт 10.4 Контракта).
В соответствии с пунктом 10.5 Контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик и (или) выполняемые Работы не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) выполняемым Работам или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии выполняемых Работ таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Из обращения ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарёва" следует, что Подрядчиком допущены существенные нарушения условий Контракта, а именно обязательства по выполнению работ в полном объеме до настоящего времени не выполнены, что лишило Заказчика того, на что он был в праве рассчитывать при заключении Контракта. В соответствии с пунктами 4.2.1 и 4.2.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить все Работы в объеме, в сроки и на условиях, определенных настоящим Контрактом и со сметой Контракта.
Заказчиком 04.07.2023 года (исх.N10-06/386) с помощью сайта Единой информационной системы в сфере закупок в адрес Подрядчика была направлена претензия с требованием выполнить работы в полном объеме в течении 10 (десяти) рабочих дней с даты получения данной претензии. Однако работы выполнены не были.
Из изложенного следует, что неисполнение в полном объеме обязательств со стороны Подрядчика явилось основанием для принятия Заказчиком 19.07.2023 года решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункты 3.5, 10.3, 10.4, 10.5 Контракта, части 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, абзац 4 пункта 2 статьи 450, пункты 1, 2 статьи 523 ГК РФ).
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе информация о включении сведений в отношении ООО "Строй Гранд", директора ООО "Строй Гранд" Ковалёва Виктора Ивановича в Реестр направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России для рассмотрения по существу.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение приведенных требований закона Заказчиком 19.07.2023 года 17:44 (МСК) с использованием функционала ЕИС сформировано, подписано электронной подписью и размещено на Официальном сайте решение об одностороннем отказе N 1 от исполнения Контракта.
Согласно сведениям сайта единой информационной системы в сфере закупок решение N 1 от 19.07.2023 года об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Подрядчиком в личном кабинете 19.07.2023 года 17:44 (МСК).
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Учитывая положения части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления Поставщика признается - 19.07.2023 года, следовательно, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 31.07.2023 года.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России в установленный законом срок -01.08.2023 года.
Часть 1 статьи 103 Закона о контрактной системе определяет, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что информация о расторжении Контракта размещена Заказчиком на официальном сайте в реестре контрактов 31.07.2023 года 17:47 (МСК) (Информация о расторжении контракта N11326043499 22 000038 0025 (1) от 31.07.2023).
Согласно материалам дела, сведениям сайта Единой информационной системы в сфере закупок 25.12.2022 года Подрядчиком в электронном виде через личный кабинет единой информационной системы направлен акт о приемке выполненных работ N 1 по капитальному ремонту 10 и 11 этажей учебного корпуса N 25 ФГБУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарева" по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 44, корп. 2 на сумму 9 774 666 рублей. Также представлена справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 25.12.2022 года по форме КС-3, выставлены счета N 11 от 22.12.2022 года на оплату авансового платежа в размере 10% на сумму 977 466, 60 рублей, N 12 от 23.12.2022 года на выполненных работ N 1 по капитальному ремонту 10 и 11 этажей учебного корпуса N 25 ФГБУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарева" по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 44, корп. 2 на сумму 8 797 199, 40 рублей. Однако в соответствии с информацией, содержащейся в служебной записке Департамента строительства и эксплуатации ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарёва" от 11.01.2023 года (исх.N01-с/2023), в том числе находящейся в материалах настоящего дела, Подрядчик не выполнил следующие работы: покрытие пола в балетных залах, покрытие кровли из сэндвич панелей и направляемого материала, кондиционеры, светильники, выключатели, дверь, окна, потолок типа Амстронг. В связи с этим, акт о приемке выполненных работ N 1 от 25.12.2022 года, направленный Подрядчиком, не был подписан со стороны Заказчика.
12.05.2023 года Подрядчиком в адрес Заказчика был направлен акт о приемке выполненных работ N 1 от 12.05.2023 года (подписанный Подрядчиком 16.05.2023 года) за отчетный период с 22.01.2023 года по 12.05.2023 года по объекту учебный корпус N 25 ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарёва" по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 44, корп. 2 на сумму 1 867 515 рублей. Также представлена справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 12.05.2023 года по форме КС-3 и выставлен счёт на оплату N 13 от 12.05.2023 года на выполненных работ N 1 по капитальному ремонту 10 и 11 этажей учебного корпуса N 25 ФГБУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарева" по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 44, корп. 2 на сумму 1 867 515 рублей. Однако в соответствии с информацией, содержащейся в служебной записке Департамента строительства и эксплуатации ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарёва" от 17.05.2023 года (исх.N72-с/2023), в том числе находящейся в материалах настоящего дела, ООО "Строй Гранд" не был выполнен весь комплекс работ на объекте. Подрядчик не выполнил следующие работы: монтаж кондиционеров. В связи с этим, акт о приемке выполненных работ N 1 от 16.05.2023 года направленный Подрядчиком, не был подписан со стороны Заказчика.
Заказчиком не были подписаны документы о приемке выполненных работ по капитальному ремонту 10 и 11 этажей учебного корпуса N 25 ФГБУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарева" по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 44, корп. 2, что подтверждается актами от 27.06.2023 года и 19.07.2023 года, утвержденными проректором по административно-хозяйственной работе и безопасности Дмитриевой А.А., содержащие следующую информацию: "Комиссия в ходе проверки выполненных работ выявила следующие недостатки: - отсутствуют акты на устройство стяжки (толщина, марка, паспорт на цементно-песчаный раствор); - растрескивание поверхности стяжки пола на 11 этаже, - отсутствуют сертификаты на подложку из резиновой плитки; - не демонтирован металлический каркас потолка Армстронг на 10 этаже - 40 м2; не установлены кондиционеры - 4 сплит-системы (и к ним трубопроводы и питающий кабель)".
Как отмечалось ранее, в соответствии с пунктом 7.5 Контракта Заказчик проводит экспертизу результатов выполненных Работ. Такая экспертиза проводится Заказчиком для проверки предоставленных Подрядчиком результатов, предусмотренных Контрактом в части их соответствия условиям настоящего Контракта. Заказчик вправе провести экспертизу своими силами или привлечь независимого эксперта, экспертную организацию. Результаты экспертизы оформляются Заключением экспертизы.
Однако, заключение экспертизы в материалы настоящего дела представлено не было.
Таким образом, проанализировав материалы дела, сведения, содержащиеся на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, Комиссии Мордовского УФАС России не предоставляется возможным сделать однозначный вывод о совершении Подрядчиком виновных действий, выраженных в неисполнении обязательств по Контракту.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Включение сведений о лице в Реестр по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном подрядчике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О).
Согласно части 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу части 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно пункту б части 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку включение в реестр является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, обстоятельства дела в совокупности с представленными документами однозначно не свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика.
Принимая во внимание совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Мордовского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об ООО "Строй Гранд", директоре ООО "Строй Гранд" Ковалёве Викторе Ивановиче.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Строй Гранд" (ИНН: ----------; КПП: ----; ОГРН: -------) адрес (место нахождения юридического лица): ------------, директора общества с ограниченной ответственностью "Строй Гранд" -------------- (ИНН: ---------) в связи с принятием 19.07.2023 года федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва" решения N 10-06/402 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 21 от 21.11.2022 года на выполнение работ по капитальному ремонту 10 и 11 этажей учебного корпуса N 25 ФГБУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарева" по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 44, корп. 2, заключенного по результатам электронного аукциона N 0309100006122000021 на выполнение работ по капитальному ремонту 10 и 11 этажей учебного корпуса N 25 ФГБУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарева" по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 44, корп. 2, в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 8 августа 2023 г. N 013/06/104-479/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023