Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии, |
|
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
|
Мамонтов А.Д. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
с участием представителя подрядчика - ООО "ЭЛ ГРУПП": Калач Марины Владимировны (директор),
в отсутствие представителей заказчика - Министерства труда и социального развития Новосибирской области, уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме обращение Министерства труда и социального развития Новосибирской области о включении сведений об ООО "ЭЛ ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика - Министерства труда и социального развития Новосибирской области от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту в административном здании, расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, д. 6 (извещение N 0851200000623001198),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение Министерства труда и социального развития Новосибирской области о включении сведений об ООО "ЭЛ ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика - Министерства труда и социального развития Новосибирской области от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту в административном здании, расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, д. 6 (извещение N 0851200000623001198).
Министерством труда и социального развития Новосибирской области с ООО "ЭЛ ГРУПП" 27.03.2023 заключен контракт на выполнение работ по текущему ремонту в административном здании, расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, д. 6.
Согласно условиям контракта выполнение работ осуществляется в соответствии с графиком выполнения работ:
- срок выполнения работ по 1 этапу с 24.04.2023 по 10.05.2023;
- срок выполнения работ по 2 этапу с 11.05.2023 по 13.06.2023;
- срок выполнения работ по 3 этапу с 14.06.2023 по 21.06.2023;
- срок выполнения работ по 4 этапу с 22.06.2023 по 03.07.2023.
В период исполнения контракта подрядчик обращался к заказчику с просьбой увеличить финансирование на выполнение непредвиденных работ по демонтажу штукатурки, расшивке швов по ГВЛ с последующей заделкой стыков для соблюдения технологического процесса при производстве работ.
В связи с нарушением сроков выполнения работ заказчиком 20.06.2023 было размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В письме от 22.06.2023 исх. N 63 подрядчик обратился к заказчику с просьбой продлить сроки выполнения работ в связи с невозможностью выполнения работ в сроки, предусмотренные условиями контракта. В данном письме подрядчик также сообщил, что обязуется выполнить работы в полном объеме в срок до 16.07.2023.
30.06.2023 заказчик отменил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.06.2023.
По состоянию на 30.06.2023 подрядчиком были выполнены работы по 1 этапу.
В адрес подрядчика заказчиком неоднократно направлялись претензии о нарушении сроков выполнения работ.
В связи с неоднократным нарушением подрядчиком сроков выполнения работ заказчиком 18.07.2023 повторно размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта подрядчиком работы по 2, 3 и 4 этапам не выполнены. Исходя из сведений ЕИС заказчиком приняты и оплачены работы только по 1 этапу.
На основании изложенного, заказчик просил включить сведения об ООО "ЭЛ ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
До заседания Комиссии Новосибирского УФАС России от ООО "ЭЛ ГРУПП" были получены письменные пояснения следующего содержания.
Работы выполнялись с нарушением установленных сроков по причине того, что субподрядчик выполнял работы с отставанием от сроков.
Найти других субподрядчиков не представлялось возможным ввиду большого спроса.
Подрядчик имел намерение исполнить контракт в полном объеме.
Таким образом, работы не были выполнены в срок по независящим от подрядчика причинам.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 18.07.2023, следовательно, 18.07.2023 подрядчик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч.10 ст.95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, так как обязательства по контракту ООО "ЭЛ ГРУПП" не были исполнены, заказчик правомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из документов, представленных сторонами, существенное нарушение условий контракта подрядчиком очевидно. Подрядчиком допущена неоднократная просрочка выполнения работ, а также в полном объеме выполнены работы только по 1 этапу.
Заказчиком было отменено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.06.2023, таким образом, у подрядчика имелась возможность выполнить работы по истечении установленных сроков для выполнения работ. Вместе с тем, работы не были выполнены.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что ООО "ЭЛ ГРУПП" ознакомилось с условиями данной закупки, в том числе со сроками выполнения работ, стоимостью работ, подало заявку на участие в данной закупке, выразило согласие на выполнение работ на условиях извещения о проведении закупки. ООО "ЭЛ ГРУПП" предложило цену контракта - 2 023 738,23 руб. (при начальной (максимальной) цене контракта 2 438 238,69 руб.).
Возникшие у ООО "ЭЛ ГРУПП" проблемы с невыгодностью исполнения контракта не могут являться надлежащим основанием не заключения контракта, т.к. подобные случаи причисляются к предпринимательским рискам, сопутствующим коммерческой деятельности, которая осуществляется на свой страх и риск (ст. ст. 2, 50 ГК РФ).
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
ООО "ЭЛ ГРУПП" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, ООО "ЭЛ ГРУПП" несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, так как ООО "ЭЛ ГРУПП" не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для не включения сведений об ООО "ЭЛ ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1078 от 30.06.2021 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью "ЭЛ ГРУПП" (ИНН 5404312043, 630041, г. Новосибирск, ул. 2-я Станционная, д. 44В, оф. 225) сроком на 2 (два) года.
2. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участнике и директоре общества с ограниченной ответственностью "ЭЛ ГРУПП" Калач Марине Владимировне (ИНН 541750706969) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии Е.Е. Дадажанова
А.Д. Мамонтов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 8 августа 2023 г. N 054/06/104-1536/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023