Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Охранная фирма "Титан" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19660-ЭП/23 от 31.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание охранных услуг (извещение N 0172200004321000184),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.11.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг (извещение N 0172200004321000184) (совместная закупка) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 14 470 345,44 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 17.12.2021 N ППИ1 победителем Конкурса признано ООО "Охранная фирма "Титан".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Охранная фирма "Титан" заключен государственный контракт N 198 от 29.12.2021 на сумму 10 853 659,20 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 2.2.5 Контракта установлено, что Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Исполнителя.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 24.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Охранная фирма "Титан".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать охранные услуги (далее - Услуги) в период с 01.02.2022 по 31.12.2023 (п. 1.2 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
- Исполнитель обязуется оказывать Услуги в срок, предусмотренный Контрактом, согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных контрактом, (п. 2.1.1 Контракта);
- Исполнитель обязан незамедлительно предоставлять Заказчику информацию об обстоятельствах, возникающих при выполнении обязательств, предусмотренных контрактом, влияющих на их своевременное и надлежащее выполнение, в том числе о вынесении в адрес Исполнителя контролирующими и надзорными органами предписаний об устранении выявленных нарушений, возбуждении административного производства, привлечении к административной ответственности, приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии (п. 2.1.5 Контракта);
- Заказчик вправе в любое время проверять ход и качество услуг, оказываемых Исполнителем, не вмешиваясь в его хозяйственную деятельность (п. 2.4.1 Контракта);
- Группа быстрого реагирования Исполнителя должна совершать ежедневный объезд территории периметра зданий Заказчика с интервалом 1 раз в три часа. Базироваться группа быстрого реагирования должна в Калининском районе и, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, Исполнитель должен обеспечить приезд группы быстрого реагирования, в состав которой входят не менее 2-х вооруженных охранников, в кратчайший срок (не более 3-8 минут с момента получения сигнала с охраняемого объекта) (Приложение N 2 "Техническое задание").
Заказчиком получена информация из Отдела лицензионно-разрешительной работы по Калининскому району Главного управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области об аннулировании разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему серии РХИ N 0002747, выданное ЦЛРР Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области 05.02.2018.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару.
В соответствии с п. 11.4 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Заказчик пришел к выводу, что дальнейшее исполнение обязательств по оказанию Услуг Участником, как не соответствующим требованиям установленным извещением об осуществлении закупки, не может осуществляться и подлежит прекращению.
На основании п. 1 ст. 416 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 29.03.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 27.07.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что на момент проведения процедуры закупки в 2021-2022 гг. у ООО "Охранная фирма "Титан" имелось соответствующее разрешение на хранение оружия N 0002747 от 05.02.2018 сроком по 13.02.2023.
ООО "Охранная фирма "Титан" на момент проведения процедуры закупки в 2021-2022 гг. и по настоящий момент имеет лицензию от 15.08.2016 на осуществление частной охранной деятельности N 033087 (продлена по 13.02.2028) и вправе оказывать охранные Услуги по Контракту. Действие лицензии не приостанавливалось, не прекращалось.
Заказчику было известно, что разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему выдаётся на определённый срок и регулярно продлевается органами Росгвардии.
Оказание Услуг по Контракту не исчерпывается охраной с использованием оружия и патронов к нему.
Заказчик не запросил ни у ООО "Охранная фирма "Титан", ни в органах Росгвардии сведения о наличии у ООО "Охранная фирма "Титан" действующего разрешения ни в момент предполагаемого истечения срока действия прежнего разрешения, ни в момент проведения замещающей закупки, ни в момент направления уведомления ООО "Охранная фирма "Титан" об освобождении помещений.
За период 01.01.2022 по 24.03.2023 включительно Заказчик принимал и оплачивал оказанные Участником Услуги без претензий (расхождений) по качеству.
По мнению представителя Участника, у Заказчика не имелось оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем Участник получил новое разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему N 0223993 от 07.04.2023, 08.04.2023 разместил его в системе.
Таким образом, Участник устранил нарушение, послужившее основанием для одностороннего отказа Заказчика, однако Заказчик не отменил свое Решение, в нарушение ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Охранная фирма "Титан" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Вместе с тем расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела, учитывая тот факт, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Охранная фирма "Титан" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Охранная фирма "Титан" (ИНН: 7804049915), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 августа 2023 г. N РНП-78-1092/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2023