Резолютивная часть решения оглашена 08.08.2023
В полном объеме решение изготовлено 11.08.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение МКУ ЗГО "Управление Жилищно-коммунального хозяйства" (далее - заказчик, МКУ ЗГО "УЖКХ") о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РЕМДОРСТРОЙ" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству скейт-зоны на общественной территории парка "Дворцовый" (ниже ДК "Победы") по пр. Мира (изв. N 0169300003322000020) (далее - аукцион), в присутствии посредством системы видеоконференцсвязи:
- представителя МКУ ЗГО "УЖКХ" Гайнцевой А.А., действующего на основании доверенности от 04.08.2023,
- представителя МКУ ЗГО "УЖКХ" Тарасовой Н.Н., действующего на основании доверенности от 04.08.2023,
в отсутствие общества, надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение МКУ ЗГО "УЖКХ" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РЕМДОРСТРОЙ" (далее - индивидуальный предприниматель, исполнитель).
Согласно представленным документам 15.03.2021 стороны заключили контракт на выполнение работ по благоустройству скейт-зоны на общественной территории парка "Дворцовый" (ниже ДК "Победы") по пр. Мира по цене 24 497 139, 00 рублей.
Решением от 18.07.2023 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду ненадлежащего исполнения обществом обязательств по контракту в полном объеме, что подтверждается перепиской заказчика и заключением специалиста. В связи с указанными обстоятельствам сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 10.2 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 18.07.2023 принято и 19.07.2023 размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения исполнителем является 19.07.2023, в связи с чем контракт является расторгнутым 01.08.2023, с учетом, что окончание срока приходится на выходной день.
Cведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 01.08.2023.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 15.03.2023 заключен контракт N 20ЭА (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является выполнение работ по благоустройству скейт-зоны на общественной территории парка "Дворцовый" (ниже ДК "Победы") по пр. Мира, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда, порядок исполнения которого регламентирован главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пунктах 1.3, 1.4 контракта заказчиком определены сроки выполнения работ: с 15.04.2022 по 30.07.2022.
При этом, в ходе исполнения контракта сторонами заключено дополнительное соглашение от 14.12.2022 о внесении изменения в локальные сметные расчеты, а также технические решения об увеличении объемов работ в части очистки территории от древесной растительности.
Как следует из договорной переписки, представленной заказчиком, с марта 2022 года по июнь 2023 года общество на систематической основе взаимодействовало с заказчиком при исполнении контракта в части согласования проекта производства работ (письма вх. 539 от 30.03.2022, вх. 572 от 20.04.2022, исх. 14/22 от 26.05.2022, исх. 19/22 от 01.07.2022, исх. 25/22 от 02.08.2022), схемы по устройству основания и размещению спортивных площадок на территории (исх. 15/22 от 26.05.2022), согласования увеличения объемов работ по устройству территории парка (корчевка пней, вывоз и утилизация древесных отходов, установка бордюрного камня и другие работы) (письма исх. 06/22 от 26.04.2022, исх. 07/22 от 04.05.2022, исх. 08/22 от 04.05.2022), представляло акты освидетельствования скрытых работ и локальных сметных расчетов, подтверждающих объемы фактически выполненных работ, исполнительной документации (письма исх. 11/22 от 05.05.2022, исх. 17/22 от 07.06.2022, исх. 29/22 от 18.08.2022, исх. 36/22 от 23.09.2022, исх. 38/33 от 03.10.2022, исх. 39/22 от 06.10.2022, исх. 41/22 от 25.10.2022, исх. 42/22 от 28.10.2022, исх. 43/22 от 14.11.2022, исх. 48/22 от 26.12.2022).
Из документов, подтверждающих приемку и оплату выполненных работ, следует, что стоимость фактически выполненных работ составляет 18 571 691, 96 рублей (КС-2 от 06.10.2022, КС-3 от 06.10.2022, акты о приемке выполненных работ N 1 от 14.12.2022, N 2 от 15.12.2022, платежные поручения от 15.12.2022, от 19.12.2022) из 24 497 139, 00 рублей, что составляет около 76% от цены контракта.
При этом, работы на сумму 5 082 876, 23 рублей не приняты заказчиком на основании мотивированных отказов от приемки выполненных работ по устройству и монтажу скейт-парка и памп-трека от 19.01.2023, 16.06.2023, 12.07.2023, основываясь на заключении специалиста от 31.10.2022 (номер ЗС-115/10-2022), дополнительных осмотрах площадок, произведенных специалистами, готовившими заключение (письма от 16.01.2023, от 19.04.2023), акте выявленных недостатков от 10.07.2023.
Так, в качестве недостатков выполненных работ указано что спортивные объекты (минирампа разноуровневая, мэнуал пэд, мульти фанбокс, грайндбокс, квотерпайп и бэнк, скейт-плаза, памп трек) имеют дефекты, которые не устранены подрядчиком (наличие зазоров, отслоений, отхождений, шероховатостей, наличие выступающих элементов и иные дефекты), отсутствие необходимой зоны безопасности между спортивными объектами о другими сооружениями, что нарушает требования пунктов 4.4.11, 4.4.12, 4.4.14, 4.7.1.1, 4.7.1.3, 4.5.1.1 ГОСТа Р 54415-2011 "Оборудование для скейтплощадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования").
При этом, заказчик неоднократно предоставлял подрядчику возможность устранить указанные недостатки (письма от 22.11.2022, 14.03.2023, 10.05.2023, 30.05.2023), вместе с тем качество выполненных работ после устранения замечаний не удовлетворило заказчика.
В связи с тем, что подрядчиком не устранены недостатки, выявленные в ходе приемки выполненных работ, контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке на основании решения от 19.07.2023.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
Так, Комиссией установлено, что подрядчиком нарушен конечный срок выполнения работ, в связи с чем результаты выполненных работ не предоставлены подрядчиком в объеме, предусмотренном контрактом, в связи с чем принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта обоснованно с учетом положений пункта 2 части 715, пункта 1 статьи 723 ГК РФ.
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком, Комиссией установлено, что общество на протяжении срока исполнения контракта исполнило обязательства на сумму 18 571 691, 96 рублей.
Более того, Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях общества намерения уклониться от исполнения контракта, так как ООО "РЕМДОРСТРОЙ" на протяжении срока выполнения работ предпринимало действия, направленные на исполнение контракта, в том числе неоднократно выражая намерение согласовать дополнительные объемы работ, предлагало технические решения вввиду необходимости выполнения дополнительных работ, предоставляло исполнительную документацию, составленную в ходе выполнения работ, устраняло замечания, выявленные в ходе выполнения работ.
Комиссия отмечает, что характер спора, возникшего между сторонами, носит исключительно гражданско-правовой характер, так как фактически сводится к определению наличия/отсутствия недостатков выполненных работ по устройству спортивных сооружений, при этом указанный спор разрешается в судебном порядке.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание принятие обществом мер, направленных на исполнение контракта, выраженных в частичном выполнении работ, в совершении действий, направленных на исполнение контракта, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "РЕМДОРСТРОЙ", лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МКУ ЗГО "УЖКХ" в отношении ООО "РЕМДОРСТРОЙ" (ИНН 7404072839), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 августа 2023 г. N 074/10/104-1829/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023