Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Кучеева А.С. - начальник отдела, |
Членов Комиссии: |
Курмаевой Г.Р. - ведущего специалиста-эксперта, Емельяновой В.Г. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии представителя уполномоченного органа - Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района - Сагдеевой С.С. (доверенность N1 от 19.09.2022 г.), в отсутствии представителей заказчиков, представителя заявителя - извещены, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ИП Тожибаева З.П. (вх. N7683 от 27.07.2023 г.) на действия заказчиков МБОУ "Гимназия N3" Чистопольского муниципального района, МБОУ "Лицей N2" Чистопольского муниципального района, МБОУ "СОШ N16" Чистопольского муниципального района, МБОУ "Основная общеобразовательная школа N16" Чистопольского муниципального района при проведении закупки N 0111300074023000067 на предмет: "Организация горячего питания для общеобразовательных учреждений МКУ "Управление образования Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0111300074023000067 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://zakupki.gov.ru 07.07.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 833 570,24 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком неправомерно было установлено требование о подтверждении опыта участников закупки только по государственным и муниципальным контрактам из реестра контрактов, исключая опыт по договорам гражданско-правового характера, заключенным в обычной хозяйственной деятельности, необоснованно установлено ограничение конкуренции по отношению к ее участникам.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о неправомерном установлении требования о подтверждении опыта участников закупки только по государственным и муниципальным контрактам из реестра контрактов, исключая опыт по договорам гражданско-правового характера.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Часть 4 статьи 32 Закона о контрактной системе гласит, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Требования пункта 24 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24, согласно пункту 28 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно доводу заявителя, заказчиком неправомерно было установлено требование, ограничивающее конкуренцию и не соответствующее подпункту "д" пункта 28 Положения. В соответствии с положениями конкурсной документации, заказчиком было установлено следующее требование к контрактам (договорам):
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) договоры заключенные и исполненные в соответствии с Законами 44-ФЗ и 223-ФЗ. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
По мнению заявителя, заказчик необоснованно установил ограничение конкуренции по отношению к ее участникам, исключая опыт по договорам гражданско-правового характера, заключенным в обычной хозяйственной деятельности.
Заявитель указал, что заказчиком не соблюдены требования вышеуказанных постановлений, в частности указаны дополнительные требования в описании объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив, что заказчик не нарушил требований Постановления Правительства РФ N2604 от 31.12.2021 г. и готов принимать к рассмотрению заявки с договорами гражданско-правового характера.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив положения Извещения, доводы жалобы заявителя, пояснения заказчика, приходит к выводу, что установление заказчиком таких требований неправомерно. Исходя из требований, установленных заказчиком по отношению к участникам открытого конкурса, касающихся предоставления информации об исполненных договорах, невозможно определить, будут ли приниматься к учету в качестве подтверждения опыта работы гражданско-правовые договоры. Указанное обстоятельство может ввести потенциальных участников закупки при подаче заявки на участие в заблуждение. В связи с этим довод заявителя признан частично обоснованным.
Таким образом, заказчиком были нарушены положения части 1 статьи 32 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также требования Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Дополнительно, Комиссия отмечает, что при проведении внеплановой проверки были обнаружены нарушения.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться использованием при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пункте 5.5 параграфа 5 проекта муниципального контракт, прикрепленного к извещению закупки, сказано следующее:
Погрузка, транспортировка и разгрузка продукции производится в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1066-01.
Однако данный СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" потерял свою силу 1 января 2021 года, в связи с чем уместно использование нового Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 N 36 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию".
Таким образом, заказчики и уполномоченный орган нарушили требования пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Было установлено, что согласно пункту 1 статьи 431.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, положения Гражданского Кодекса о недействительности сделок (параграф 2 главы 9) применяются к договорам, если иное не установлено правилами об отдельных видах договоров и настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В пункте 13.5 параграфа 13 проекта контракта содержится следующая информация:
Недействительность какого-либо из условий Контракта не влечет за собой недействительность других его условий или всего Контракта в целом.
Данное условие контракта противоречит статье 180 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, в которой установлено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Таким образом, заказчики и уполномоченный орган нарушили требования статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, части 1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, Комиссия приняла решение не выдавать предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ИП Тожибаева З.П. (вх. N7683 от 27.07.2023 г.) на действия заказчиков МБОУ "Гимназия N3" Чистопольского муниципального района, МБОУ "Лицей N2" Чистопольского муниципального района, МБОУ "СОШ N16" Чистопольского муниципального района, МБОУ "Основная общеобразовательная школа N16" Чистопольского муниципального района и уполномоченного органа Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района при проведении закупки N0111300074023000067 на предмет: "Организация горячего питания для общеобразовательных учреждений МКУ "Управление образования Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан", частично обоснованной.
2. Признать заказчиков МБОУ "Гимназия N3" Чистопольского муниципального района, МБОУ "Лицей N2" Чистопольского муниципального района, МБОУ "СОШ N16" Чистопольского муниципального района, МБОУ "Основная общеобразовательная школа N16" Чистопольского муниципального района и уполномоченный орган Исполнительный комитет Чистопольского муниципального района нарушившими требования статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, части 1 статьи 32, пункта 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также требования Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
3. Предписание об устранении нарушений, не повлиявших на определение поставщика, действующего законодательства не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Зам. Председателя Комиссии А.С. Кучеева
Члены Комиссии Г.Р. Курмаева
В.Г. Емельянова
Исп.: Емельянова Владислава Геннадьевна
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 3 августа 2023 г. N 016/06/31-1089/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2023