Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУ СШОР Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "ГОРСТРОЙ М" (далее - Участник, Исполнитель),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20047-ЭП/23 от 03.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту сетей канализации (устранение замечаний по строительству тренировочной площадки) в 2023 году (извещение N 0372200074823000017),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту сетей канализации (устранение замечаний по строительству тренировочной площадки) в 2023 году (извещение N 0372200074823000017) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 288 796,80 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ГОРСТРОЙ М".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 03722000748230000170001 от 17.04.2023 на сумму 1 819 593,21 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался выполнить работы по ремонту сетей канализации (устранение замечаний по строительству тренировочной площадки) в 2023 году (далее - работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Условиями Контракта предусмотрено право Участника и Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 22.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с Участником, в связи с тем, что Участник должен быть подписан акт передачи объекта для выполнения работ, однако 11.05.2023 представители Участника от подписания акта отказались, тем самым нарушив условия Контракта.
31.05.2023 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.05.2023, так как Участником было устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Однако 19.07.2023 ООО "ГОРСТРОЙ М" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что основанием для одностороннего отказа Участника от исполнения обязательства послужили следующие обстоятельства, препятствующие выполнению работ в установленный контрактом срок.
ООО "Горстрой М" письмом N 311 от 14.07.2023 уведомило Заказчика о невозможности выполнения Контракта, так как в соответствии с извещением и п. 1.2 Контракта работы должны быть выполнены в соответствии с Локальной сметой (Приложение N 1 к Контракту). При этом сама Локальная смета не соответствует Акту от 04.08.2020, что делает невозможным получение акта "Технического освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения" в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". О чем Заказчик был поставлен в известность в письме б/н от 05.05.2023.
Исполнитель направил Заказчику письмо с предложением о расторжении Контракта по соглашению сторон в виду невозможности исполнения контракта. Заказчик от расторжения по соглашению сторон отказался.
Исполнитель, добросовестно исполняя свои обязательства по Контракту, произвел осмечивание работ необходимых для соблюдения условий, указанных в п. 2.33 Технического задания, и в письмо N 311 от 14.07.2023 предложил Заказчику на основании п. 3.2.2 Контракта заключить дополнительное соглашение для учета работ, указанных в Акте от 04.08.2020, поскольку без выполнение этих работ исполнение Контракта было невозможно.
В письме N 523 от 14.07.2023 Заказчик уведомил Исполнителя о невозможности внесения изменений в Контракт.
На основе изложенного Исполнитель принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.07.2023 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 03.08.2023.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Заказчик считает, что, направив данное уведомление об отказе от исполнения контракта, Исполнитель тем самым сам подтверждает свою недобросовестность и нежелание исполнять взятые на себя обязательства по контракту. В подтверждение данных выводов Заказчик предоставляет хронологию событий:
- по условиям Контракта (п.2.2) Акт передачи объекта в работу должен быть был подписан сторонами не позднее 15.05.2023, о чем Исполнителю было направлено письмо от 04.05.2023 N 383.
- 11.05.2023 представитель Исполнителя в присутствии представителя Службы Заказчика от подписания Акта отказался, что является нарушением выполнения условий контракта со стороны Исполнителя, о чем Исполнителю было направлено письмо от 12.05.2023 N 396.
- в ответ на письмо от 12.05.2023 N 396 Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо от 15.05.2023 б/н с предложением о расторжении контракта по соглашению сторон, ссылаясь на выявленные расхождения между актом ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и сметным расчетом, а также предполагая невозможность оплаты выполненных работ Заказчиком. Данные факты никак не подтверждены документально и являются домыслами Исполнителя, что в свою очередь расценивается Заказчиком как нежелание Исполнителя исполнять свои обязательства по Контракту.
- 17.05.2023 Заказчик направил письмо N 409 в адрес Исполнителя с доводами об отсутствии оснований для расторжения контракта по соглашению сторон и указанием на возможные способы решений возникших разногласий.
- 22.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что Исполнитель не принял объект в работу, что является нарушением условий Контракта. Решение об одностороннем отказе было размещено в Единой информационной системе 22.05.2023.
- 31.05.2023 в адрес Заказчика от Исполнителя поступило письмо б/н о готовности выполнить работы по Контракту и принять объект в работу по акту. Акт передачи объекта в работу был подписан сторонами 31.05.2023.
- 31.05.2023 Заказчик отменил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что Исполнителем было устранено нарушение условий контракта.
- по состоянию на 05.06.2023 Исполнитель к выполнению работ не приступал, о чем ему было направлено письмо N 434.
- 11.06.2023 Заказчиком получено от Исполнителя письмо N 271/М с информацией об истекшем сроке действия акта от ГУП "Водоканал" и просьбой вызвать представителей ГУП "Водоканал" для повторного обследования сетей. Документального подтверждения того, что срок действия акта ГУП "Водоканал" Исполнителем не представлено.
- 13.06.2023 Исполнителю был направлен ответ N 445 о том, что Заказчик не возражает о повторном обследовании наружных сетей канализации.
- по состоянию на 16.06.2023 Исполнитель к выполнению работ не приступал, о чем ему было направлено письмо N 455.
- в ответ на письмо Заказчика N 455 от 16.06.2023 Исполнитель 19.06.2023 направил в адрес Заказчика информацию о том, что им назначена встреча с представителем ГУП "Водоканал" на 20.06.2023. Каких-либо документов, фиксирующих факт данной встречи и принятых на ней решениях, Заказчику не представлено.
- по состоянию на 29.06.2023 Исполнитель к выполнению работ не приступал, о чем ему было направлено письмо N 486.
- по состоянию на 07.07.2023 Исполнитель к выполнению работ не приступал, о чем ему было направлено письмо N 507.
- 14.07.2023 в адрес Заказчика Исполнителем направлено письмо N 311 с предложением заключения дополнительного соглашения и приложением сметного расчета на дополнительные работы.
- в ответ на письмо Исполнителя от 14.07.2023 N 311 Заказчик направил информацию о том, что заключение дополнительного соглашения не представляется возможным, так как увеличение цены контракта, предложенное Исполнителем в обращении, составляет более 10 процентов стоимости работ, что будет являться нарушением законодательства о контрактной системе.
- 19.07.2023 Исполнитель разместил в Единой информационной системе уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта
- 25.07.2023 Заказчик направил Исполнителю письмо N 537 с просьбой отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и провести рабочее совещание по вопросам разногласий.
- 26.07.2023 состоялось рабочее совещание между Заказчиком, Исполнителем и представителем Службы Заказчика. Исполнитель в письменной форме сообщил, что от выполнения работ не отказывается и просит согласовать дополнительную смету.
- По состоянию на 29.07.2023 Исполнитель своё решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не отменил.
- 01.08.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
Исходя из вышеизложенного, Заказчик делает следующие выводы:
1. В соответствии с п. 1.2. Контракта Исполнитель выполняет работы, предусмотренные в п. 1.1 Контракта на свой риск в соответствии с локальной сметой (далее - Смета) (Приложение N 1), Описанием объекта закупки (Приложение N2), определяющими объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, а также условиями Контракта, в соответствии с требованиями законодательства и действующих нормативных правовых актов. Доводы Исполнителя о расхождениях видов работ акта ГУП "Водоканал" и сметой, а также утверждение о недействительности акта ГУП "Водоканал" являются несостоятельными ввиду отсутствия каких-либо документальных подтверждений. Доводы Исполнителя о том, что выполнение контракта в полном объеме не представляется возможным и выполненные работы не смогут быть оплачены Заказчиком являются только предположением Исполнителя, а не фактом. На протяжении всего срока Исполнителя даже не пытался исполнить свои обязательства по Контракту и фактически так и не приступил к выполнению работ.
2. В соответствии с п.5.5. Контракта с момента начала работ и до их завершения Исполнителя был обязан вести журнал выполнения работ (форма КС-6), в котором отражается весь ход выполнения работ, а также все факты и обстоятельства, связанные с производством работ, имеющие значение во взаимоотношениях сторон. Журнал выполнения работ Заказчику не представлен.
3. Контракт подписан Сторонами 17.04.2023, а информация о несоответствии (по мнению Исполнителя) технической документации была направлена Заказчику 15.05.2023, спустя месяц после подписания Контракта. Также Исполнителем не было принято решение о приостановке работ по контракту, что является нарушением ч.1 ст.716 Гражданского кодекса РФ.
На основании изложенного, Заказчик настаивал на включении ООО "ГОРСТРОЙ М" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что Исполнитель злоупотребил своим правом на односторонний отказ от исполнения Контракта. Препятствия, указанные Исполнителем в Решении об отказе, являются не обоснованными и не подтверждаются фактическими обстоятельствами.
На заседании Комиссии УФАС Исполнителем также не были представлены конкретные положения в Локальной смете и Акте от 04.08.2020, которые препятствуют исполнению Контракта.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, стал победителем Аукциона, однако не исполнил требования Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ГОРСТРОЙ М", ИНН: 7806589360; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Могилевцев Александр Евгеньевич, ИНН: 352825618747, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ГОРСТРОЙ М" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
03.08.23 |
07.08.23 |
03.08.23 |
0 |
03.08.23 |
10.08.23 |
09.08.23 |
0 |
14.08.23 |
14.08.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 августа 2023 г. N РНП-78-1108/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2023