Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Страхолетовой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Алексиной А.П.- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Городская больница N 17" (далее - БУЗОО "ГБ N 17", учреждение, заказчик) о включении информации об индивидуальном предпринимателе Шукшине Эдуарде Владимировиче (далее - ИП Шукшин Э.В., предприниматель, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта (далее- электронный аукцион, контракт),
в отсутствие представителя подрядчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
Главного управления контрактной системы (уполномоченный орган) - Гавриловой Ларисы Петровны (доверенность N 157 от 05.05.2023);
БУЗОО "ГБ N 17" - Шестаковой Юлии Александровны (доверенность от 08.08.2023 N 01-16/1290), Лебединской Оксаны Николаевны (доверенность от 06.02.2023 N 01-16/145)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 7116-ЭП/23 от 03.08.2023) обращение о включении информации о поставщике в реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
2. Из представленных материалов и информации следует, что 31.03.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0152200004723000396 о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники (пандус, стилобат, кровля) БУЗОО "ГБ N 17", расположенное по адресу: 644076, г. Омск, просп. Космический, д. 99 "А" с начальной максимальной ценой контракта 2 189 351,13 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 11.04.2023 ценовые предложения были поданы 5 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 1 915 682,13 руб. (снижение НМЦК сосавило 12,50 %) было подано участником с идентификационным номером заявки 57 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.04.2023 свидетельствует о том, что заявки всех участников закупки были признаны соответствовавшими требованиям извещения о проведении электронного аукциона, победителем признан ИП Шукшин Э.В.
24.04.2023 между заказчиком и ИП Шукшиным Э.В. заключен контракт N Ф.2023.0396 (номер реестровой записи контракта 2550602914823000084).
17.07.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа.
3. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Шукшине Эдуарде Владимировиче подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Разделом 1 "Предмет контракта" контракта было установлено следующее:
"1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить предусмотренные рабочей документацией (далее - проектная документация) работы по капитальному ремонту здания поликлиники (пандус, стилобат, кровля) БУЗОО "ГБ N 17", расположенное по адресу: 644076, г. Омск, просп. Космический, д. 99 "А" (далее соответственно - работы, объект) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом.
1.2.Работы по настоящему контракту, если иное не предусмотрено настоящим контрактом, выполняются Подрядчиком, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (Приложение N 1 к настоящему контракту).
1.3.Место выполнения работ: г. Омск, просп. Космический, 99 "А".
1.4.Срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - дата заключения настоящего контракта, окончание срока выполнения работ - 31 июля 2023 года".
"Подрядчик обязан использовать при выполнении работ товары (материалы), предусмотренные проектной документацией" (пункт 3.2. раздела 3 "Обеспечение товаром (материалами), используемым при выполнении работ" контракта).
"Качество выполненной Подрядчиком работы должно соответствовать условиям настоящего контракта, в том числе требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Результат выполненной работы должен в момент передачи Заказчику обладать свойствами, указанными в настоящем контракте и определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного настоящим контрактом использования, в том числе для обычного использования результата работы такого рода" (пункт 4.1. раздела 4 "Качество работ" контракта).
Таким образом, подрядчик должен был выполнить работы по устройству пандуса (раздел 1 ЛСР (смета) N 02-01-01), стилобата, крыльца (раздел 2 ЛСР (смета) N 02-01-01); ремонту кровли (раздел 3 ЛСР (смета) N 02-01-01) в срок по 31.07.2023 включительно.
Хронология исполнения контракта.
25.04.2023 (исх. N 01-16/543) заказчиком переданы подрядчику объект, проектная документация к контракту, ЛСР, приказ N108/1-п от 24.04.2023 о назначении ответственных лиц (подпункт 7.2.1 контракта).
11.05.2023 в своем письме подрядчик информирует заказчика об обнаружении скрытых недостатков в виде разрушения кирпичных стен, провалов по "высоте" на перекрытии стилобата, частичного отсутствия перекрытия на площадке входной группы, в связи с этим просил согласовать замену внесения изменений в сметную стоимость: "1. Сетку оцинкованную из проволоки диаметром 1,0 мм. размер ячейки 50 мм на сетку стеклопластиковую 2.5 мм. размер ячейки 50 мм. 2. Плиты бетонные для облицовки тротуаров, толщина 20 мм на плиты бетонные для облицовки тротуаров, толщина 30 мм.
В связи сильными перепадами основания перекрытия стилобата, разрушение кирпичной кладки стен стилобата и крыльца (увеличение стяжки, штукатурного слоя с 20 мм до 35-40 мм) добавить к сметной стоимости объемы работ и материала необходимые для качественного выполнения ремонта в размере 10% от сметной стоимости работ по данному разделу СМР".
06.06.2023 (исх. N 01-16/951) заказчиком направлен подрядчику запрос об обоснованности замены материалов на материалы с улучшенными характеристиками, относительно увеличения ЛСР (в связи с добавлением объема работ и материала для увеличения стяжки штукатурного слоя с 20 мм до 35-40 мм) просил предоставить смету.
20.06.2023 комиссией БУЗОО "ГБ N 17" произведен осмотр выполненных работ предпринимателем, составлен акт. В соответствии с решением комиссии работы выполнены с отступлением от условий контракта, проекта, стандартов и не отвечают требованиям строительных норм, установлен срок до 28.06.2023 устранить недостатки и дефекты.
"- при укладке плитки на стилобате и крыльце не сделана стяжка толщиной 20 мм (п. 54 ЛСР);
- плитка на стилобате и крыльце уложена на старую стяжку и песчаную подсыпку вместо цементного раствора М150 (п. 56 ЛСР);
- при оштукатуривании стен стилобата не используется тканная металлическая сетка, а только стекловолокнистая сетка (п. 32 ЛСР);
- используются пластиковые водоотводные трубы, вместо стальных, заявленных в смете (п. 64 ЛСР);
- плитка наверху станы стилобата уложена неровно, на стяжку, вместо цементного раствора;
- на поверхность стилобата плитка уложена с большим уклоном и перед входной дверью здания образовалось углубление, что способствует скоплению дождевой воды и проникновения воды внутрь здания".
По факту акта осмотра выполненных работ (от 20.06.2023) подрядчиком 22.06.2023 (исх. N47, исх. N48, исх. N 49) были направлены возражения на замечания, с указанием на многочисленные недочеты в ЛСР, расхождения рабочей документации и сметной документации.
Заказчиком направлены ответы на возражения подрядчика (исх. N47, исх. N48, исх. N 49 от 22.06.2023), согласно которым подрядчику необходимо было подготовить в срок до 30.06.2023 "строительные конструкции для осмотра и обследования технического состояния, а также сметы на непредвиденные затраты".
28.06.2023 (исх. N 51, N52) подрядчиком направлено письмо заказчику о готовности предоставления строительных конструкций, вызывающих вопросы в связи с расхождением рабочей документации и сметной документации для осмотра, также указано:
"В рабочей документации 04-2022-АС. 1, разработанной ООО ТЦ "Восемь", на площадке, где на сегодняшний день выполнены работы по монтажу тротуарной плитки, стяжка не предусмотрена, позиции локально-сметного расчета N 54, 55, на которые ссылаетесь в письме, относятся к площадке на которой работы еще не выполнялись, более того, как уже сообщалось в ранее направленном письме, в сметной документации отсутствует какой-либо материал для выполнения работ по выравниванию площадки для укладки тротуарной плитки.
После Завершения работ по демонтажу керамического гранита, на площадке стилобата, Подрядчик, в устной форме уведомил Заказчика о выявленных расхождениях рабочей документации и локально сметного расчета.
На сегодняшний день, от Заказчика, на электронный адрес Подрядчика, пришла документация, для выполнения работ по восстановлению подпорной стенки в местах примыкания площадки входа в здание и пандуса для подъема пациентов с ограниченными возможностями, (вопросы к переданной рабочей документации на подпорную стенку, направлены Заказчику в предыдущем письме). По все остальным замечаниям к рабочей документации, ответа на сегодняшний день не получено.
По подпорной стене стилобата, работы приостановлены, до предоставления заказчиком решения но технологии проведения дальнейших работ, все материалы применены в соответствии с объемами материала заложенного в локально сметном расчете.
На сегодняшний день, у Подрядчика в штате сметчик не числится, предоставить заказчику локальную смету не предоставляется возможным, 01.06. 2023 года, подрядчик направил па электронную почту Заказчика сводный сметный расчет на дополнительные работы, на сегодняшний день ответа от Заказчика не получено"
30.06.2023 комиссией БУЗОО "ГБN17" составлен протокол оперативного совещания о выполнении ремонтно-строительных работ по контракту, согласно которому установлено:
"В настоящее время подрядной организацией выполнены работы по устройству тротуарной плитки толщиной 30 мм на песчаной подготовке по существующему основанию стилобата и крыльца, а также демонтаж ограждения крыльца, данные работы не предусмотрены проектно-сметной документацией к контракту. Подрядной организацией данное выполнение работ проведено без согласования с заказчиком. Существующее основание стилобата и площадки крыльца заказчику не предъявлялись, акт скрытых работ подписанный подрядчиком и заказчиком отсутствует. Выполненные работы не могут быть оплачены в рамках настоящего контракта.
2. По обращениям подрядной организации о несоответствиях проектного решения с фактическими конструктивными решениями комиссией установлено, что основной вопрос по необходимой толщине стяжки рассмотреть невозможно в связи с наличием песка и тротуарной плитки. Подрядной организации необходимо убрать песчаную подготовку и тротуарную плитку для фиксации высотных отметок и возможной корректировки проектного решения до 05 июля 2023 года.
3. По обращению подрядной организации о необходимости восстановления подпорной стены, обрушившейся при демонтаже пандуса, проектной организацией внесены изменения с устройством монолитной подпорной стены на участке обрушения. Для определения необходимости устройства фундаментного основания подрядной организации необходимо освободить участок обрушения от строительного мусора до 05 июля 2023 года.
4. При выполнении работ по очистке строительных конструкций подрядной организации уведомить заказчика о готовности объекта для необходимого обследования и осмотра представителями проектной организации".
06.07.2023 (исх. N 01-16) заказчиком направлена претензия подрядчику, в которой в срок до 16.07.2023 требует устранить все выявленные по контракту нарушения и отступления.
Особо хочется отметить, что в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Из положений статьи 31, частей 1 и 2 статьи 34, части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе следует, что условия, на которых заключается контракт, доводятся до сведений участников закупки на этапе определения подрядчика.
Таким образом, подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник выражает тем самым свое согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями установленными извещением, заключает контракт на условиях, указанных в документации к извещению, заявке на участие в аукционе.
Следовательно, исполнитель, заключая договор, предполагает оказание услуг в соответствии с теми условиями, которые он, являясь победителем аукциона, предложил в своей заявке.
Статьей 763 ГК РФ установлено, что подрядные строительные работы предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1). По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2).
Определяющим элементом подрядных отношений является передаваемый результат выполненных работ, который непосредственно и оплачивается заказчиком. Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача по акту результата работ заказчику и принятие его последним (статьи 702, 711, 720, пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны выполняться надлежащим образом и в установленный срок. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Положениями статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 1). В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2).
Частью 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае пунктом 12.7 раздела 12 "Заключительные положения" контракта предусмотрена возможность расторжения контракта в том числе в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Оценивая правомерность отказа заказчика от контракта, необходимо устанавливать не только намерение подрядчика на выполнение работ, но и предпринимаемые им разумные и необходимые меры для исполнения контракта, достижение результата работ, имеющего ценность для заказчика, а также наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному и полному исполнению контракта подрядчиком.
Из установленной Комиссией хронологии событий исполнения контракта, представленными в материалы дела документами подтверждается, что ремонтные работы (стилобата, крыльца) были выполнены с отступлением от предусмотренных условий контракта. В своих письмах (исх. N47, исх. N48, исх. N 49 от 22.06.2023) подрядчик указал на причины не соответствия выполненных работ, однако не представил документальных доказательств в подтверждение им, к тому же на предложение заказчика (исх. N01-16/1060, 01-16/1061, 01-16/1062 от 22.06.2023) о подготовке строительных конструкций для осмотра и обследования их технического состояния в срок 30.06.2023 (данные действия необходимы были для оформления скрытых работ, подготовки сметы на непредвиденные затраты, оформление и исследование конструкций проводится в присутствии заказчика, подрядчика и проектной организации) объект подготовлен не был, когда как в письмах предпринимателя от 28.06.2023 (исх. N 51, N52) выражено его безусловное согласие.
Комиссия отмечает, что заказчиком неоднократно было предложено подрядчику представить акты скрытых работ, фотоматериалов, уведомлений о выявленных в ходе ремонта фактах, требующих дополнительных затрат, а также представить сметы на выполнение дополнительных работ, о необходимости увеличения материалов, не предусмотренных и не заложенных в контракте, подтвердить факт необходимости дополнительных затрат для проведения капитального ремонта здания поликлиники (крыльца, стилобата, пандуса), подготовить объект для необходимого обследования и осмотра представителями проектной организации (исх. N 01-16/951 от 06.06.2023, исх. N01-16/1060, 01-16/1061, 01-16/1062 от 22.06.2023).
Поскольку в срок для устранения нарушений и отступлений по контракту (до 16.07.2023) ремонтные работы стилобата, крыльца подрядчиком выполнены не были, а к выполнению работ по устройству пандуса (раздел 1 ЛСР) и ремонту кровли (раздел 3 ЛСР) подрядчик не приступил, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, свидетельствует о том, что датой уведомления подрядчика является 17.07.2023.
Следовательно, учитывая императивные требования частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, а также положения ГК РФ об исчислении сроков, общество с момента надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении имело право на устранение допущенных нарушений в период с 18.07.2023 по 27.07.2023 включительно.
В материалы дела не представлено доказательств, что предпринимателем реализовано право на устранение нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в срок с 18.07.2023 по 27.07.2023.
В связи с указанным, датой расторжения контракта является 28.07.2023
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 28.07.2023 с указанием даты расторжения 28.07.2023. В рассматриваемом обращении заказчика также указана дата расторжения 28.07.2023.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил подрядчик считается надлежащим образом уведомленным о месте, дате и времени рассмотрения настоящего обращения заказчика.
Более того, Омским УФАС России 03.08.2023 в адрес предпринимателя было направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 08.08.2023 письменных объяснений на обращение заказчика о включении информации в реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 09.08.2023 в 10:00 час. настоящего обращения заказчика.
Письменные объяснения предпринимателем представлены не были.
На заседание Комиссии ИП Шукшин Э.В. не явился, к видео-конференц-связи не подключился.
Действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Материалами дела подтверждено, что работы по контракту (не приняты заказчиком) в полном объеме, существенным, по убеждению Комиссии, является отступление подрядчиком от условий контракта при выполнении работ по ремонту стилобата и крыльца (отсутствие устройства новой стяжки, кладка плитки на старую стяжку и песчаную подсыпку вместо цементного раствора, использование пластиковых водоотводных труб вместо стальных, использование стекловолокнистой сетки вместо тканной металлической).
Из объяснений заказчика следует, что к работам по ремонту кровли подрядчик не преступал.
С учетом значимости объекта закупки неисполнение предпринимателем обязательств в рамках приведенного контракта ведет к негативным последствиям для заказчика, ответственности заказчика за несоблюдение своих обязательств.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В данном случае подрядчиком не указано на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе; подрядчиком не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта (невыполнение принятых предпринимателем обязательств по контракту; избранная модель поведения, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в Реестр), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении указанного лица. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию об индивидуальном предпринимателе Шукшине Эдуарде Владимировиче (ИНН 550335854200).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
А.Н. Зефиров
А.В. Страхолетова
А.П. Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 августа 2023 г. N 055/10/104-887/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2023