Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Страхолетовой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Алексиной А.П.- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее - ОФПСС России по Омской области, заказчик), о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Интра" (далее также общество, поставщик, ООО "Интра") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 0252100000122000135, заключенного 14.02.2023 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (аппараты на нижние конечности) в 2023 году" (извещение N 0252100000122000135) (далее соответственно - аукцион, закупка, контракт),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - Каспорта Дмитрия Александровича (доверенность N ОС-130 от 08.08.2023), Горст Елены Владимировны (доверенность N ОС-131 от 08.08.2023), Кочетовой Татьяны Валерьевны (доверенность N ОС-132 от 08.08.2023),
ООО "Интра" - Дмитриевой Алёны Сергеевны (доверенность от 09.08.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 77153-ЭП/23 от 03.08.2023) обращение о включении информации о поставщике в реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв до 16:30 час. 10.08.2023.
2. Из представленных материалов и информации следует, что 27.12.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0252100000122000135 о проведении аукциона в электронной форме с максимальным значением цены контракта 8 000 000 руб. (начальная сумма цен единиц товара, работ, услуг 290 690,66 руб).
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 30.01.2023 ценовые предложения были поданы 2 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 145 344,66 руб. (снижение цены лота составило 50 %) было подано участником с идентификационным номером заявки 113431461 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.02.2023 свидетельствует о том, что заявки всех участников закупки были признаны соответствовавшими требованиям извещения о проведении электронного аукциона, победителем признано общество с ограниченной ответственностью "Интра".
14.02.2023 между заказчиком и ООО "Интра" заключен контракт N 0252100000122000135 (номер реестровой записи контракта 1550000005423000006).
21.07.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа.
3. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Интра" подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Разделом 2 "Предмет контракта" контракта было установлено следующее:
"2.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (далее - Получателей) протезно- ортопедическими изделиями - аппараты на нижиие конечности (далее - ортезы, ПОИ) в соответствии с условиями, предусмотренными Контрактом, извещением и заявкой Подрядчика на участие в открытом аукционе в электронной форме.
2.2. Заказчик оплачивает выполненные Подрядчиком работы в соответствии с выданным именным "Направлением", по цене единицы работы, согласованной сторонами в Протоколе согласования цен (Приложение N 1 к контракту)".
Разделом 3 "Права и обязанности сторон" контракта в том числе предусмотрено следующее:
"3.1. Подрядчик обязан:
3.1.1. В течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения Контракта определить ответственное лицо для оперативного решения вопросов, возникающих в процессе исполнения обязательств по Контракту, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и номера телефона, и письменно уведомить об этом Заказчика.
В случае изменения ответственных лиц незамедлительно письменно информировать об этом Заказчика.
3.1.2. На основании именного "Направления" (Приложение N 2 к контракту) обеспечить Получателей ПОИ, в количестве, указанном в именном "Направлении".
3.1.3. Предоставить Заказчику экземпляр (образец) каждого вида ПОИ для проверки его соответствия условиям Контрактпа.
3.1.4. Выполнять работы по обеспечению Получателей ПОИ по качеству и комплектности соответствующим требованиям ГОСТов,
3.1.5. Обучать, при необходимости, Получателей, обеспеченных ПОИ, правилам его использования.
3.1.6. Своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта. Немедленно предупредить Заказчика об обстоятельствах, которые создают невозможность выполнения работ по Контракту.
3.1.7. Принять от Получателя некачественный ПОИ и заменить его в срок не более 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня его обращения на ПОИ надлежащего качества.
3.1.8. Выполнять работы по обеспечению Получателей ПОИ в количестве, указанном в именном "Направлении".
3.1.9. Представлять, по требованию Заказчика, информацию об объемах выполненных работ.
3.1.10. Вести журнал телефонных переговоров с инвалидами, включенными в реестры Получателей (журнал содержит информацию о Получателе ПОИ, о дате и времени телефонного разговора, планируемом времени, дате и месте выполнения работ, примечания).
3.1.11. По требованию Заказчика предоставлять в рамках подтверждения исполнения Контракта журнал телефонных переговоров.
3.4. Заказчик вправе:
3.4.1. Проверять ход и качество работ, выполняемых Подрядчиком и предусмотренных Контрактом, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.
3.4.2. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта, в том числе предоставления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с условиями Контракта".
Цена контракта 8 000 000 руб., оплата выполненных работ осуществляется по цене единицы работ (сформировавшейся по итогам электронного аукциона) 145 344,66 руб. (пункт 4.1 контракта).
В соответствии с разделом 5 "Место и срок выполнения работ. Срок действия контракта" контрата в том числе установлено:
"5.1. Место выполнения работ: в пределах административных границ субъекта Российской Федерации (Омская область) с правом выбора Получателя выполнения работ по обеспечению ПОИ одним из следующих способов:
по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) Получателя;
в стационарных пунктах обеспечения, организованных в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 г. N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Пункты обеспечения Подрядчика должны быть оснащены видеокамерами.
Организовать следующий график работы специализированных помещений, осуществляющих снятие мерок, приемку и выдачу готовых изделий: в каждом пункте не менее 5 (Пяти) дней в неделю, не менее 40 (сорока) часов в неделю, при этом время работы каждого пункта должно попадать в интервал с 08:00 до 18:00 местного времени.
5.2. В течение 30 (тридцати) дней с даты предоставления Получателем Направления, выданного Заказчиком (письменного решения Заказчика, выдаваемого Получателю) или с даты получения от Заказчика Подрядчиком (его представителем) реестра Получателей, сформированного Заказчиком, но не позднее 08 декабря 2023 года.
Контракт считается заключенным с даты его подписания сторонами и действует по 29 декабря 2023 года. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Подрядчика".
Разделом 6 контракта установлены требования к организации работ:
"6.1. Подрядчик информирует Получателей о дате, времени, месте выполнении работ.
6.2. Подрядчик ведет журнал телефонных переговоров с инвалидами, включенными в реестры Получателей (журнал содержит информацию о Получателе ПОИ, о дате и времени телефонного разговора, планируемом времени, дате и месте выполнения работ, примечания).
6.3. По требованию Заказчика Подрядчик предоставляет Заказчику в рамках подтверждения исполнения Контракта журнал телефонных переговоров.
6.4. При наличии технической возможности Подрядчик ведет аудиозаписи телефонных переговоров с Получателями по вопросам выполнения работ, и в случае спорных ситуаций, связанных с выполнением работ предоставляет Заказчику записи телефонных переговоров.
6.5. При передаче ПОИ Получателю (представителю Получателя) Подрядчик и Получатель (представитель Получателя) подписывают акт приема-передачи изделия. Акты приема-передачи изделия составляются в трех экземплярах - один экземпляр передается Заказчику, второй экземпляр остается у Подрядчика, третий экземпляр передается Получателю (представителю Получателя).
Датой выполнения работ по изготовлению ПОИ является дата подписания Акта приема - передачи Изделия Получателем.
6.6. Вместе с Актом приема-передачи (Приложение N 5 к контракту) Подрядчик обеспечивает Получателя:
гарантийным талоном на ПОИ и информирует его об условиях проведения гарантийного обслуживания (место нахождения и режим работы пункта приема ПОИ (специализированной мастерской или сервисной службы) расположенных на территории Омской области);
инструкцией (памяткой) об условиях и требованиях к эксплуатации с проведением инструктажа.
6.7. Подрядчик ведет видсофиксацию передачи ПОИ Получателю при наличии письменного согласия Получателя (представителя Получателя), по запросу предоставляет Заказчику. Подрядчик хранит видеозаписи в течение трех месяцев от даты обеспечения получателя, по запросу предоставляет Заказчику.
Наименование всех предоставленных видеозаписей должно быть вида: MM.DD.GG. GKNNOMER_REESTRNNOMER (где ММ - месяц, DD - дата, GG - год, NOMER - номер настоящего контракта, номер реестра (все буквы в наименовании файла должны быть на латинице).
6.8. Подрядчик не позднее дня, следующего за датой выполнения работ (датой окончания периода выполнения работ) письменно информирует Заказчика о невозможности выполнения работ Получателям, в том числе по причине истечения срока действия индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, отказа от выполнения работ, смерти Получателя и иным причинам с приложением подтверждающих документов.
6.9. В случае неинформирования Заказчика о причинах невозможности выполнении работ Получателю, работа не считается выполненной.
6.10. Заказчик не оплачивает Подрядчику ПОИ, изготовленные после истечения срока действия выданного Направления".
Приложением N 1 к контракту установлен перечень изделий с указанием номера вида, наименования и характеристик ПОИ.
Таким образом ООО "Интра" надлежало в организованном им специализированном помещении осуществить снятие мерок, приемку и выдачу готовых изделий в течении 30 дней с даты предоставления получателем изделия Направления, выданного заказчиком или с даты получения подрядчиком от заказчика реестра получателей, сформированного заказчиком. При этом заказчик должен был осуществить выборочную проверку изделий на предмет их соответствия требованиям контракта, до начала их выдачи (раздел 12 контракта). Порядок осуществления приёмки результатов выполненных работ определен разделом 13 контракта.
Хронология исполнения контракта.
В соответствии с условиями контракта ООО "Интра" проинформировало (вх. N38/22154 от 21.02.2023) заказчика об ответственном лице за исполнение контракта, а также о месте выполнения работ:
"Ответственный сотрудник за исполнение контракта:
Анюшин Андрей Владимирович
Тел.: Тел.: 8(800)350-51-73 доб. 7201
E-mail: a.v.anyushin@intra.ltd
Бутакова Лариса Александровна Тел.: 8(800)350-51-73 доб. 7202 E-mail: l.a.butakova@intra.ltd
Просим предоставить реестры по следующим электронным адресам: a.v.anyushin@intra.ltd, l.a.butakova@intra.ltd
Обеспечение изделиями будет производиться по адресу г. Омск, ул. Пушкина д,137. Время работы с 10.00 до 19.00
Прием ведется только но предварительной записи".
22.02.2023 (исх. N ИЕ-55-38/22694), 17.03.2023 (исх. N ИЕ-55-38/33843), 03.04.2023 (исх. N ИЕ-55-38/43369) заказчиком были направлены подрядчику реестры получателей (N 922991- 430 человек, N 923747 - 13 человек, N 926852-60 чел.) на изготовление аппаратов на нижние конечности.
07.04.2023 ООО "Интра" сообщает заказчику о готовности выдачи изделий получателям, в связи с этим просит осуществить их приемку.
11.04.2023 актом выборочной проверки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг комиссией заказчика изделия (8-09-37 Аппарат на голеностопный сустав, 8-09-38 Аппарат на голеностопный и коленный суставы, 8-09-39-1 Аппарат на коленный сустав, 8-09-39-2 Аппарат на коленный сустав, 8-09-39-3 Аппарат на коленный сустав, 8-09-40-2 Аппарат на тазобедренный сустав, 8-09-43 Аппарат на нижние конечности и туловище (ортез)), предоставленные на приемку признаны соответствующими условиям контракта и подлежащими приемке. Согласно вышеуказанному акту изделия: 8-09-40-1 Аппарат на тазобедренный сустав, 8-09-41 Аппарат на коленный и тазобедренные суставы, 8-09-42 Аппарат на всю ногу - не предоставлены для приемки.
03.05.2023 (исх. N ИЕ-55-38/60242) заказчиком был направлен подрядчику реестр получателей (N 944359-67 человек) на изготовление аппаратов на нижние конечности.
23.05.2023 (исх. N АС-55-38/69547) заказчиком направлен запрос подрядчику о предоставлении последним информации в срок до 25.05.2023:
- об объеме выполненных работ с подтверждением соответствующих документов по переданным реестрам N 922991, N 923747, N 926852, N 944359 получателей на изготовление аппаратов на нижние конечности;
- журнал телефонных переговоров с Получателями;
- об обеспечении Ряпаловой Веры Ивановны аппаратами на коленные суставы в количестве 2 шт.
31.05.2023 заказчиком осуществлен выход по указанному в письме общества (вх. 38/22154 от 21.02.2023) адресу: г. Омск, ул. Пушкина д. 137 "Сибирская пирамида" пространстве "ИНДИ", с режимом работы с 10:00 до 19:00 часов, в нарушение пункта 5.1 контракта представители ООО "Интра" по состоянию на 14 часов 40 минут 31.05.2023 в данном помещении не находились (по факту составлен акт проверки исполнения условий государственного контракта).
01.06.2023 (исх. N ИЕ-55-38/75057) заказчиком был направлен подрядчику реестр получателей (N 962922-28 чел.) на изготовление аппаратов на нижние конечности.
08.06.2023 ООО "Интра" направлены заказчику документы (акт выполненных работ от 08.06.2023, счет на оплату N 10 от 08.06.2023, счет-фактура N 31 от 08.06.2023, реестр, отрывные талоны, акты приема-передачи).
16.06.2023 (исх. N ОС-55-38/82741) заказчиком направлен запрос подрядчику о предоставлении последним информации в срок до 20.06.2023:
- об объеме выполненных работ с подтверждением соответствующих документов;
- журнал телефонных переговоров с Получателями;
- об обеспечении Ряпаловой Веры Ивановны, Лаврентьева Анатолия Григорьевича, Пашковой Алены Александровны, Мойсеенко Любовь Никифоровны (в Отделение Фонда поступили претензионные обращения данных Получателей, запросы Управления Президента России по работе с обращениями граждан и организаций, Пркуратуры города Омска).
05.07.2023 (исх. N ИЕ-55-38/92229) заказчиком был направлен подрядчику реестр получателей (N 978520-4 чел.) на изготовление аппаратов на нижние конечности.
06.07.2023 (исх. N ОС-55-38/92843) заказчиком направлен запрос ООО "Интра", согласно которому обществу надлежало представить в срок до 10.07.2023 информацию о причинах непредставления до настоящего времени/сроках предоставления на приемку следующих изделий: 8-09-40-1 Аппарат на тазобедренный сустав, 8-09-41 Аппарат на коленный и тазобедренные суставы, 8-09-42 Аппарат на всю ногу. Также пояснить причину отказа специалистов ООО "Интра" 30.06.2023 инвалиду Третинник Н.Н. в принятии направления N 22892692 от 05.05.2023 для изготовления аппарата на всю ногу.
14.03.2023 (исх. N ИЕ-55-38/31406), 01.06.2023 (исх. N2), 27.06.2023 (исх. N 3), 14.07.2023 (исх. N АС-55-38/96929) заказчиком выставлены подрядчику требования об уплате неустойки.
Комиссия особо отмечает, что в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Из положений статьи 31, частей 1 и 2 статьи 34, части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе следует, что условия, на которых заключается контракт, доводятся до сведений участников закупки на этапе определения подрядчика.
Таким образом, подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник выражает тем самым свое согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями установленными извещением, заключает контракт на условиях, указанных в документации к извещению, заявке на участие в аукционе.
Следовательно, исполнитель, заключая договор, предполагает оказание услуг в соответствии с теми условиями, которые он, являясь победителем аукциона, предложил в своей заявке.
Статьей 763 ГК РФ установлено, что подрядные строительные работы предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1). По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2).
Определяющим элементом подрядных отношений является передаваемый результат выполненных работ, который непосредственно и оплачивается заказчиком. Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача по акту результата работ заказчику и принятие его последним (статьи 702, 711, 720, пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны выполняться надлежащим образом и в установленный срок. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Положениями статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 1). В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2).
Частью 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае пунктом 12.7 раздела 12 "Заключительные положения" контракта предусмотрена возможность расторжения контракта в том числе в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Оценивая правомерность отказа заказчика от контракта, необходимо устанавливать не только намерение подрядчика на выполнение работ, но и предпринимаемые им разумные и необходимые меры для исполнения контракта, достижение результата работ, имеющего ценность для заказчика, а также наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному и полному исполнению контракта подрядчиком.
Из установленной Комиссией хронологии событий исполнения контракта, представленными в материалы дела документами подтверждается, что:
- в нарушение пункта 3.1.1 контракта общество проинформировало заказчика о назначенных ответственных лицах 21.02.2023, что составляет более двух рабочих дней с даты заключения контракта (письмо вх. N 38/22154 от 21.02.2023) (письмо от 14.03.2023 (исх. N ИЕ-55-38/31406);
- в нарушение пункта 4.5 контракта общество не сформировало и не направило заказчику необходимые документы о приемке по реестру Получателей N 922991 от 22.02.2023 (исх. N ИЕ-55-38/22694) (письмо от 01.06.2023 (исх. N2);
- в нарушение пунктов 4.5, 13.1 контракта документы о приемке в ЕИС размещены подрядчиком 08.06.2023, тогда как на бумажном носителе представлены только 13.06.2023 (письмо от 27.06.2023 исх. N 3);
- в нарушение пунктов 3.1.9, 3.1.10, 3.1.11 контракта подрядчиком не исполнены обязанности по предоставлению информации об объемах выполненных работ и не представлен журнал переговоров с Получателями на основании запроса информации заказчиком (исх. N НА-55-38/69547 от 23.05.2023, исх. N ОС-55-38/82741 от 16.06.2023) (письмо от 27.06.2023 исх. N 3);
- в нарушение пункта 5.1. подрядчик 31.05.2023 в период с 14 часов 40 минут по указанному в письме (вх. N38/22154 от 21.02.2023) адресу представители ООО "Интра" не находятся (письмо от 27.06.2023 исх. N 3);
- в нарушение пункта 5.2 контракта обществом не обеспечены Получатели аппаратов на нижние конечности по реестру получателей N 922991 от 22.02.2023 (исх. N ИЕ-55-38/22694) (письмо от 27.06.2023 исх. N 3);
- в нарушение пункта 3.1.3 контракта подрядчиком не представлены для проверки следующие виды изделий: 8-09-40-1 Аппарат на тазобедренный сустав, 8-09-41 Аппарат на коленный и тазобедренные суставы, 8-09-42 Аппарат на всю ногу.
Относительно направленных 08.06.2023 ООО "Интра" документов об исполнении (акт выполненных работ от 08.06.2023, счет на оплату N 10 от 08.06.2023, счет-фактура N 31 от 08.06.2023, реестр, отрывные талоны, акты приема-передачи) заказчиком направлены письма 29.06.2023 (исх. N ИЕ-55-38/89334), 21.07.2023 (исх. N ИЕ-55-38/100224) подрядчику о несоответствии представленных им документов о приемке.
Поскольку ООО "Интра" по факту изготовлено 87 изделий из 602 (согласно представленным в материалы дела реестрам N 922991 (430 получателей), N 923747 (13 получателей), 926852 (60 получателей), 944359 (67 получателей), 965922 (28 получателей), 978520 (4 получателя), на протяжении исполнения контракта допущены нарушения условий контракта (пункты 3.1.3, 3.1.9, 3.1.10, 3.1.11, 3.11, 4.5, 5.1., 5.2, 13.1) заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, свидетельствует о том, что датой уведомления подрядчика является 21.07.2023.
Следовательно, учитывая императивные требования частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, а также положения ГК РФ об исчислении сроков, общество с момента надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении имело право на устранение допущенных нарушений в период с 22.07.2023 по 31.07.2023 включительно.
В материалы дела не представлено доказательств, что обществом реализовано право на устранение нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в срок с 22.07.2023 по 31.07.2023.
В связи с указанным, датой расторжения контракта является 01.08.2023.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 02.08.2023 с указанием даты расторжения 01.08.2023. В рассматриваемом обращении заказчика также указана дата расторжения 01.08.2023.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил подрядчик считается надлежащим образом уведомленным о месте, дате и времени рассмотрения настоящего обращения заказчика.
Более того, Омским УФАС России 04.08.2023 в адрес общества было направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 09.08.2023 письменных объяснений на обращение заказчика о включении информации в реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 10.08.2023 в 10:40 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос ООО "Интра" представило письменные возражения (вх. N 7229-ЭП/23 от 07.08.2023), в которых обществом изложены обстоятельства неисполнения своих обязательств в срок, установленный контрактом, а также представлены доказательства направления заказчику информации о реестре получателей с отметкой о получении/отказе, о наличии направления у Получателя или его отсутствии, реестры за периоды: с 11.04.2023-28.04.2023, с 01.06.2023-30.06.2023, копия договора субаренды от 07.04.2023 (подтверждающего наличие помещения для выдачи изделий согласно пункту 5.1 контракта), информация о Получателях изделий (Ф.И.О., адрес места жительства, количество изделий, модель, комментарии).
Действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Материалами дела подтверждено, что работы по контракту (не приняты заказчиком) в полном объеме, существенным, по убеждению Комиссии, является то обстоятельство, что подрядчиком изготовлено только 87 изделий из 602 (согласно представленным в материалы дела реестрам N 922991 (430 получателей), N 923747 (13 получателей), N 926852 (60 получателей), N 944359 (67 получателей), N 965922 (28 получателей), N 978520 (4 получателя),
Подрядчиком не представлено доказательств соблюдения условий контракта, предусмотренных пунктами 3.1.3, 3.1.9, 3.1.10, 3.1.11, 3.11, 4.5, 5.1, 5.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.7, 6.8, 6.9, 13.1.
Комиссией установлено, что заказчиком неоднократно требовал у подрядчика предоставить информацию о ходи исполнения контракта, журналы телефонных переговоров.
Указанные документы и информация по требования заказчика своевременно не представлялись.
Также из объяснения сторон следует, что подрядчик не уведомлял заказчика о невозможности выполнения работ по тем или иным обстоятельствам.
Комиссией было предложено обществу представить в качестве подтверждения исполнения обязательств по контракту документы, предусмотренные пунктами 6.3, 6.5, 6.7 контракта, в связи с чем в заседании Комиссии был объявлен перерыв.
Вместе с тем в материалы дела указанные документы представлены не были.
С учетом значимости объекта закупки неисполнение обществом обязательств в рамках приведенного контракта ведет к негативным последствиям для заказчика и, что более важно, к нарушению прав и законных интересов получателей соответствующих изделий.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В данном случае подрядчиком не указано на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе; подрядчиком не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта (невыполнение принятых обществом обязательств по контракту; избранная модель поведения, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в Реестр), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении указанного лица. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Комиссия особо отмечает социальную значимость выполняемых обществом работ - выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (аппараты на нижние конечности).
Действуя в рамках заключенного контракта, Общество должно было осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах сведения об ООО "Интра" подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию:
об обществе с ограниченной ответственностью "Интра" (ИНН 7720863500, КПП 772001001);
о генеральном директоре, участнике общества с ограниченной ответственностью "Интра" (размер доли 100%) Размаховой Елене Сергеевне (ИНН 332403873249).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
А.Н. Зефиров
А.В. Страхолетова
А.П. Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 августа 2023 г. N 055/10/104-891/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2023