Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Территория" по доверенности от 11.08.2023,
в отсутствие представителей заказчика - краевого государственного казенного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края, (о дате, времени и месте рассмотрения заказчик уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/234 по обращению заказчика - краевого государственного казенного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГКУЗ "МИАЦ", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Территория" (ИНН 9701149686) (далее также - ООО "Территория", Общество) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 13.03.2023 N 0223-МО на поставку медицинских изделий: система реабилитации виртуальная, с использованием механотерапии/электростимуляции, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (реестровый номер 2272404126023000038),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение КГКУЗ "МИАЦ" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Территория" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 13.03.2023 N 0223-МО на поставку медицинских изделий: система реабилитации виртуальная, с использованием механотерапии/электростимуляции, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (реестровый номер 2272404126023000038), заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме (Извещение от 27.02.2023 N 0322200002123000018), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "Территория".
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также - Постановление N 1078), принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
По результатам торгов на поставку медицинских изделий: система реабилитации виртуальная, с использованием механотерапии/электростимуляции, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (Извещение от 27.02.2023 N 0322200002123000018), проведенных заказчиком - КГКУЗ "МИАЦ", победителем торгов признано ООО "Территория" (единственная заявка) с ценой контракта 980 000,00 рублей (НМЦК составляет 980 000,00 рублей).
Между заказчиком и ООО "Территория" (далее также - Поставщик) 13.03.2023 заключен контракт N 0223-МО на поставку медицинских изделий: система реабилитации виртуальная, с использованием механотерапии/электростимуляции, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (реестровый номер 2272404126023000038) (далее также - контракт), с ценой контракта 980 000,00 рублей.
Согласно п. 1.1 контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий: Система реабилитации виртуальная, с использованием механотерапии/электростимуляции (26.60.13.190) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование, в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
В соответствии с п. 1.2 номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Технической частью (приложение N 2 к Контракту).
Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) Стороны согласовали наименование Оборудования (марка, модель, год выпуска и другое): Система реабилитации виртуальная, с использованием механотерапии/электростимуляции. Аппарат для механотерапии "Орторент" по ТУ 9444-003-57972160-2014. Производитель: ООО "Орторент". Страна происхождения: Российская Федерация (РУ N РЗН 2015/2537 от 04 февраля 2022 года).
Согласно п. 1.3 контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства Получателю (ям) по адресу: в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (План распределения) (приложение N 5 к Контракту) (далее - Место поставки). Оказание Услуг осуществляется Поставщиком в Месте поставки.
Права и обязанности Сторон установлены в разделе 3 контракта.
В соответствии с п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 контракта Поставщик обязан: поставить Оборудование в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки; оказать Услуги в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки; обеспечить обучение правилам эксплуатации (в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования) и проведение инструктажа специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование.
Согласно п. 3.1.8 контракта Поставщик обязан незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта.
В соответствии с п. 5.1 контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место поставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 5 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта. Срок поставки: с момента заключения контракта по 15.06.2023.
П. 5.2 контракта установлены условия поставки Оборудования: Поставщик не менее чем за 2 рабочих дня до осуществления поставки Оборудования в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 5 к Контракту) направляет в адрес Получателей уведомление о времени доставки Оборудования в Место поставки.
Фактической датой поставки считается дата, указанная в Акте приема-передачи Оборудования (приложение N 3 к Контракту) (п. 5.3 контракта).
В силу п. 7.12 контракта датой приемки Услуг считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Настоящий контракт вступает в силу с момента заключения и действует до полного исполнения обязательств Сторонами по настоящему Контракту. Дата начала исполнения контракта 14.03.2023, но не ранее даты заключения контракта. Дата окончания исполнения контракта 30.07.2023 (п. 12.1 контракта).
В соответствии с п. 12.3 контракта Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 12.4 контракта Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
В силу п. 12.7 контракта расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика/Поставщика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Как установлено материалами дела, в установленный контрактом срок, а именно: 15.06.2023 товар Поставщиком не поставлен.
16.06.2023 в адрес Поставщика направлена претензия (исх. от 16.06.2023 N 01-47-3618) о нарушении сроков поставки Оборудования, с требованием в кратчайшие сроки осуществить поставку Оборудования.
В ответ на претензию, Общество письмом исх. от 20.06.2023 N ТР-77 проинформировало заказчика, что производитель медицинского оборудования ООО "Орторент" задерживает поставку Оборудования в связи с возникшими у компании форс-мажорными обстоятельствами и обязуется поставить Оборудование не позднее 29.08.2023 (письмо ООО "Орторент" исх. от 05.06.2023 N б/н).
В связи с тем, что на 28.07.2023 поставка Оборудования ООО "Территория" не осуществлена, Поставщиком нарушены существенные условия контракта, просрочка поставки Оборудования составляет 42 календарных дня, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 28.07.2023 и получено Поставщиком 28.07.2022.
В связи с тем, что в десятидневный срок со дня размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта Поставщиком не устранены, поставка товара не осуществлена, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 08.08.2023 вступило в силу, контракт расторгнут с 08.08.2023.
В результате изучения материалов дела 7-3/234, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил из даты размещение решения в Единой информационной системе в сфере закупок, т.е. 28.07.2023.
08.08.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. "а" п. 13 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
В силу пп. "а" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе проведения проверки от ООО "Территория" в адрес Хабаровского УФАС России поступили пояснения о причинах неисполнения условий контракта в установленный контрактом срок.
Как следует из пояснений ООО "Территория", Общество в целях своевременного исполнения обязательств по государственному контракту заключило договор поставки от 10.03.2023 N 239ТФ напрямую с производителем медицинского оборудования ООО "Орторент". Также 14.03.2023 Обществом произведена в полном объеме оплата по заключенному с ООО "Орторент" договору, что подтверждается платежным поручением от 14.03.2023 N 54. Однако производитель медицинского оборудования ООО "Орторент" письмом от 05.06.2023 N б/н уведомил ООО "Территория" о возникших у компании форс-мажорных обстоятельствах, связанных с геополитической обстановкой в мире, что отразилось на поставке некоторых комплектующих, что в итоге привело к увеличению сроков производства. О данном факте ООО "Территория" незамедлительно уведомило заказчика, приложив в подтверждение своей добросовестности письмо производителя медицинского оборудования ООО "Орторент". 10.07.2023 ООО "Орторент" исх. б/н направил в адрес Поставщика еще одно уведомление о нарушении увеличении сроков поставки Оборудования, сообщив, что поставка будет осуществлена не позднее 29.09.2023. Таким образом, несмотря на своевременное заключение договора, полной оплате стоимости Оборудования, Общество не смогло в установленный договором срок получить Оборудованеи от производителя, что привело к срыву сроков по государственному контракту.
Законодательство о регулируемых закупках не содержит безусловной обязанности контролирующего органа (ФАС России) включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков, должен не только разрешить вопрос о наличии формальных оснований для включения в реестр, но и установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения, а не ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Учитывая тот факт, что ООО "Территория" предпринимались меры для надлежащего исполнения условий контракта, что подтверждается представленными Обществом информацией и документами, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отказе во включении сведений об ООО "Территория" (ИНН 9701149686) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - краевым государственным казенным учреждением здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края об ООО "Территория" (ИНН 9701149686), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16 августа 2023 г. N РНП-315 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - изделия медицинского назначения - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - поставка оборудования - реабилитация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2023