Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: "___" - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: "___" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, "___" - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России посредством видео-конференц-связи
в присутствии: представителей Заказчиков БУЗ УР "РОКБ МЗ УР"- "___" (доверенность от 08.01.2023 N16); БУЗ УР "ГКБ N7 МЗ УР"- "___" (доверенность от 09.01.2023 N32); БУЗ УР "Увинская РБ МЗ УР" - "___" (доверенность от 11.08.2023 N1352), "___" (доверенность от 11.08.2023 N1353),
представителя ООО "ТПП Сандэл"- "___" (доверенность от 10.08.2023 б/н), (далее - Общество),
в присутствии: представителя Заказчика БУЗ УР "Вавожская РБ МЗ УР"- "___" (доверенность от 11.08.2023 N2),
в отсутствие: представителей Заказчиков БУЗ УР "РКТБ МЗ УР", БУЗ УР "ГКБ N1 МЗ УР", БУЗ УР "Балезинская районная больница МЗ УР", БУЗ УР "РКВД МЗ УР", БУЗ УР "Республиканский госпиталь для ветеранов войн МЗ УР" (далее - Заказчик), БУЗ УР "Якшур-Бодьинская районная больница МЗ УР", уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
в результате рассмотрения обращения Заказчика БУЗ УР "Республиканский госпиталь для ветеранов войн МЗ УР" о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "ТПП Сандэл"(ИНН 1840107946) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N27107 Швейные текстильные изделия (кроме одежды) (номер извещения в ЕИС - 0813500000123011466, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
20.07.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 786 372,90 рублей.
28.07.2023- дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 31.07.2023 NИЭА1 поступила одна заявка на участие в закупке. Победителем признано ООО "ТПП Сандэл".
Протоколом от 08.08.2023 NППУ20_1 ООО "ТПП Сандэл" было признано уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с участником закупки не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона) и частью 5 статьи 51 Закона: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям Общества, заявки по закупке были поданы ошибочно, поскольку Общество не располагает возможностями осуществлять такие поставки и не проработало с поставщиками условия поставки товаров.
Также Общество поясняет, что заявки были поданы сотрудником Алемасовой К.А. самовольно без согласования с директором, так как в период с 25.07.2023 по 01.08.2023 (включительно) ген. директор находился в служебной командировке.
Отозвать заявки до окончания срока не получилось по причине выхода из рабочего состояния компьютера ACER.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 31.07.2023 Заказчик направил в адрес ООО "ТПП Сандэл" проект контракта, следовательно, в срок не позднее 07.08.2023 Общество должно было подписать проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта. Установлено, что в срок, определенный Законом о контрактной системе, ООО "ТПП Сандэл" не подписало контракт, не внесло обеспечение исполнения контракта, а также не совершило иных действий, предусмотренных ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 14 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "ТПП Сандэл" выразившемся в следующем.
Из пояснения Общества следует, что участник закупки не был заинтересован в заключении контракта поскольку "поставщик сообщил, что будет скачок цен в ближайшие дни".
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что Обществом не была проявлена должная осмотрительность при подаче заявки и исполнению обязанности по своевременному заключению контракта. Общество было заранее ознакомлено с требованиями извещения электронного аукциона, что позволяло в полной мере надлежащим образом выполнить обязательства в порядке, определенном действующим законодательством.
Частью 9 ст. 43 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, вправе в соответствии с частями 10 и 11 Закона контрактной системе отозвать такую заявку:
1) до окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
2) с момента размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до размещения в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, заключаемого с таким участником закупки, за исключением случаев, если такая заявка отклонена (при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур). Не допускается отзыв заявок, которым в соответствии с Законом о контрактной системе присвоены первые три порядковых номера.
Поставщиком заявка была подана 27.07.2023 и не была отозвана до 28.07.2023.
Стоит отметить, что цель подачи заявки - это дальнейшее заключение контракта и его исполнение. Вместе с тем, Обществом такая цель не преследовалась, так как при получении проектов контрактов Обществом в адрес Заказчиков направлены письмо с просьбой отмены закупки.
Таким образом, у Общества не было цели заключить контракт.
Комиссия антимонопольного органа обращает внимание на то, что участник закупки (победитель), не подписывая проект контракта, намеренно совершил действия, нарушающие положения законодательства о контрактной системе, и должен нести ответственность за совершение указанных действий.
Учитывая недобросовестные действия участника закупки (победитель), выразившиеся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части непредставления подписанного проекта контракта в регламентированный срок, победитель правомерно был признан уклонившимся от заключения контракта
Вместе с тем, в силу пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, участник, достигнувший конечной цели участия в торгах, а именно выиграв их, не может ссылаться на вину своих сотрудников, допустивших какую-либо техническую ошибку при подаче заявки на участие в конкурентной процедуре. Следовательно, вина сотрудников, ответственных за данную закупку, не является обстоятельством непреодолимой силы. Общество является самостоятельным юридическим лицом, внутренние организационные проблемы юридического лица не могут рассматриваться в качестве объективных оснований для отказа от заключения контракта, а лишь свидетельствуют об отсутствии надлежащей организации в непосредственной текущей деятельности Общества, в том числе в части контроля за действиями ответственных сотрудников при участии в конкурентных процедурах.
В целом доводы Общества указывают на не неосуществление отдельным сотрудником действий по подписанию контракта. В связи с чем, следует вывод об отсутствии надлежащей организации в непосредственной текущей деятельности Общества, в том числе, при подаче заявок на участие в госзакупках и дальнейшему подписанию контрактов.
Стоит также отметить, что заявка ООО "ТПП Сандэл" была единственной поданной, в связи с чем, у Заказчика нет возможности заключить контракт со вторым участником закупки, что негативно сказывается на деятельности Заказчика, поскольку вынуждает его проводить новую конкурентную процедуру, либо осуществлять закупку у единственного поставщика.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "ТПП Сандэл", так как им не было предпринято мер, направленных на своевременное заключение контракта, в то время как при должной осмотрительности Общество должно было совершить все действия, направленные на исполнение требований действующего законодательства.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "ТПП Сандэл" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "ТПП Сандэл" (ИНН 1840107946) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N27107 Швейные текстильные изделия (кроме одежды) (номер извещения в ЕИС - 0813500000123011466) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ТПП Сандэл" (ИНН 1840107946) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
08.08.2023 |
10.08.2023 |
08.08.2023 |
0 |
09.08.2023 |
16.08.2023 |
14.08.2023 |
0 |
17.08.2023 |
16.08.2023 |
0 |
0 |
||
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ "___"
___________ "___"
___________ "___" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 14 августа 2023 г. N 018/06/104-589/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2023