Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - Администрации муниципального образования "МО Кезский район Удмуртской Республики" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Сезон" (ИНН 5921035623) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме N зз-02362-2023 "Строительство жилого дома площадью 54 м2 в Кезском районе" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123000777, далее - Конкурс), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя Заказчика - Администрации муниципального образования "МО Кезский район Удмуртской Республики" (далее - Заказчик): <_>. (доверенность от 11.08.2023 N2023-29),
ООО "Сезон" (далее - Общество): <_>. (доверенность от 15.08.2023 б/н),
в отсутствие:
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
УСТАНОВИЛА:
02.02.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 797 550,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 27.02.2023 NИЭОК1 было подано семь заявок на участие, признанные соответствующими установленным требованиям. Победителем признано ООО "Сезон".
14.03.2023 был заключен контракт между Заказчиком и ООО "Сезон", согласно которому Подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по строительству объекта капитального строительства в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с проектной, технической документацией. Цена контракта 3 208 930,00 рублей.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 28.07.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1.2 контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы указанные в п. 1.1. контракта (строительство жилого дома площадью 54 м2 в Кезском районе).
В соответствии с разделом 3 контракта Работы по Контракту должны быть начаты и завершены Подрядчиком в соответствии с графиком производства работ. Этапы исполнения контракта установлены графиком выполнения строительно-монтажных работ. Срок выполнения работ: дата начала исполнения контакта: с даты заключения контракта по 01.11.2023 года.
Согласно п. 5.2.1 контракта Подрядчик обязан принять от Заказчика в течение 2 (Двух) рабочих дней с даты заключения контракта строительную площадку на период выполнения работ на объекте.
В соответствии с п. 5.2.2 контракта Подрядчик обязан принять на себя обязательства выполнить работы по строительству объекта в сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является Приложением N3 к контракту и его неотъемлемой частью.
Согласно п. 3.5 контракта если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от контракта либо поручить исправление работ другому лицу за счет Подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
На основании п. 2.4 контракта предусмотрена предварительная оплата (аванс) в размере 30.00 % от цены контракта.
Заказчиком в адрес Общества была произведена оплата аванса в размере 962 679, 00 рублей.
09.06.2023 Заказчик направил в адрес Общества Претензию N01-23/2054, согласно которой работы на объекте остановлены на стадии земляных работ, в связи с чем выполнение работ в срок не может быть завершено.
10.07.2023 Заказчик направил в адрес Общества Претензию N01-23/2448, согласно которой работы на объекте находятся на стадии формирования фундамента. Согласно графику производства работ, в настоящее время должны были быть завершены работы по возведению несущих конструкций и устройство кровли.
23.07.2023 Общество направило в адрес Заказчика ответ на Претензии, согласно которому работы по строительству дома ведутся. 15.05.2023 было осуществлено подключение электроснабжения, в связи с чем работы были начаты лишь с 15.05.2023. Общество гарантирует завершение строительство в срок до 01.11.2023.
28.07.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Срок вступления в силу решения - 07.08.2023.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Сезон".
Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов было установлено, что Общество в установленный контрактом срок выполняло работу настолько медленно, что завершение строительства в установленный срок ставится под угрозу.
Следует отметить, что закупка проводилась в рамках Федеральной программы "Комплексное развитие сельских территорий". Так, неисполнение Обществом своих обязательств по контракту поставило под угрозу строительство домов и срыв исполнения федеральной программы, нацеленной на улучшение качества жизни населения в сельской местности в районе Удмуртской Республики.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом, согласно ч. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании абз. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Следует отметить, что документация с объемом работ была размещена в Единой информационной системе заблаговременно, у участников была возможность с ней ознакомиться и определить возможность исполнения указанных работ в установленные сроки надлежащего качества.
Принимая решение об участии в конкурентных процедурах для заключения контракта, Общество несет повышенную ответственность за свои действия, а также должно действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
При этом недобросовестность юридического лица определяется не его виной, как субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Таким образом, Обществом своевременно не приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту. Кроме того, указание Общества на нехватку строительных материалов в связи с повышенным спросом, не может служить основанием для неисполнения условий контракта, поскольку принимая участие в государственных закупках, именно участник такой закупки (в дальнейшем победитель) берет на себя определенные обязательства по соблюдению условий заключаемого контракта.
При этом, нельзя отнести к обстоятельствам, объективно препятствующим исполнить условия контракта, таких как нехватка строительных материалов у поставщика в связи с высоким спросом на строительные материалы, по следующим основаниям.
Во-первых, ни ФАС России, ни Министерством промышленности и торговли РФ летом 2023 г. не были зафиксированы обстоятельства, при которых возник высокий спрос строительных материалов, что не позволяет потенциальным поставщикам приобрести его своевременно и в полном объеме.
Во-вторых, рынок производителей товаров, необходимых для строительства домов не ограничивается лишь местом нахождения подрядчика по контракту ООО "Сезон" (Пермский край), следовательно, строительные материалы возможно было приобрести и в другом регионе и обеспечить бесперебойное строительство объекта в установленные сроки.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Кроме того, на заседании комиссии Заказчик отметил, что при устройстве фундамента дома Общество использовало технологию его заливки "ленточная", что нарушает условия контракта и технического задания к контракту по строительству объекта, поскольку контрактом предусмотрена заливка монолитного фундамента. Таким образом, Обществом нарушены условия контракта в части несоблюдения технических требований к строительству объекта.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Сезон" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Сезон" в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме N зз-02362-2023 "Строительство жилого дома площадью 54 м2 в Кезском районе" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123000777) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Сезон" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
07.08.2023 |
09.08.2023 |
09.08.2023 |
0 |
09.08.2023 |
16.08.2023 |
15.08.2023 |
0 |
18.08.2023 |
18.08.2023 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 15 августа 2023 г. N 018/06/104-584/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2023