Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев обращение МКУ Уссурийского городского округа "Служба единого Заказчика-Застройщика" о включении сведений об ООО "ООО "АГРОХОЛДИНГ - УССУРИЙСК" в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение МКУ Уссурийского городского округа "Служба единого Заказчика-Застройщика" о включении сведений об ООО "ООО "АГРОХОЛДИНГ - УССУРИЙСК" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по содержанию территорий общего пользования, не переданных в аренду или собственность: выкашивание зеленых зон (извещение N 0320300031122000259).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
09.12.2022 Заказчиком на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N0320300031122000259 о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по содержанию территорий общего пользования, не переданных в аренду или собственность: выкашивание зеленых зон.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 19.12.2022 NИЗК1 победителем признана ООО "ООО "АГРОХОЛДИНГ - УССУРИЙСК".
Между МКУ Уссурийского городского округа "Служба единого заказчика-застройщика" и ООО "ООО "АГРОХОЛДИНГ - УССУРИЙСК" заключен Контракт N 447/259 от 22.12.2023 года "По содержанию территорий общего пользования, не переданных в аренду или собственность: выкашивание зеленых зон" (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта, Заказчик поручает, а Подрядчик берет на себя обязательства: выполнить работы по содержанию территорий общего пользования, не переданных в аренду или собственность: выкашивание зеленых зон, а Заказчик обязуется принять результаты выполненных работ и оплатить их.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (Подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (Заказчика) определенную работу и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п. 5.1 Контракта срок выполнения работ: с 14.04.2023 г. по 01.11.2023 г. Заказчик подает заявку Подрядчику, с указанием места выполнения работ, в письменном виде. Срок исполнения работ по заявки устанавливается Заказчиком.
В течении срока исполнения Контракта в адрес Подрядчика направлялись заявки:
Адрес |
2" Площадь, м |
Номер и дата заявки |
Срок выполнение работ |
ул. Полушкина, 51 "А" |
1200 |
N 09-02 /5331 от 4 июля 2023 |
13.07.2023 г. |
ул. Воровского - ул. Слободская(ориентир Амбар - магазин, перекресток, школа N131) |
2346 |
N 09-02 /5331 от 4 июля 2023 |
13.07.2023 г. |
ул. Топоркова, 14 |
984 |
N 09-02 /5331 от 4 июля 2023 |
13.07.2023 г. |
ул. Слободская, 15-19 (рядом с церковью) |
1485 |
N09-02 /5331 от 4 июля 2023 |
13.07.2023 г. |
ул. Шахтерская - ул. Известковая |
277 |
N 09-02 /5331 от 4 июля 2023 |
13.07.2023 г. |
ул. Ломоносова, 36, Воровского, 103 |
207 |
N 09-02/5331 от 4 июля 2023 |
13.07.2023 г. |
ул. Вокзальная дамба, 3, 5 |
15000 |
N 09-02/5331 от 4 июля 2023 |
13.07.2023 г. |
ул. Володарского, 99 |
3461 |
N 09-02 /5331 от 4 июля 2023 |
13.07.2023 г. |
В соответствии с п. 3.2.3 Контракта Заказчик вправе в любое время проверять ход и качество работ, выполняемых Подрядчиком, не вмешиваясь в его оперативно-хозяйственную деятельность.
В рамках выездной проверки проводимой в соответствии с п. 3.2.3 Контракта, Заказчиком установлено, что Подрядчик не выполнил работы в полном объеме по улицам: ул. Воровского - ул. Слободская (ориентир Амбар - магазин, перекресток, школа N131), ул. Топоркова, 14, ул. Слободская, 15-19 (рядом с церковью), ул. Шахтерская - ул. Известковая, ул. Ломоносова, 36, Воровского, 103, ул. Вокзальная дамба, 3, 5, ул. Володарского, 99, что зафиксировано фотоснимками и составлен акт от "14" июля 2023 года.
21.07.2023 года (вх. N 09-01/3923) от Подрядчика в адрес МКУ "СЕЗЗ" поступило письмо, из которого следует, что у Подрядчик просит расторгнуть Контракт, в связи с тем, что произошла мобилизация сотрудников.
Согласно пункта 11.2. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В связи с неисполнением обязательств по контракту МКУ Уссурийского городского округа "Служба единого Заказчика-Застройщика" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
24.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
04.08.2023 - дата расторжения контракта.
Помимо указанных Заказчиком обстоятельств, Комиссией Приморского УФАС России установлено следующее.
Согласно актам о приемке выполненных работ, размещенным в Единой информационной системе Заказчиком приняты и оплачены работы в размере 272 680,58 рублей.
Из пояснений Общества следует, что в адрес Заказчика было направлено заявление о расторжении контракта по нашей инициативе, в связи с тем, что одного сотрудника ООО "ООО "Агрохолдинг-Уссурийск" призвали на мобилизацию, второй косарь заболел, третий косарь не вышел на работу по социальным причинам, и оперативно других сотрудников нанять не представилось возможным.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
В соответствии с пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ООО "АГРОХОЛДИНГ - УССУРИЙСК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 11 августа 2023 г. N 25-198/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2023