Резолютивная часть решения оглашена 15.08.2023
В полном объеме решение изготовлено 17.08.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение МБУК Киноцентр "Импульс" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Альянс" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона N 0169300000123000345 на разработку проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта внутренних помещений и инженерных коммуникаций МБУК Киноцентр "Импульс", расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. 50-летия ВЛКСМ, д. 16 (далее -аукцион), в присутствии представителя МБУК Киноцентр "Импульс" Гильнич Л.Н., действующего на основании При каза N 100-к от 22.05.2017,
в отсутствие общества, надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение МБУК Киноцентр "Импульс" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Альянс".
Согласно представленным документам 11.04.2023 МБУК Киноцентр "Импульс" и ООО "Альянс" заключили контракт по цене 1 598 855, 00 рублей.
Решением от 25.07.2023 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду непредставления ООО "Альянс" результата работ в виду отсутствия положительного заключения государственной экспертизы, в том числе непредставления акта технического обследования. В связи с указанными обстоятельствами сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 11.1 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Так, заказчиком 25.07.2023 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 25.07.2023, в связи с чем контракт является расторгнутым с учетом нерабочих дней 07.08.2023.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены в антимонопольный орган 09.08.2023.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 11.04.2022 заключен контракт N 23-99261Э (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта внутренних помещений и инженерных коммуникаций МБУК Киноцентр "Импульс", порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При этом, объем, виды и порядок выполнения работ указаны в техническом задании, являющемся приложением к контракту.
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 1.3 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: начало выполнения работ - с даты заключения контракта, окончание выполнения работ - 10.06.2023.
Пунктом 1.9 технического задания предусмотрено, что перечень выполняемых работ включает в себя:
- обследование помещений и внутренних инженерных систем здания киноцентр "Импульс";
- составление актов осмотра и дефектных ведомостей;
- разработку рабочей документации, включающей в себя заказные спецификации и ведомости объемов работ по каждому из разделов;
- разработку сметной документации;
- прохождение проверки достоверности определения сметной стоимости до момента получения положительно заключения в ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" по доверенности заказчика.
В разделе 4 технического задания предусмотрено, что по завершении проектирования в установленные сроки по контракту подрядчик передает по накладной заказчику полный комплект рабочей и сметной документаций, откорректированные по замечаниям ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области", в количестве и форматах, указанных в техническом задании.
Как следует из договорной переписки, представленной сторонами в период с мая по июль 2023 общество приступило к выполнению работ, взаимодействовало с заказчиком в части направления промежуточных результатов выполнения работ (отдельных разделов проектной документации, графика выполнения работ, акта технического осмотра объекта), сбора и направления документов для прохождения государственной экспертизы сметной документации, устраняло недостатки, выявленных заказчиком в ходе выполнения работ, в том числе:
- 16.05.2023 обществом направлены отдельные разделы проектной документации, находящиеся в стадии разработки, график выполнения работ;
- 23.05.2023 направлена проектная документация;
- 26.05.2023 направлен перечень документов, которые в том числе должен предоставить заказчик для прохождения государственной экспертизы;
- 06.06.2023 в адрес заказчика предоставлены сведения о направлении заявления в ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области", а также 26.06.2023 общество проинформировано заказчика о недостатках, выявленных при проведении предварительного рассмотрения документов ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области".
При этом, заказчик в письме (от 20.06.2023 исх. N 01-113) указал, что сметную и проектную части документации, как указано в пунктах 1.11, 1.12, 3.1 технического задания, необходимо согласовать с заказчиком, тогда как указанное согласование не осуществлено подрядчиком до направления документов на экспертизу. При этом в ответ на указанное письмо 23.06.2023, 25.06.2023 подрядчик направляет доработанную проектно-сметную документацию, акт технического осмотра.
Вместе с тем 27.06.2023, 30.06.2023 заказчик направляет письма в адрес общества о необходимости доработки сметной документации и предоставления акта технического обследования согласно ГОСТу 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", однако доработанная проектная документация не передана заказчику, доказательства надлежащего исполнения обязательств подрядчиком не представлены.
Более того, в материалы дела заказчиком представлено заключение специалиста N 343 от 25.07.2023, подготовленное на основании договора N 21/2023 от 23.05.2023, заключенного заказчиком с ООО "Техноком-Инвест", в котором указано о ненадлежащем выполнении обществом работ по подготовке проектной документации без учета фактического технического состояния здания, без проектирования помещений подвала и зрительного зала, а также ввиду неточностей при подготовке сметной документации.
В связи с тем, что подрядчиком не устранены недостатки, выявленные в ходе согласования проектной документации с заказчиком, контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком, Комиссией установлено, что общество приступило к выполнению работ по контракту, в том числе осуществляло согласование отдельных разделов проектной документации, предоставило заказчику проектную документацию для согласования, устраняло замечания, направленные заказчиком, а также направило проектную документацию на государственную экспертизу.
При этом, пояснения представителя заказчика, согласно которым в нарушение условий технического задания обществом не согласована с заказчиком проектная документация, в том числе не предоставлено заключение о проведении технического обследования здания, не могут быть приняты во внимание, так как в техническом задании не указаны как порядок и сроки согласования документации с заказчиком, так и обязанность подрядчика предоставлять заключение о проведении технического обследования здания заказчику.
При этом, заказчик получив 23.05.2023 документацию на согласование своевременно не направил в адрес подрядчика замечания, не отказал в согласовании документации, напротив 31.05.2023, 02.06.2023 представил обществу документы и сведения для загрузки проектной документации в государственную экспертизу.
На основании изложенного, общество после получения указанных документов оперативно направило проектную документацию для прохождения экспертизы, что также подтверждает добросовестность намерений подрядчика.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание принятие обществом мер, направленных на исполнение контракта, выраженных систематическом взаимодействии с заказчиком по вопросу согласования проектной документации, предоставлении результатов проектирования, устранения недостатков, которые направлял заказчик, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "Альянс", его участнике, единоличном исполнительно органе, в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МБУК Киноцентр "Импульс" в отношении ООО "Альянс" (ИНН 0572024591), участника, единоличного исполнительного органа общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 августа 2023 г. N 074/06/104-1894/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2023