Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "МФЦН" (далее - Заявитель) на действия Уполномоченного учреждения - ГКУ КК "ДГЗ" при проведении электронного аукциона: "Приобретение объекта недвижимого имущества (квартиры) в государственную собственность Краснодарского края, на территории муниципального образования города Краснодара" (извещение N 0818500000823005311) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Уполномоченным учреждением Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует отклонение заявки ООО "МФЦН".
Представителями Уполномоченного учреждения и Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился электронный аукцион "Приобретение объекта недвижимого имущества (квартиры) в государственную собственность Краснодарского края, на территории муниципального образования города Краснодара" (извещение N 0818500000823005311).
Заказчик - ГБУЗ "Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 093 000,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.49 Закона о контрактной системе участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
Согласно ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На участие в закупке подано две заявки. Обе заявки отклонены по одинаковым основаниям.
Согласно протоколу NИЭА1 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.08.2023 заявка ООО "МФЦН (заявка N 114723769) признана несоответствующей, а именно: "В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Федерального закона несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, в связи с наличием условий, установленных требованиями в соответствии с ч. 1 ст. 549 ГК РФ, ч. 1 ст. 288 ГК РФ, ч. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 28, ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а именно: участник закупки не является собственником объекта недвижимости, а является иным лицом, действующим по доверенности".
В п.1.2 Раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" указано:
1.2 |
В случае установления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки Требования установлены
Единые требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. В силу ч. 1 ст. 549 ГК РФ, ч. 1 ст. 288 ГК РФ, ч. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 28, ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" участник закупки должен являться собственником объекта недвижимости. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник закупки предоставляет копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости, которая подтверждает наличие зарегистрированного права собственности на объект недвижимости за участником закупки и содержит актуальные (действительные) сведения в соответствии с ч.4 ст. 62 Федерального закона N 218-ФЗ, либо копию документа, удостоверяющего право собственности на объект недвижимости. В случае, если объект недвижимости принадлежит нескольким лицам на праве общей (долевой или совместной) собственности и в аукционе участвует непосредственно один из них, дополнительно необходимо предоставить копию нотариально заверенной доверенности на осуществление сделок с имуществом (с правом подписания государственного контракта) на имя собственника, непосредственно участвующего в аукционе, от остальных собственников. |
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 4) ч. 1 ст. 3 Федерального закона о контрактной системе участником закупки может являться любое юридическое или физическое лицо.
Участие в закупке может быть ограничено только в установленных законом о контрактной системе случаях (ч. 1 ст. 27 Федерального закона о контрактной системе).
Участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством (ч. 3 ст. 27 Федерального закона о контрактной системе).
Законодательство о контрактной системе не содержит каких-либо особенностей закупок квартир, согласно которым участниками таких закупок могут быть исключительно собственники.
В силу части 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей.
Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 182 Гражданского кодекса Российской Федерации представитель по доверенности имеет право осуществлять сделки от имени представляемого, а не от своего имени.
Согласно Письма ФАС РФ от 07.08.2019 года NАК/68293/19 "О рассмотрении обращений", физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе принимать участие в закупках лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности) после аккредитации такого лица на электронной площадке в порядке, установленном Законом о контрактной системе, в том числе подписывать контракт при наличии соответствующей доверенности.
Данной позиции придерживается Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации в ответе N24-06-06/21094 от 14.03.2023 года на обращение Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края по вопросу применения положений Закона о контрактной системе в части отклонения участника закупки, действовавшего по доверенности.
В ответе ФАС России от 02.07.2021 г N 28/54771/21 сообщается следующее: "Относительно установления требования о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих прав собственности на жилое помещение, ФАС России сообщает следующее. Таким образом, установление заказчиком в документации о закупке требований о представлении в составе заявки документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, а также документов, необходимых для регистрации права собственности на недвижимость, противоречит положениям Закона о контрактной системе.
При этом, по мнению ФАС России, требование о предоставлении документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, документов, необходимых для регистрации пава собственности н недвижимость, целесообразно устанавливать на этапе исполнения соответствующего контракта, заключаемого по результатам конкурентной процедуры".
В своей заявке ООО "МФЦН" предложена квартира, принадлежащая на праве собственности Демерлею Станиславу Сергеевичу.
В составе заявки ООО "МФЦН" представило нотариальную доверенность 23АВ3995734 от 01.08.2023 г., в соответствии с которой ООО "МФЦН" выступает поверенным Демерлея С.С.
В соответствии с указанной доверенностью Демерлей С.С. уполномочивает ООО "МФЦН" в лице директора быть его представителем на электронных торговых площадках по вопросам принадлежащей ему на праве собственности квартиры, совершать все необходимые действия, связанные с ее участием в государственных/муниципальных закупках, подписывать за него электронной цифровой подписью все необходимые документы, совершать все действия для продажи квартиры через электронную процедуру.
Таким образом, ООО "МФЦН" соответствует требованиям п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, и отклонение заявки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.08.2023 NИЭА1 противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП.
Комиссия на основании ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МФЦН" обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного учреждения - ГКУ КК "ДГЗ" (комиссии) нарушение ч.12 ст.48, ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Уполномоченному учреждению - ГКУ КК "ДГЗ" (комиссии), Заказчику - ГБУЗ "ККБ СМП" МЗ КК выдано предписание N194 от 15.08.2023 года по делу N 023/06/49-4183/2023 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторное предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
5. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000823005311).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 августа 2023 г. N 023/06/49-4182/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2023