Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии, |
|
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
|
Мамонтов А.Д. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
с участием представителя заказчика - ГБУ НСО "ГЕОФОНД НСО": Фомченко Натальи Сергеевной (по доверенности),
с участием представителей исполнителя - ООО "Трек Групп": Карповой Инны Николаевны (по доверенности), Станковича Станислава Петруневича (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение ГБУ НСО "ГЕОФОНД НСО" о включении сведений об ООО "Трек Групп" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика - ГБУ НСО "ГЕОФОНД НСО" от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению неисключительных пользовательских прав на программное обеспечение Agisoft Metashape Professional (извещение N 0151200006023000204),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ГБУ НСО "ГЕОФОНД НСО" о включении сведений об ООО "Трек Групп" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика - ГБУ НСО "ГЕОФОНД НСО" от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению неисключительных пользовательских прав на программное обеспечение Agisoft Metashape Professional (извещение N 0151200006023000204).
10.07.2023 ГБУ НСО "Геофонд НСО" с ООО "Трек Групп" был заключен контракт на оказание услуг по предоставлению неисключительных пользовательских прав на программное обеспечение Agisoft Metashape Professional.
В соответствии с условиями контракта исполнитель должен предоставить неисключительные пользовательские права на программное обеспечение Agisoft Metashape Professional в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта.
Указанная программа в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесена в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, размещённый на официальном сайте.
19.07.2023 на адрес электронной почты заказчика исполнителем контракта был направлен ключ активации от Agisoft Metashape Professional, а также ссылка для загрузки дистрибутива.
В связи с тем, что исполнителем контракта не был представлен лицензионный договор, заказчик 20.07.2023 обратился к разработчику ПО Agisoft Metashape Professional ООО "ЖивойСофт" с просьбой подтвердить является ли предоставленный исполнителем ключ активации Agisoft Metashape Professional лицензионным.
В адрес ГБУ НСО "Геофонд НСО" поступило официальное уведомление от ООО "ЖивойСофт" о том, что ключ, предоставленный исполнителем, не является лицензионным ключом продукта Agisoft Metashape Professional.
В связи с тем, что исполнителем в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта не была предоставлена лицензия на право использования ПО Agisoft Metashape Professional, заказчик 27.07.2023 разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, заказчик просил включить сведения об ООО "Трек Групп" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
До заседания Комиссии Новосибирского УФАС России от ООО "Трек Групп" были получены письменные пояснения следующего содержания.
Исполнитель фактически оказал услуги по контракту, предоставив заказчику ПО Agisoft Metashape Professional. Лицензионная чистота предоставленного ПО подтверждается представленными в адрес Новосибирского УФАС России сублицензионными договорами, в рамках которых исполнитель получил от официальных дистрибьютеров правообладателя право на распространение соответствующего программного обеспечения. Помимо этого, у заказчика нет соответствующей компетенции для проведения экспертизы предоставленного программного обеспечения. Таким образом, по мнению исполнителя, заказчик необоснованно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 27.07.2023, следовательно, 27.07.2023 исполнитель считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 08.08.2023.
В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Согласно п.1 ст.1229 Гражданского кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
В соответствии с п.1 ст.1236 Гражданского кодекса РФ лицензионный договор может предусматривать:
1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).
В рамках исполнения данного контракта ООО "Трек Групп" должно было предоставить неисключительные пользовательские права на программное обеспечение Agisoft Metashape Professional в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта.
В соответствии с п.4 приложения N 1 к контракту исполнитель должен был предоставить 1 лицензию на право использования ПО Agisoft Metashape Professional.
Указанная программа в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесена в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, размещённый на официальном сайте (реестровая запись N 10523 от 17.05.2021).
Исходя из сведений реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных правообладателем ПО Agisoft Metashape Professional является ООО "ЖивойСофт".
Заказчиком в адрес Новосибирского УФАС России представлено письмо ООО "ЖивойСофт", в котором указано, что ключ, предоставленный ООО "Трек Групп" в рамках исполнения контракта, не является лицензионным. Данное письмо ООО "Трек Групп" ничем не опровергнуто, доказательств обратного не представлено.
Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, так как обязательства по контракту ООО "Трек Групп" не были исполнены, заказчик правомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в регламентированный десятидневный срок исполнитель не предпринял действий, направленных на устранение нарушения, послужившего основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
ООО "Трек Групп" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, ООО "Трек Групп" несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, так как ООО "Трек Групп" не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для не включения сведений об ООО "Трек Групп" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1078 от 30.06.2021 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью ООО "Трек Групп" (ИНН 9704098415, 117041, г. Москва, вн.тер.г. Поселение Сосненское, п. Коммунарка, ул. Потаповская роща, д. 10, к. 2, помещ. 5/П) сроком на 2 (два) года.
2. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения о генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью "Трек Групп" - Рогожниковой Екатерине Сергеевне (ИНН 360207017342) сроком на 2 (два) года.
3. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участнике общества с ограниченной ответственностью "Трек Групп" - Коваль Андрее Витальевиче (ИНН 410504704966) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии Е.Е. Дадажанова
А.Д. Мамонтов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 августа 2023 г. N 054/06/104-1607/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2023