Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Богославской В.В.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Копылов А.В.,
от ООО "МеталлЭксперт" - в отсутствие представителей,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "МеталлЭксперт" по факту расторжения контракта N288 "Протез голени модульный, в том числе при недоразвитии".
Заказчик указывает, что контракт расторгнут по решению Арбитражного суда Ставропольского края.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "МеталлЭксперт" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления с указание о дате и времени рассмотрения дела - 24.07.2023 в 08-30 час.
21.08.2023 г. в присутствии представителя заказчика, комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения, изучив и проанализировав представленные документы, установила следующее:
18.04.2022 г., по результатам проведения электронного аукциона N 0221100000122000051 Отделение заключило государственный контракт N288 на выполнение работ по обеспечению застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве в 2022 г. Протезами нижних конечностей с Обществом с ограниченной ответственностью "МеталлЭксперт".
Контракт заключен в целях индивидуального обеспечения застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве гражданина Г. (Получателя) протезно- ортопедическими изделиями в соответствии с разработанной для Получателя программой реабилитации пострадавшего. Это предполагает , что протезы должны изготавливаться с учетом анатомических нижней конечности Получателя, при этом учитывается физическое состояние, индивидуальные особенности Получателя, его психи
При выдаче получателю направления на получение либо изготовление технических средств реабилитации, в том числе протезов, протезно - ортопедических изделий, ортезов от 18.04.2022 г. N2600_000809 Получателем был предоставлен письменный отказ от получения Направления и протезирования.
В связи с вышеуказанным отказом Получателя от протезирования, исполнение Контракта оказалось невозможным ввиду индивидуального характера выполняемых работ и отсутствия заявлений на аналогичные протезно-ортопедические изделия.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 8.2 Контракта предусмотрено Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч.1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли разумно предвидеть, договор вообще не были бы заключен или бы был заключен на значительно отличающихся условиях.
Ввиду существенного изменения обстоятельств, Заказчиком была предпринята попытка урегулирования споров в досудебном порядке и 01.08.2022 г. Направлено письмо с предложением о расторжении контракта по соглашению сторон. Однако, ввиду отсутствия адресата по указанному адресу, Обществом не получено данное письмо. 06.08.2022 г., 24.11.2022 г. Заказчик направил Исполнителю посредством электронной почты соглашение о расторжении Контракта N288 от 18.04.2022 г.
По итогу, Заказчик обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края. Решением Арбитражного суда СК по делу NА63-5785/2023 исковые требования Заказчика удовлетворены.
11.08.2023 г. Решение Арбитражного суда СК вступило в законную силу, Контракт от 18.04.2022 г. с ООО "МеталлЭксперт" расторгнут.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом. Право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта предусмотрено в пункте 8.2 контракта.
Предметом контракта согласно п. 2.1 Контракта является выполнение в 2022 году Исполнителем (Обществом) работы по обеспечению Получателя (третье лицо-застрахованное лицо) изделием, предусмотренным Описанием объекта закупки.
В рассматриваемом случае цель, преследуемая заказчиком при заключении с исполнителем, не достигнута по причине отсутствия необходимости по обеспечению Получателя изделием.
В данном случае заказчик утратил интерес к исполнению контракта, что также подтверждается предъявлением рассматриваемого иска.
Однако, включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Антимонопольный орган при осуществлении проверки информации и документов, представленных Заказчиком, не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки и оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе и оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение Контракта.
В соответствии с пп. а). п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. а). п. 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Контракт заключен в целях индивидуального обеспечения застрахованного лица, получившего повреждения здоровья вследствие несчастного случае на производстве, и отказ данного лица (Получателя) от протезирования, по сути не мог быть исполнен. При этом, не по вине Исполнителя.
Таким образом, принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, Комиссия Ставропольского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "МеталлЭкспер" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 99 Закона N 44-ФЗ, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "МеталлЭксперт" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Золина Г.В.
Члены комиссии Соколов Е.А.
Богославская В.В.
Исп.Богославская В.В.
тел.(8652) 35-28-07
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 августа 2023 г. N 026/06/104-1742/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2023