Резолютивная часть решения оглашена 17.08.2023 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрела жалобу ООО "Хеликс Медикал" (г.Москва) (далее заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по диагностике медицинского оборудования для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000123004018) в присутствии представителей уполномоченного органа - министерства имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области заказчика - ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" заявителя - ООО "Хеликс Медикал"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/31-568/2023 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
10.08.2023 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Хеликс Медикал" (г.Москва) на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по диагностике медицинского оборудования для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000123004018).
В соответствии с Техническим заданием (Приложением N 2 к извещению) Заказчиком установлены следующие требования к квалификации персонала Исполнителя: "Исполнитель должен иметь штатных специалистов по диагностике следующих видов МИ: радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенографии и рентгеноскопии). Подтверждением по данному пункту требований являются трудовые договоры с соответствующими специалистами. Срок действий договоров должен обеспечивать выполнение работ. Квалификация специалистов должна быть подтверждена удостоверяющими документами (дипломами, сертификатами и.т.д)".
Вместе с тем, действующими национальными стандартами Российской Федерации по техническому обслуживанию медицинской техники не предусмотрено требование о наличии квалифицированных специалистов по техническому обслуживанию медицинской техники исключительно в штате организации при осуществлении лицензируемой деятельности. Ни одним нормативным актом исполнитель не ограничен в праве самостоятельного выбора формы взаимодействия с лицами, непосредственно осуществляющими диагностику, техническое обслуживание или ремонт медицинской техники. Такие специалисты могут быть устроены в штат организации на основании трудового договора, так и оказывать услуги исполнителю на основании гражданско-правового договора.
Установление требования о наличии специалистов именно в штате организации исполнителя, при условии запрета на привлечение соисполнителей, фактически является нарушением части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Правомерность осуществления лицензируемого вида деятельности осуществляется путем запроса копии соответствующей лицензии у участника закупки либо у исполнителя по контракту, что и предусмотрено положениями статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Дополнительно проверяя соответствие участника (исполнителя) отдельным лицензионным требованиям, заказчик не только выходит за рамки своих полномочий и подменяет уже существующий контрольно-надзорный орган, но и фактически сокращает количество потенциальных участников закупки.
Кроме того, заявитель полагает, неправомерным также сам факт установления требования об оказании услуг лично победителем аукциона и запрете на привлечение соисполнителем, что является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку по фактам изложенным в жалобе, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика по существу доводов жалобы пояснил следующее.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, в том числе лицензированию подлежит техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания). Лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату - это обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 Закона о лицензировании).
Исчерпывающий перечень лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении технического обслуживания медицинских изделий определен Положением о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129.
Требование о наличии в штате лицензиата работников, заключивших трудовые договоры, действует с 15.06.2013 и введено Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники".
В соответствии с действующим законодательством Заказчик имеет право на приобретение услуг надлежащего качества, то есть если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (пункт 5 статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 "О защите прав потребителей"). Таким образом, требования к исполнителю при исполнении контракта о наличии штатных специалистов не ограничивает круг участников закупки. Данное требование является обоснованным и установлено Заказчиком с целью получения качественных услуг. Исполнитель по трудовому договору может привлечь в свой штат, в том числе на временные должности, специалистов, соответствующих требованиям действующего законодательства на право осуществления соответствующей деятельности.
Согласно пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В соответствии со статьей 780 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
В извещении электронного аукциона и проекте контракта не содержится условий о возможности привлечения соисполнителя по контракту, в силу чего в соответствии с требованиями гражданского законодательства исполнитель обязан оказать услуги, являющейся предметом данной закупки лично. Запрет привлечения соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения контракта и соответствует положениям статьи 780 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не устанавливает требования о необходимости указания в проекте контракта условия о возможности привлечения соисполнителей. Отсутствие в проекте контракта условия о возможности привлечения соисполнителей не противоречит требования Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
31.07.2023 на официальном сайте в Единой Информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по диагностике медицинского оборудования для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000123004018).
Начальная (максимальная) цена контракта 247 333,33 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Техническим заданием (Приложением N 2 к извещению) Заказчиком установлены следующие требования к квалификации персонала Исполнителя: "Исполнитель должен иметь штатных специалистов по диагностике следующих видов МИ: радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенографии и рентгеноскопии). Подтверждением по данному пункту требований являются трудовые договоры с соответствующими специалистами. Срок действий договоров должен обеспечивать выполнение работ. Квалификация специалистов должна быть подтверждена удостоверяющими документами (дипломами, сертификатами и.т.д)".
Комиссия полагает, что заказчиком в нарушение положений части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении закупки (техническом задании) фактически установлены требования к наличию у исполнителя трудовых ресурсов -штатных специалистов.
В силу изложенного, жалоба по указанному доводу является обоснованной.
Согласно пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В соответствии со статьей 780 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
В извещении электронного аукциона и проекте контракта не содержится условий о возможности привлечения соисполнителя по контракту, в силу чего в соответствии с требованиями гражданского законодательства исполнитель обязан оказать услуги, являющейся предметом данной закупки лично. Запрет привлечения соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения контракта и соответствует положениям статьи 780 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не устанавливает требования о необходимости указания в проекте контракта условия о возможности привлечения соисполнителей. Отсутствие в проекте контракта условия о возможности привлечения соисполнителей не противоречит требования Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу изложенного, жалоба по указанному доводу является необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу по доводам, изложенным в ней, на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по диагностике медицинского оборудования для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000123004018) частично обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. В отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выносить, так как допущенное нарушение не повлияли на результаты закупки.
4.Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 17 августа 2023 г. N 033/06/31-568/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2023