Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - М.А. Грицай - начальника отдела, Н.А. Ворсиной, заместителя начальника отдела (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - КГБУЗ "КМП N 1" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Промфокус" (ИНН 2465330164) (далее - Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка оргтехники для нужд КГБУЗ КМП N1", извещение N 0319200067023000126, идентификационный код закупки 232246111446924610100101070012620244, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Промфокус" (далее - общество, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, номер извещения 0319200067023000126 (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по электронным адресам Заказчика и Общества было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
До заседания Комиссии Общество и Заказчик представили документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
На заседание Комиссии явился представитель Общества по доверенности (полномочия подтверждены, личность установлена).
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что Общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями Заказчика, Общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо осуществить поставку товара, являющегося предметом контракта.
Между Заказчиком и Обществом 07.06.2023 заключен Контракт на поставку оргтехники.
Согласно разделу 1 Контракта: "1.1. Поставщик обязуется осуществить поставку оргтехники для нужд КГБУЗ "КМП N1" (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложениеN 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта".
Раздел 3 Контракта предусматривает: "3.4. Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
3.5. Для проверки представленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании Контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
3.6. При отсутствии у Заказчика претензий по количеству и качеству поставленного Товара Заказчик в течение 20 рабочих дней с момента с момента поступления Заказчику подписанного Поставщиком акт приема-передачи Товара (документа о приемке) в соответствии со ст. 94 44-ФЗ в единой информационной системе подписывает документ о приемке, товарную (товарно-транспортную) накладную, счет или счет-фактуру. После этого Товар считается переданным Поставщиком Заказчику.
3.7. При выявлении несоответствий в поставляемом Товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.), препятствующих его приемке, Заказчик в срок, установленный в пункте 3.6 Контракта, отказывает в приемке Товара, направляя Поставщику мотивированный отказ от приемки Товара с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения".
Разделом 4 Контракта предусмотрено следующее: "4.1.1. Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и Спецификацией.
4.1.8. Поставить Товар, согласно уведомлению заказчика. Товар поставляется Поставщиком в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента получения Поставщиком уведомления от Заказчика о необходимости поставки товара на Объект".
В соответствии с пунктом 4.4.6. Контракта Заказчик вправе отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям Контракта.
Раздел 10 Контракта предусматривает: "10.1. Все споры или разногласия, возникающие между сторонами по Контракту, разрешаются в претензионном порядке, в соответствии с частью 16 статьи 94 Закона о контрактной системе.
10.2. Сторона, имеющая к другой стороне претензию (требование), обязана направить другой стороне претензию (требование) с приложением обосновывающих документов.
10.3. Сторона, которая получила претензию (требование), обязана ее рассмотреть и направить мотивированный ответ другой стороне в течение 10 дней с момента получения претензии (требования).
10.4. В случае невозможности разрешения разногласий в досудебном порядке, они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Красноярского края".
В соответствии с пунктом 11.2. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи Закона о контрактной системе.
Согласно спецификации, являющейся приложением к Контракту, к поставке требуется Товар: принтер / Вьетнам, Социалистическая Республика Вьетнам (ОКСМ: 704 / VN /VNM), сканер / Китай, Китайская Народная Республика (ОКСМ: 156 / CN /CHN).
Комиссия, изучив представленные материалы, установила следующее.
На момент заключения Контракта Обществом был предложен к поставке товар по позиции "Сканер" марки Canon image FORMULA DR-M260, соответствующий заявленным характеристикам. Однако, на момент исполнения контракта Обществу поступило уведомление от официального дистрибьютора продукции Сanon в России - ООО "МЕРЛИОН" о невозможности поставки сканера марки Canon image FORMULA DR-M260, поскольку производитель товара прекратил поставки в Российскую Федерацию ввиду санкционных ограничений, что подтверждается письмом ООО "МЕРЛИОН" от 28.06.2023.
С учетом сложившейся ситуации, ввиду отсутствия на рынке товаров, характеристики которых совпадают с заявленными, а также с учетом того, что характеристики товара по позиции "Сканер Avision AD345G (000-0995-02G)" соответствуют спецификации, за исключением разницы в весе товара (300 гр.), Обществом было принято решение поставить товар по позиции "Сканер" марки Avision AD345G (000-0995-02G)" весом 4,3 кг.
20.06.2023 Заявителем в адрес Заказчика был доставлен товар: принтер 1 шт., сканер 2 шт., что подтверждается наряд-заданием экспедитору от 20.06.2023, УПД N 895 от 16.06.2023.
22.06.2023 Общество в адрес Заказчика направило требование о принятии вышеуказанного товара по Контракту.
23.06.2023 Заказчиком в адрес Общества направлен акт несоответствий по поставке товара от 22.06.2023, согласно которому при приемке товара Заказчиком было выявлено несоответствие товара по позиции "сканер" заявленным в Контракте характеристикам. Претензий к качеству товара по позиции "принтер" Заказчиком не заявлено, товар поставлен в полном соответствии с характеристиками, предусмотренными Контрактом.
В ответ на поступивший Акт, Обществом 23.06.2023 было направлено письмо с предложением о приемке товара с характеристиками, имеющими несущественное отклонение по одной из заявленных характеристик, однако Заказчик в своем письме от 26.06.2023 такой товар принимать отказался.
26.06.2023 Заказчиком в адрес Общества направлено требование о поставке сканеров в количестве 2 шт. в соответствии со спецификацией.
28.06.2023 Обществом Заказчику направлено предложение о приемке товара и заключении дополнительного соглашения к Контракту в части поставки товара по позиции "Сканер" марки Avision AD345G (000-0995-02G) ввиду существенного изменения обстоятельств, на которые Общество рассчитывало при заключении Контракта, а именно - невозможность поставки товара с характеристиками, согласованными в спецификации по причине отсутствие в продаже на рынке товаров от других производителей, соответствующих заявленным характеристикам.
Также в указанном письме было направлено предложение о расторжении Контракта по соглашению сторон в части в связи с невозможностью поставки товара, полностью соответствующего заявленным характеристикам, которое Заказчиком не принято.
05.07.2023 Заказчиком в адрес Общества направлена претензия, согласно которой Заказчик просит поставить Товар: принтер / Вьетнам, Социалистическая Республика Вьетнам (ОКСМ 704/VN/VNM) в количестве 1 шт.; сканер/ Китай, Китайская Народная Республика (OKCM:156/CN/CHN) в количестве 2 шт.
05.07.2023 Обществом направлено письмо Заказчику, согласно которому Общество указывает на факт того, что принтер, поставленный ранее, соответствовал спецификации, вследствие чего подлежит принятию Заказчиком.
18.07.2023 Заказчиком принят Товар - принтер на сумму 59805 руб., что подтверждается документом о приемке, размещенном в ЕИС.
24.07.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
09.08.2023 Заказчиком в адрес Общества направлена претензия, согласно которой Заказчик просит Общество оплатить пени за нарушение срока поставки Товара.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 25.07.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 25.07.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым.
Указанное решение размещено в ЕИС 25.07.2023, вступило в законную силу 07.08.2023.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно пункту 2 статьи 10 ГК РФ, в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ, если из закона не следует иное, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Злоупотребление правом при совершении сделки нарушает запрет, установленный статьи 10 ГК РФ, поэтому такая сделка признается недействительной на основании статей 10 и 168 ГК РФ.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно пункту 3 статьи 307 ГК РФ, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Также представитель общества обращает внимание Комиссии на то, что общество является добросовестным поставщиком с большим опытом исполнения обязательств по аналогичным контрактам.
Комиссия, выслушав пояснения, изучив представленные материалы, не усматривает достаточных оснований полагать, что общество при исполнении контракта действовало недобросовестно.
Кроме того, Комиссия считает необходимым принять во внимание обстоятельство, что общество в течение всего периода поставки товара инициативно предпринимало все зависящие от него меры, направленные на поиск оптимально возможного варианта разрешения ситуации, удовлетворяющего интересам как общества, так и Заказчика.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
С учетом изложенного, Комиссия обращает внимание на следующие обстоятельства.
Комиссия отмечает, что согласно условиям Контракта, Заказчик наделен правом проведения экспертизы. Заказчиком проведена экспертиза Товара, из выводов которой не следует установления несоответствия предсталенного товара спецификации. Указанная экспертиза проведена в нарушение требований Закона о контрактной системе - без уведомления и участия Общества. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Также Комиссия принимает во внимание пояснения Общества, согласно которым поставленный Товар был взвешен Обществом перед отправкой Заказчику, а также взвешен повторно при направлении документов на повторную приемку Товара, что подтверждается видеозаписью, размещенной в ЕИС. Масса нетто, а именно без режущих элементов, креплений, фиксаторов, шины, крышки защиты, натяжителя составляет 3,943 кг., что является полным соответствием характеристикам, указанным в Контракте. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Обществом совершены действия, направленные на надлежащее исполнение Контракта.
С учетом исследованных материалов, Комиссия приходит к выводу о том, что каждая из сторон имеет друг к другу взаимные претензии и доказывает факт их обоснованности составленными в одностороннем порядке документами, которые одновременно доказывают противоположное.
Указанное выше свидетельствует о том, что фактически между сторонами имеется правовой спор, выходящий за пределы Законодательства о контрактной системы, ввиду чего Комиссия в данном случае не уполномочена давать правовую оценку вышеуказанным действиям и позициям сторон и подменять при этом компетенцию суда.
Комиссия, оценивая вышеуказанные обстоятельства в рамках своих полномочий, а также иные действия, совершенные Обществом и Заказчиком, приходит к выводу, что действия Общества были направлены на поставку Товара, предусмотренного Контрактом. Доказательств умышленного и намеренного уклонения исполнителя от исполнения обязательств по Контракту или иных неопровержимых доказательств недобросовестного поведения исполнителя Комиссии представлено не было, факт существования таких доказательств Комиссией не установлен.
Комиссия принимает во внимание на наличие релевантного и успешного опыта Общества в исполнении аналогичных государственных и муниципальных контрактов. Так, реестр контрактов ЕИС содержит сведения о надлежащем исполнении Поставщиком 34 государственных и муниципальных контрактов, 5 государственных и муниципальных контрактах, которые находятся на исполнении. Указанные обстоятельства, подтверждают наличие релевантного опыта Поставщика в исполнении государственных и муниципальных контрактов, а также представляет Поставщика в качестве добросовестного и надежного делового партнера, что косвенно подтверждается отсутствие намерения (умысла), направленного на неисполнение условий Контракта.
Кроме того, включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой, как уже было отмечено выше, специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Постановления Правительства от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Учитывая изложенное выше и тот факт, что Обществом представлены доказательства того, что им принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта, Комиссия не находит оснований для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "Промфокус" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
Н.А. Ворсина
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 августа 2023 г. N 024/10/104-2339/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2023