Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- генерального директора ООО "Континент";
рассмотрев материалы МКУ "Архитектура" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Континент" (далее - Подрядчик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
15.08.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение МКУ "Архитектура" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Континент" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации в целях строительства объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс, расположенный в Первомайском районе города Кирова по адресу: г. Киров, ул. Павла Корчагина, д.39а" в части проектирования газовой котельной (извещение N 0140300040823000074).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 21.08.2023 г., в соответствии с п.п. "д" п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила) стороны извещены надлежащим образом.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений Подрядчиком условий контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое было размещено в ЕИС. 15.08.2023 г. решение вступило в законную силу.
На рассмотрение материалов РНП Заказчик направил письменные пояснения, в которых указывает, что недобросовестное поведение Подрядчика, подтверждается ненадлежащим выполнением и невыполнением обязательств по Контракту, и наличием возбужденных исполнительных производств, по которым ООО "Континент" выступает должником. Настаивает на включении Общества в РНП.
Представитель Подрядчика пояснил, что в процессе исполнения Контракта Подрядчиком было установлено, что Заказчик не обеспечил Подрядчику возможность надлежащим образом выполнить условия контракта, а именно: установленная тепловая мощность котельной в техническом задании на проектирование определена неверно; в связи с неверной тепловой мощностью котельной в техническом задании на проектирование технические условия на подключение, (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования и объектов к сети газораспределения, направленные Заказчиком как исходные данные, неактуальны и требуют корректировки; в техническом задании на проектирование отсутствуют четкие значения тепловых нагрузок на котельную; технические условия на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения и холодного водоснабжения, направленные Заказчиком как исходные данные, выданы только на ФОК без учета потребностей котельной и требуют корректировки; исходные данные от Главного управления МЧС России, по Кировской области, направленные Заказчиком как исходные данные, требуют корректировки в связи с неверной тепловой мощностью котельной.
Сообщает, что на работу с техническим заданием, предоставленным Заказчиком, выявление недостатков и выработку предложений по устранению данных недостатков Подрядчику потребовалось два с половиной месяца. На данный момент работы по Контракту выполнены им на 70%. Подрядчик готов выполнить работы, предусмотренные Контрактом, в кратчайшие сроки, при условии устранения Заказчиком существующих препятствий. Указывает, что Подрядчик обратился в независимую экспертную организацию для определения правомерности установления Заказчиком мощности котельной. Просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав возражения Подрядчика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
06.02.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации в целях строительства объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс, расположенный в Первомайском районе города Кирова по адресу: г. Киров, ул. Павла Корчагина, д.39а" в части проектирования газовой котельной.
13.03.2023 г. между Заказчиком и ООО "Континент" был заключен Контракт на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации в целях строительства объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс, расположенный в Первомайском районе города Кирова по адресу: г. Киров, ул. Павла Корчагина, д.39а" в части проектирования газовой котельной на общую сумму 1 400 000,00 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по подготовке проектной и рабочей документации в целях строительства объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс, расположенный в Первомайском районе города Кирова по адресу: г. Киров, ул. Павла Корчагина, д.39а" в части проектирования газовой котельной (далее - работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта.
Пунктом 1.2 Контракта объем выполняемых работ: в соответствии с Заданием (приложение N 1 к контракту).
В силу п. 1.3 Контракта работы, предусмотренные контрактом, выполняются Подрядчиком с даты заключения контракта по 22.12.2023. По согласованию с Заказчиком допускается досрочное выполнение работ.
Согласно п. 2.1 Контракту установлены, в том числе следующие обязанности Подрядчика:
2.1.1. Принять на себя обязательства в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные контрактом, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства объекта капитального строительства "Физкультурно-оздоровительный комплекс, расположенный в Первомайском районе города Кирова по адресу: г. Киров, ул. Павла Корчагина, д.39а" в части проектирования газовой котельной.
2.1.3. Обеспечить выполнение, результат и качество работ в соответствии с требованиями Задания (приложение N 1 к контракту), Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", Правил внешнего благоустройства муниципального образования "Город Киров", утвержденных решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 N 19/41, СНиП, СанПиН, СП, ГОСТов и других нормативно-правовых актов действующего законодательства Российской Федерации.
2.1.5. Подготовить проектную и рабочую документацию объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс, расположенный в Первомайском районе города Кирова по адресу: г. Киров, ул. Павла Корчагина, д.39а" в части проектирования газовой котельной в соответствии с Заданием Заказчика и передать ее Заказчику в течении 75 календарных дней с момента заключения контракта.
2.1.9. Предоставлять Заказчику отчет о проделанной работе по контракту, подписанный Подрядчиком, один раз в неделю до 13:00 пятницы. Отчет предоставляется на электронную почту arhkirovpro@mail.ru.
Согласно п. 10 Задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации установлена следующая общая мощность котельной (отопление и ГВС)- 1,6 МВт.
Согласно п. 10.7 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия Сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе. Расторжение контракта в связи с односторонним отказом Стороны контракта от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном положениями частей 8 - 23 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 02.08.2023 г. сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, поскольку Подрядчик выполнял работы настолько медленно, что их своевременное окончание явно невозможно.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно информации, размещенной в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Подрядчиком 02.08.2023 г. 16:31 ч.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика является 02.08.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 15.08.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 15.08.2023 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Согласно п.п. а) п. 15 Порядка орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
При этом, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Представленные Подрядчиком информация и документы подтверждают принятие им мер для надлежащего исполнения обязательств по Контракту, а именно: частичное выполнение работ по Контракту, что подтверждается служебной запиской, представленной Заказчиком по состоянию на 01.08.2023 г., еженедельными отчетами Подрядчика от 17.03.2023 г., от 31.03.2023 г., от 07.04.2023 г., от 14.04.2023 г., от 21.04.2023 г., от 05.05.2023 г., от 12.05.2023 г., от 19.05.2023 г., от 26.05.2023 г., от 02.06.2023 г., от 09.06.2023 г., от 16.06.2023 г., от 23.06.2023 г., от 30.06.2023 г., от 07.07.2023 г., от 28.07.2023 г., от 04.08.2023 г., направленными в адрес Заказчика во исполнение п. 2.1.9 Контракта; представленная сторонами переписка.
Извещение Подрядчиком Заказчика об обстоятельствах, влияющих на ход выполнения работ; предложения по урегулированию возникшей ситуации, дополнительно подтверждают добросовестность Общества.
Представленные Заказчиком в материалы документы, указывающие на наличие у Подрядчика исполнительных производств, не принимаются Комиссией в качестве обоснования недобросовестности Общества, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения в рамках настоящего спора. Наличие исполнительных производств само по себе не является основанием признать Общество недобросовестным участником, а относится к стадии исполнения судебных актов, в рамках которого предусмотрены добровольные и принудительные способы исполнения.
На основании представленных документов, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчиком принимались меры, направленные на надлежащее исполнение условий Контракта, в связи с чем информация о Подрядчике не подлежит включению в Реестр.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МКУ "Архитектура" о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ООО "Континент" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации в целях строительства объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс, расположенный в Первомайском районе города Кирова по адресу: г. Киров, ул. Павла Корчагина, д.39а" в части проектирования газовой котельной (извещение N 0140300040823000074), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 21 августа 2023 г. N 043/10/104-871/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2023