Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя индивидуального предпринимателя по доверенности;
- представителей Администрации Вятскополянского района Кировской области по доверенностям;
рассмотрев материалы Администрации Вятскополянского района Кировской области (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Д.С. (далее - Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
16.08.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение Администрации Вятскополянского района Кировской области (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Д.С. в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту наружных сетей водопровода дер.Средние Шуни Вятскополянского района Кировской области "Чистая вода-5" (извещение N 0140300014923000006).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 22.08.2023 г., в соответствии с п.п. "д" п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила) стороны извещены надлежащим образом.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом Подрядчика на основании п. 3 ст. 716 ГК РФ и п. 2 ст. 719 ГК РФ. Решение было размещено Подрядчиком в ЕИС 03.08.2023 г., вступило в законную силу 15.08.2023 г.
На рассмотрении материалов РНП представитель ИП сообщил, что в ходе исполнения Контракта Подрядчиком был выявлен факт несоответствия переданной Заказчиком сметной документации, а также план-схемы наружного водопровода фактическому объему работ, подлежащих выполнению. В частности, заложенная в технической документации труба водопровода пролегает под дорожным полотном, в связи с чем демонтаж и замена трубы обуславливают необходимость вскрытия дорожного полотна. Тем временем работы по вскрытию и восстановлению дорожного полотна не предусмотрены ни сметой, ни технической документацией. Кроме того, производство указанных работ требует согласования компетентных органов и собственника земельного участка.
Указал, что Подрядчик уведомил Заказчика о приостановке работ в соответствующей части до корректировки сметного расчета и получения требуемого технического решения относительно способа выполнения указанных работ, однако препятствия для выполнения работ не устранены. К участку выполнения работ прилегают линии электропередачи и земельные участки, находящиеся в частной собственности третьих лиц, в связи с чем выполнение указанной части работ без вскрытия дорожного полотна требует письменного согласования со стороны ресурсоснабжающей организации и собственников прилегающих земельных участков. В подтверждение указанных обстоятельств прилагает видеоматериалы.
Пояснил, что предложенный инициативной группой маршрут не учитывает ни ширины земельного участка, ни габаритных параметров применяемой строительной техники, потому является заведомо технически неисполнимым.
Отметил, что по состоянию на 03.08.2023 г. Подрядчик выполнил работы на сумму 894 657.86 руб., что подтверждается актом приемки выполненных работ (КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ (КС-3), размещенными в ЕИС. Кроме того, помимо предусмотренных сметой Контракта работ, были выполнены дополнительные работы. Таким образом, фактически были выполнены работы, эквивалентные 93,85% от предусмотренного Контрактом объема. Просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители Заказчика пояснили, что на дату расторжения контракта работы Подрядчиком выполнены частично, акты выполненных работ размещены в ЕИС, не получено заключение строительного контроля, в связи с чем работы Заказчиком не приняты. Вопросы и сложности, возникшие в ходе работ, по мнению Заказчика, разрешимы. Решение о маршруте проведения земляных работ было выработано и доведено до Подрядчика на встрече с инициативной группой при участии представителя строительного контроля. Заказчик также рассматривает возможность внесения изменений в заключенный контракт при необходимости. Срок выполнения работ, установленный контрактом до 01.10.2023, еще не исчерпан. Доводы подрядчика о невозможности дальнейшего выполнения работ, по мнению Заказчика, не имеют достаточных оснований.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
07.04.2023 г. между Заказчиком и индивидуальным предпринимателем был заключен Контракт на выполнение работ по капитальному ремонту наружных сетей водопровода дер.Средние Шуни Вятскополянского района Кировской области "Чистая вода-5" на общую сумму 953 325,46 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту наружных сетей водопровода дер.Средние Шуни Вятскополянского района Кировской области "Чистая вода-5" в соответствии со сметным расчетом, являющимся Приложением 1 к Контракту, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы.
Начало выполнения работ - не позднее 01.06.2023. Окончание выполнения работ -до 01.10.2023 (п. 4.2, 4.3 Контракта).
В силу п. 6.1 Контракта Подрядчик в соответствии с условиями Контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств (работ), в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, и к установленному контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения работ, предусмотренных Контрактом.
Письмом от 11.07.2023 г. Подрядчик уведомил Заказчика о несоответствии фактических объемов работ проектно-сметной документации, поскольку заложенная в проекте труба расположена под дорожным полотном, демонтаж и замена которого требованиями Контракта не предусмотрена. Кроме того, сообщает о невозможности отхода от дорожного полотна, поскольку на участке прокладки трубы прилегают линии электропередач и территория, находящаяся в частной собственности. Просит дать письменное техническое решение о способе выполнения работ и скорректировать сметную документацию. До получения указанной информации уведомляет о приостановлении работ.
В ответ на данное письмо Заказчик письмом N 2415-02-26 сообщил, что при выезде на объект зафиксировано частичное выполнение работ. По причине того, что Заказчик не располагает точными схемами подземных инженерных коммуникаций, привязанных к местности, на участке производства работ по ул. Школьной, с Подрядчиком неоднократно проводились встречи, на последней встрече 19.07.2023 года было выработано решение о маршруте проведения земляных работ. При данном варианте не потребуется нарушение дорожного полотна проезжей части, демонтаж существующего водопровода и не будет увеличен физический объем работ.
Подрядчик письмом от 25.07.2023 г. сообщил Заказчику о невозможности отхода от дорожного полотна, поскольку на участке прокладки трубы прилегают линии электропередач и территория, находящаяся в частной собственности.
Письмом от 28.07.2023 г. N2522-02-26 Заказчик вновь сообщает Подрядчику, что альтернативный маршрут был разработан на месте проведения работ в присутствии представителей Заказчика, инициативной группы жителей Средние Шуни и ресурсоснабжающей организации 19.07.2023 г.
Согласно п. 9.4 Контракта он может быть расторгнут по соглашению Сторон, в судебном порядке, в порядке одностороннего отказа любой из Сторон от исполнения Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1статьи 716 ГК РФ установлено, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с п. 3 ст. 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328). Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 1,2 ст. 719 ГК РФ).
Согласно ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с непредоставлением технического решения о проведении работ без вскрытия дорожного полотна, Подрядчиком на основании ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 3 ст. 716 ГК РФ, п. 2 ст. 719 ГК РФ, 03.08.2023 года было принято решение об одностороннем расторжении контракта. Подрядчик реализовал свое право на односторонний отказ от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Заказчиком 03.08.2023 года в 08 ч. 11 мин. Таким образом, датой надлежащего уведомления Подрядчиком Заказчика является 03.08.2023 года.
Согласно информации из ЕИС 13.08.2023 г. Подрядчиком сформирован, подписан и отправлен Заказчику документ о приемке выполненных работ на общую сумму 894 657,86 руб. (с учетом выполненных дополнительных работ).
Письмом от 11.08.2023 г. N 2682-02-26 Заказчик сообщает, что выполненные Подрядчиком работы необходимо согласовать со строительным контролем, акты по дополнительным работам не принимаются Заказчиком к рассмотрению, поскольку выполнение этих работ не согласовано сторонами.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 21 статьи 95 Закона вступило в законную силу 15.08.2023 г.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 16.08.2023 г.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Пунктом 15 Порядка установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Довод Подрядчика о расположении на участке по ул. Школьная от д. 14 до д. 27 трубопровода под дорожным полотном подтверждается пояснениями Заказчика и представленными индивидуальным предпринимателем видеоматериалами. При этом демонтаж и замена дорожного покрытия условиями локально-сметного расчета не предусмотрены.
Довод Заказчика о возможности выполнения работ по альтернативному маршруту, который был согласован 19.07.2023 г. не подтверждается представленными в материалы дела документами и пояснениями. В письме N 2415-02-26 Заказчик сообщает Подрядчику, что не располагает точными схемами подземных инженерных коммуникаций, привязанных к местности. Представитель Подрядчика сообщает о прохождении по альтернативному маршруту коммуникационных сетей и частных земельных участков, что делает невозможным выполнение работ, в подтверждение своих доводов также ссылается на видеоматериалы. Вместе с тем, обратного Заказчиком не доказано.
Кроме того, работы Подрядчиком частично были выполнены. Локально-сметным расчетом NЛС-02-01-01 предусмотрен капитальный ремонт нескольких участков, а именно: водопровод по ул.Школьная от д.14 до д.27 (300 м), от ул. Советская д. 14 до ул. Ленина д. 38 (240 м), от ул. Ленина д. 26 до ул. Мира д.11 (100 м), от ул. Ленина от д. 33 до д. 38 (250 м). Согласно пояснениям Заказчика, Подрядчиком выполнены работы на всех участках, кроме спорного участка по ул.Школьная от д.14 до д.27 (в процентном соотношении спорный участок составляет 33.71% от общей длины ремонтируемых участков).
Частичное выполнение работ, извещение Заказчика об обстоятельствах, влияющих на ход выполнения работ и приостановка выполнения работ в спорной части, подтверждают добросовестность индивидуального предпринимателя.
В рассматриваемом случае фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства свидетельствуют о наличии у Подрядчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта, что, в свою очередь, является основанием для отказа во включении информации об ИП ДС. в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрацией Вятскополянского района Кировской области о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ИП ДС. в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту наружных сетей водопровода дер.Средние Шуни Вятскополянского района Кировской области "Чистая вода-5" (извещение N 0140300014923000006), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 22 августа 2023 г. N 043/10/104-873/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2023