Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Воронежской области "Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова" Смикалова Р.А. (доверенность от 10.07.2023 года N 01-12/1775),
индивидуального предпринимателя Анисимова Василия Александровича Николау Р.А. (доверенность от 26.12.2022 года),
рассмотрев обращение заказчика - государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Воронежской области "Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова" (ВИРО им. Н.Ф. Бунакова) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Анисимове Василии Александровиче (ИП Анисимов В.А.) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона: Приобретение системных блоков для создания и функционирования центров цифрового образования "IT-куб", в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (извещение N 0131200001023001660) (ИКЗ: 232366616266636660100100490022620244),
у с т а н о в и л а :
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) приняло к рассмотрению обращение заказчика - ВИРО им. Н.Ф. Бунакова (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Анисимове Василии Александровиче (далее - поставщик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона: Приобретение системных блоков для создания и функционирования центров цифрового образования "IT-куб", в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (извещение N 0131200001023001660) (ИКЗ: 232366616266636660100100490022620244) (далее - аукцион).
При рассмотрении обращения объявлялся перерыв до 15.08.2023 года.
Ознакомившись с материалами дела, предоставленными доказательствами, пояснениями заказчика, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
14.03.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта -1860000.00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.03.2023 NИЭА1 победителем аукциона признан ИП Анисимов В.А.(идентификационный номер заявки - 113808082).
07.04.2023 года между ВИРО им. Н.Ф. Бунакова и ИП Анисимовым В.А. заключен контракт N0131200001023001660: Приобретение системных блоков для создания и функционирования центров цифрового образования "IT-куб", в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование"
Цена контракта - 1 450 800.00 руб.
В соответствии с пунктом 1 контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить системные блоки (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (Приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
В соответствии с п.3.1 контракта 3.1. Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику: ГБПОУ ВО "ВГПГК имени В.М. Пескова" 394036, город Воронеж, проспект Революции, дом 20 (далее - место доставки).
Срок поставки: в течение 90 календарных дней с даты заключения Контракта.
В соответствии с п. 12.2 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
26.07.2023 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта, а именно: товар поставлен не был.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушение условий контракта не устранено.
Контракт считается расторгнутым - 07.08.2023 года.
На рассмотрении обращения представитель поставщика пояснил, что с включением сведений об ИП Анисимове В.А. в реестр недобросовестных поставщиков не согласен, так как данный контракт является неисполнимым по следующему основанию. На момент подачи заявки на участие в аукционе согласно выписке из реестра российской промышленной продукции реестровая запись 2795/1/2021 в отношении поставляемого товара была внесена в реестр 07.10.2021 года сроком до 31.03.2023 года. На стадии исполнения контракта выяснилось, что изготовитель продукции не обратился за продлением реестровой записи в Минпромторг России. Вместе с тем, поставка товара, являющегося предметом контракта, сведения о котором не включены в реестр российской промышленной продукции, запрещена на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616. В этой связи, 18.05.2023 года поставщиком направлено письмо заказчику с информацией о том, что поставка оборудования невозможна и просьбой рассмотреть возможность расторжения контракта по соглашению сторон. На письмо от 18.05.2023 года от заказчика поступил ответ N01-12/1445 от 30.05.2023 года с отказом от расторжения контракта по соглашению сторон. Таким образом, ИП Анисимовым В.А. не исполнен контракт по независящим от него обстоятельствам, а именно: отсутствием на рынке требуемого заказчику товара, сведения о котором включены в реестр российской промышленной продукции.
Статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрен порядок одностороннего расторжения контракта.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
На основании ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Как установлено при рассмотрении обращения, объект закупки - приобретение системных блоков для создания и функционирования центров цифрового образования "IT-куб", в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".
В соответствии с извещением о проведении аукциона в отношении закупаемого установлен запрет на допуск товара в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ N 616 от 30.04.2020).
На основании пунктов 1 и 2 Постановления Правительства РФ N 616 от 30.04.2020 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению, в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ N 616 от 30.04.2020 (в редакции действующей на момент проведения электронного аукциона) в целях реализации названного постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ N 616 от 30.04.2020 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным названным постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
- в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
- в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий).
Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Согласно первому абзацу пункта 10(3) Постановления Правительства РФ N 616 от 30.04.2020 при исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 соответственно.
Как установлено материалами дела, в соответствии с п.3.1 контракта срок поставки: в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта, то есть - не позднее 07.07. 2023 года.
В указанный срок товар поставлен не был.
18.05.2023 года поставщик направил в адрес заказчика письмо с информацией об отсутствии возможности поставить товар и просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Письмом от 30.05.2023 года N01-12/1445 заказчик ответил отказом от расторжения контракта по соглашению сторон в связи с тем, что потребность в поставляемом товаре не отпала.
Заказчик направил в адрес поставщика претензии от 07.07. 2023 года N01-12/1771, от 17.07.2023 года N01-12/1848 с требованиями осуществить поставку товара в соответствии с условиями контракта. Товар поставлен не был.
Изучив заявку на участие в аукционе ИП Анисимова В.А., Комиссия Воронежского УФАС России установила, что последний предложил к поставке системные блоки, сведения о которых содержались в реестре российской промышленной продукции (реестровая запись N 2795\1\2021), производства ООО "Айсиэл Техно". Машины вычислительные персональные ПЭВМ RAY модели В102. Заключение (основание для включения продукции в реестр) выдано со сроком действия 31.03.2023.
По истечению срока действия запись в отношении продукции, на которую выдано заключение, из реестра российской промышленной продукции исключена.
Пунктом 26 Правил выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719, предусмотрено, что по истечении срока действия заключения или в случае отзыва заключения Минпромторг России исключает промышленную продукцию, на которую выдано заключение, из реестра российской промышленной продукции.
При указанных обстоятельствах поставщик при участии в аукционе с должной степенью осмотрительности должен был предполагать, что предложенный им товар на момент исполнения контракта может быть исключен из реестра российской промышленной продукции ввиду истечения срока действия заключения.
Довод поставщика о том, что невозможность поставки товара обусловлена действиями изготовителя, не обратившегося за продлением реестровой записи в Минпромторг является несостоятельным, поскольку такое обращение для изготовителя является добровольным.
В силу ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск, поэтому неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности и инициативности при ведении предпринимательской деятельности и при вступлении в отношения по выполнению работ и оказанию услуг для государственных нужд ложатся на самого участника закупки.
Подавая заявку на участие в аукционе, поставщик согласился с условием о представлении на стадии исполнения контракта документов, подтверждающих страну происхождения товара.
Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в закупке и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия
То обстоятельство, что поставщик не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для заключения государственного контракта, свидетельствует об его недобросовестности.
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений.
Также Комиссия Воронежского УФАС России отмечает следующее. Как было указано выше, согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ N 616 от 30.04.2020 (в редакции действующей на момент проведения электронного аукциона) для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным названным постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке: в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня).
Соответствующие положения содержит извещение о проведении аукциона (Приложение N 4 к извещению Требования к участникам закупки, содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению).
Таким образом, на момент передачи товара запись о поставляемом товаре должна находиться в реестре российской промышленной продукции или едином реестре российской радиоэлектронной продукции.
Ознакомившись с информацией, размещенной в едином реестре российской радиоэлектронной продукции Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что на период поставки товара в едином реестре российской радиоэлектронной продукции имелась запись: 1161690055075 - Машины вычислительные электронные персональные ПЭВМ Ray модели B102.
Таким образом, довод заявителя о том, что контракт не исполнен по независящим от него обстоятельствам, а именно: отсутствием на рынке требуемого заказчику товара, сведения о котором включены в соответствующие реестры, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 616, не состоятелен.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании изложенного, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об индивидуальном предпринимателе Анисимове Василии Александровиче (ИНН: 781419243324).
Резолютивная часть решения объявлена: 15.08.2023 года.
В полном объеме решение изготовлено: 18.08.2023 года.
Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Анисимове Василии Александровиче считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 15 августа 2023 г. N 036/06/104-1278/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2023