Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное департаментом строительства Администрации города Омска (далее -Департамент, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "Хатман Групп" (15.05.2023 деятельность юридического лица прекращена, путем реорганизации в форме преобразования создано акционерное общество "Хатман Групп") (далее - АО "Хатман Групп", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 22-2022/ЕК от 25.11.2022 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, выполнение работ по реконструкции на объекте "Реконструкция троллейбусного депо по улице Ватутина" (Реестровый номер 33.1386.22)" (извещение N 0152300011922001373) (далее - электронный аукцион, аукцион), размещенной департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган),
в отсутствие представителя уполномоченного органа, в извещении которого предприняты необходимые меры,
в присутствии представителей:
подрядчика - "_" (доверенность от 15.08.2023), "_" (доверенность от 15.08.2023),
заказчика - "_" (доверенность N Исх-ДС/2545 от 17.08.2023), "_" (доверенность N Исх-ДС/2543 от 17.08.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. Изначально в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 10.08.2023 было представлено (вх. N 7361-ЭП/23) обращение о включении информации о подрядчике в Реестр.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), Департаменту в этот же день направлено уведомление о несоответствии обращения о включении информации об обществе в Реестр.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 10 Правил, частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) заказчиком повторно 10.08.2023 в Омское УФАС России было направлено (вх. N 7387-ЭП/23) (зарегистрировано антимонопольным органом 11.08.2023) обращение о включении информации об АО "Хатман Групп" в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 25.10.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 300070445 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 10.11.2022 ценовые предложения были поданы двумя участниками закупки, лучшее ценовое предложение в размере 295569388,31 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 112958478 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов электронного аукциона от 14.11.2022 свидетельствует о том, что победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (АО "Хатман Групп").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 25.11.2022 между Департаментом и АО "Хатман Групп" был заключен контракт с ценой 295569388,31 руб.
28.07.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N Исх-ДС/2249) в связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно решению причиной расторжения контракта явилось следующее: "По состоянию на 28.07.2023 проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий Муниципальному заказчику не предоставлена".
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 08.08.2023, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об акционерном обществе "Хатман Групп" не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1.1 предметом контракта выступало следующее:
"Генподрядчик обязуется по заданию Муниципального заказчика в установленный Контрактом и Графиком исполнения контракта и цены этапов исполнения Контракта (Приложение N 2 к Контракту) срок выполнить работы по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, выполнить работы по реконструкции Объекта (далее - Работы), в том числе:
Выполнить работы по подготовке проектной документации и выполнить инженерные изыскания для реконструкции Объекта, разработать рабочую документацию (далее - проектно-изыскательские работы), в соответствии с Заданием на проектирование объекта капитального строительства "Реконструкция троллейбусного депо по улице Ватутина" (далее - Задание на проектирование) (Приложение N 3 к Контракту).
Результатом выполненных проектно-изыскательских работ являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых согласований проектной документации, а также разработанная рабочая документация (далее - Документация).
Выполнить работы по реконструкции Объекта в соответствии и в объеме, определенном проектной и рабочей документациями, разработанными в соответствии с пунктом 1.1.1 Контракта, а также иной технической документацией, предусмотренной Контрактом, в сроки, предусмотренные Контрактом и Графиком выполнения строительно-монтажных работ, разработанный в соответствии с проектной документацией, согласно форме, установленной Приложением N 5 к Контракту.
Результатом выполненной работы по реконструкции Объекта является реконструированный Объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии реконструированного Объекта требованиям проектной документации, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Статьей 758 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
Извещением об осуществлении закупки были определены даты начала и окончания исполнения контракта: с даты заключения контракта и 29.12.2023, соответственно.
Информация о сроках выполнения работ содержалась в пункте 3.1 заключенного сторонами контракта: "начало выполнения Работ - в течение 5 (пяти) календарных дней с даты заключения Контракта, окончание выполнения Работ - не позднее 15.12.2023 в соответствии с Графиком исполнения Контракта и цены этапов исполнения Контракта (Приложение N 2 к Контракту)".
Согласно пункту 3.2 контракта сроки выполнения проектно-изыскательских работ определены в графике выполнения проектно-изыскательских работ (Приложение N 4 к контракту).
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 2 к контракту мероприятия по выполнению инженерных изысканий определены периодом: в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения контракта по 09.01.2023.
С 09.01.2023 по 19.04.2023 подрядчик обязуется выполнить проектные работы.
Прохождение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий осуществляется подрядчиком в период с 01.03.2023 по 18.04.2023 (пункт 3 Приложения N 2 к контракту).
В соответствии с пунктом 5 Приложения N 4 к контракту предоставление подрядчиком проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий заказчику осуществляется не позднее 19.04.2023.
Сроки разработки рабочей документации: 19.04.2023-15.12.2023 (пункт 3 Приложения N 2 к контракту, пункт 6 приложения N 4 к контракту).
Выполнение работ по строительству объекта согласно контракту запланировано в период с 27.04.2023 по 15.12.2023 (пункт 3 Приложения N 2 к контракту).
Разделом 4 контракта определены права и обязанности сторон.
В силу пунктов 4.4.1.5 и 4.4.1.6 контракта подрядчик обязан направить от имени заказчика проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу и обеспечить получение в соответствии с графиком выполнения проектно-изыскательских работ (приложение N 4 к контракту) положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации, подрядчик с учетом пункта 4.4.1.7 контракта обязан устранить замечания и повторно направить откорректированную проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий для получения положительного заключения экспертизы. Продление предусмотренных по контракту сроков выполнения проектно-изыскательских работ при проведении повторной экспертизы не допускается. Оплата повторной экспертизы производится за счет подрядчика.
Приемка проектно-изыскательских работ обеспечивается заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (пункт 5.1 контракта).
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктами 1, 2 и 3 статьи 716 ГК РФ регламентировано, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 данной статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 такой статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.9 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
В пункте 12.10 контракта также было закреплено право заказчика отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения от подрядчика убытков в случае если:
- подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
- отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое Департаментом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 28.07.2023 в 16:01 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 3550305358322000045) признается 28.07.2023 в 16:01 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, АО "Хатман Групп" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 29.07.2023 по 07.08.2023 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
В связи с указанными обстоятельствами датой расторжения контракта является 08.08.2023.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Омским УФАС России 11.08.2023 по адресу электронной почты подрядчика: hatman@hatman-group.ru, содержащемуся в контракте, было направлено (исх. N ЗА/4877/23) уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 16.08.2023 письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр с приложением подтверждающих документов, в том числе доказательства принятия мер, направленных на устранение нарушений условий контракта, в период с 29.07.2023 по 07.08.2023. Данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 18.08.2023 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России были представлены (вх. NN 7530-ЭП/23, 7542-ЭП/23 от 16.08.2023) пояснения по вышеизложенным фактам, в которых общество выражает несогласие принятому Департаментом решению об одностороннем отказе от исполнения контракта, причины нарушения срока выполнения работ связывает с неоказанием содействия при исполнении обязательств по контракту со стороны заказчика, некорректностью технической документации.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с АО "Хатман Групп" в рамках исполнения контракта, документальные доказательства ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
Так, заказчиком фактически в материалы дела были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что подрядчиком обязательства по контракту были выполнены ненадлежащим образом, а равно не соответствовали требованиям специального законодательства, которые предъявляются к таким работам.
В соответствии с выводами отрицательного заключения государственной экспертизы от 28.07.2023 N 55-1-2-3-043935-2023 (экспертной организацией выступало автономное учреждение Омской области "Государственная экспертиза Омской области") сметная стоимость объекта капитального строительства подрядчиком определена недостоверно.
Также согласно общим выводам экспертизы:
- результаты инженерных изысканий не соответствуют требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям,
- проектная документация не соответствует требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям.
Кроме того, в заключении экспертизы указано:
- на несоответствие инженерных изысканий требованиям Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", СП 47.13330.2016. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96;
- на несоответствие технической части проектной документации требованиям Градостроительного кодекса Российский Федерации, Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", ГОСТ Р 21.101-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" и требованиям иных технических регламентов;
- на несоответствие расчетов, содержащихся в сметной документации, утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией требованиям постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", приказа Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр "Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации", приказа Минстроя России от 08.08.2022 N 648/пр "Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства с применением федеральных единичных расценок и их отдельных составляющих".
О ненадлежащим исполнении обязательств по контракту свидетельствуют также неоднократно направленные в адрес подрядчика требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (Исх-ДС/1500 от 23.05.2023, Исх-ДС/1789 от 16.06.2023, Исх-ДС/2212 26.07.2023).
Вместе с тем общество, выявив наличие недостатков в задании на проектирование и исходных данных, на которые ссылается как на невозможность выполнения работ в изначально запланированном объеме и в сроки, установленные контрактом, а также то, что выполнение работ в предусмотренном сторонами варианте невозможно, уведомление о приостановлении выполнения работ в порядке статьи 716 ГК РФ и во исполнение требований норм 719 и 743 ГК РФ не заявляло.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях подрядчика направленность на несоблюдение условий контракта и наличие фактов недобросовестности при исполнении контракта.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что ненадлежащее исполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывал Департамент при заключении контракта.
С учетом указанного Комиссия не может согласиться с доводами подрядчика о том, что у заказчика отсутствовали основания для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Изложенные обстоятельства, напротив, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
При этом обществом в материалы дела были представлены доказательства устранения в 10-дневный срок, установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (то есть в период с 29.07.2023 по 07.08.2023), нарушений, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, представителями подрядчика на заседании Комиссии при рассмотрении настоящего обращения заказчика было указано на то, что 28.07.2023 во исполнение пункта 4.4.1.6 контракта была повторно направлена откорректированная проектная документация и результаты инженерных изысканий для получения положительного заключения экспертизы (что подтверждается скриншотом из личного кабинета АО "Хатман Групп" в Единой цифровой платформе экспертизы).
Однако в прохождении соответствующей экспертизы для целей устранения нарушений условий контракта было отказано, причиной такого отказа послужил отзыв Департаментом доверенности, позволявшей обществу от имени заказчика осуществлять действия, связанные с получением заключения экспертной организации.
Вышеприведенные обстоятельства представителями Департамента на заседании Комиссии подтверждены, а также представлено письмо о признании недействительной доверенности, направленное (исх. N ИСХ-ДС/2276 от 31.07.2023) как в адрес автономного учреждения Омской области "Государственная экспертиза Омской области", так и подрядчика.
Вместе с тем к пояснениям представителей заказчика о том, что повторное проведение государственной экспертизы привело бы к затягиванию исполнения обязательств по контракту, невозможности осуществления работ по реконструкции в зимний период и, как следствие, невозможности его исполнения к определенному в нем сроку, Комиссия относится критически.
Выводы Департамента в данном случае являются предположением, правового значения не имеют, поскольку противопоставляются императивным требованиям части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
АО "Хатман Групп" в любой из дней (в том числе в последний) десятидневного срока могло устранить нарушения условий контракта, что повлекло бы отмену заказчиком не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Изложенное выше соответствует судебной практике по делам N А46-5212/2023, N А46-685/2018, N А46-3622/2019, N А75-17511/2018.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об АО "Хатман Групп" не подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об акционерном обществе "Хатман Групп": 141402, Московская область, г. Химки, ул. Ленинградская, д. 1, к. д, помещ. 27, ИНН 5047276074, КПП 504701001;
- о генеральном директоре и единственном акционере акционерного общества "Хатман Групп" "_", ИНН 504708632618.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18 августа 2023 г. N 055/10/104-914/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2023