Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
<_>,
<_>,
рассмотрев обращение, направленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Центр медицинской реабилитации" (далее - заказчик, БУЗОО "Центр медицинской реабилитации", учреждение) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Омскстройрегионсервис" (далее - общество, подрядчик, ООО "Омскстройрегионсервис") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом подрядчика от исполнения контракта N 23-049, заключенного 16.06.2023 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту кровли с устройством скатной кровли 2-х и 3-х этажного здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Андрианова, д. 20 (Реестровый номер 23.33.0852)" (извещение N 0152200004723000798) (далее соответственно - аукцион, закупка, контракт), размещенной Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - <_>,
уполномоченного органа - <_>
общества - <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 7517-ЭП/23 от 15.08.2023) обращение о включении информации о подрядчике в реестр и решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 24.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 2838778,80 руб. (идентификационный код закупки 232550110242955010100100440014120243).
Протокол подачи ценовых предложений от 01.06.2023 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы двумя участниками, лучшее ценовое предложение подано участником закупки с идентификационным номером заявки 37 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.06.2023 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона.
Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 37, ООО "Омскстройрегионсервис".
16.06.2023 между заказчиком и ООО "Омскстройрегионсервис" заключен контракт N 23-049 с ценой 2824584,91 руб. (номер реестровой записи контракта 2550110242923000038).
01.08.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 14.08.2023, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Омскстройрегионсервис" подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с пунктом 5 части 2 указанной нормы извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа проект контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Пунктом 1.4 проекта контракта электронного документа "Проект контракта", включенного в состав извещения об осуществлении закупки, установлены следующие сроки: начало срока выполнения работ - дата заключения настоящего контракта, окончание срока выполнения 31 августа 2023 года.
Аналогичная вышеприведенной информация о сроке выполнения работ содержалась в пункте 1.4 заключенного контракта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Также пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.
Пунктами 1.1, 1.2 и 1.3 контракта предусмотрено следующее:
"1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить предусмотренные рабочей документацией (далее - проектная документация) работы по капитальному ремонту кровли с устройством скатной кровли 2-х и 3-х этажного здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Андрианова, д. 20 (далее соответственно - работы, объект) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом.
1.2. Работы по настоящему контракту, если иное не предусмотрено настоящим контрактом, выполняются Подрядчиком, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ; (Приложение N 1 к настоящему контракту).
1.3. Место выполнения работ: г. Омск, ул. Андрианова д. 20".
Приложением N 2 к контракту является смета контракта.
Разделом 7 контракта определены права и обязанности сторон.
В соответствии с подпунктом 7.2 контракта заказчик обязан оказывать подрядчику содействие в выполнении работ в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.
В силу подпункта 7.4.1 пункта 7.4 контракта подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с проектной документацией, требованиями законодательства Российской Федерации, условиями настоящего контракта, а также в соответствии с требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
Согласно подпункту 7.4.7 пункта 7.4 контракта подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ;
- иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят ухудшением качества результатов выполненных работ, либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с подпунктами 7.4.9, 7.4.16 пункта 7.4 контракта подрядчик обязан:
"7.4.9. Сдать результат выполненных работ Заказчику в порядке и срок, установленный настоящим контрактом.
7.4.16. Представлять на утверждение Заказчику сметы на непредвиденные затраты, возникшие в ходе выполнения работ. Сметы на непредвиденные затраты разрабатываются Подрядчиком за свой счет, расходы на разработку смет возмещению Заказчиком не подлежат".
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктами 1, 2 и 3 статьи 716 ГК РФ регламентировано, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 данной статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 такой статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.7 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны настоящего контракта от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Также в силу подпунктов 7.1.1, 7.1.6, 7.1.7 пункта 7.1 контракта предусмотрено право заказчика:
"7.1.1. требовать от подрядчика:
7.1.1.1. надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта;
7.1.1.2. представления любой информации и надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных настоящим контрактом, в том числе на используемые при выполнении работ товары (материалы);
7.1.1.3. своевременного устранения выявленных недостатков и (или) дефектов выполненных работ.
7.1.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
7.1.7. Отказаться от исполнения настоящего контракта и потребовать возмещения убытков если:
7.1.7.1. подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
7.1.7.2. отступления в работе от условий настоящего контракта и иные недостатки и (или) дефекты результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми".
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 01.08.2023 было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС в 11:22 час. (МСК).
Информация, размещенная в ЕИС, свидетельствует о том, что в это же время подрядчик был надлежаще уведомлен о принятом заказчиком решении.
Следовательно, в период со 02.08.2023 по 11.08.2023 подрядчик имел возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На официальном сайте ЕИС указана информация о дате расторжения контракта "14.08.2023", информация о расторжении контракта размещена 14.08.2023.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Омским УФАС России 16.08.2023 по адресу электронной почты подрядчика: osrs16@mail.ru, torgiorss@yandex.ru, содержащемуся в контракте, было направлено (исх. N АЛ/4945/23) уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 18.08.2023 письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 22.08.2023 в 12 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России обществом представлены (вх. N 7733-ЭП/23 от 21.08.2023, вх. N 7751-ЭП/23 от 22.08.2023) письменные пояснения и дополнения к ним, содержание которых сводилось к тому, что общество не согласно с принятым заказчиком решением об одностороннем отказе от исполнения контракта, так как подрядчик имел намерение исполнить контракт и не уклонялся от его исполнения.
Обществом указано, что ООО "Омскстройрегионсервис", приступив к исполнению контракта при фактических замерах кровли обнаружило дополнительные объемы и виды работ, не учтенные в локальном сметном расчете, в связи с чем общество для дальнейшего составления и подписания дополнительного соглашения к контракту просило заказчика создать комиссию для подтверждения и подписания акта о превышении объемов работ, утвержденных в локальном сметном расчете.
Получив ответ заказчика по созданию комиссии по фиксированию факта превышения объемов работ по объекту, обществом в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 55 от 06.07.2023) о приостановлении в соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации всех видов работ по контракту до того момента пока не решится вопрос с созданием комиссии, подписанием дополнительного соглашения к контракту или принятием иного решения.
10.07.2023 представителями заказчика совместно с представителями казенного учреждения Омской области "Дирекция здравоохранения" и ООО "Омскстройрегионсервис" было проведено совещание по вопросу несоответствия объемов работ, указанных в локальном сметном расчете фактическому объему работ, по результатам которого подрядчиком составлен протокол и передан для подписания заказчику.
В пояснениях обществом, в частности указано: "Установлено уклонение Заказчиком от подписания протокола, не представлены доводы относительно обстоятельств, препятствующих исполнению контракта, отраженных в протоколе, не предложены технические решения о преодолении препятствий исполнения обязательств.
Подрядчик сообщил о необходимости подписания протокола совещания и принятия мер по устранению отмеченных в протоколе недочетов в кротчайшие сроки.
Признать сметную документацию, прилагаемую к контракту N 23-049 от 16.06.2023 г. как надлежащую документацию для Подрядчика не представляется возможным.
В связи с вышеуказанным, несмотря на действия Подрядчика, направленные на надлежащее исполнение контракта, усматривается неисполнение Заказчиком своих обязанностей, выраженных, в том числе в предоставлении полной документации ООО "Омскстройрегионсервис"".
Из пояснений общества следует, что при осмотре кровли здания установлено, что были некорректно составлены сметы (заложена кирпичная кладка - кирпичом 1,5 которого сейчас нет в наличии у продавцов г. Омска, а при замене его на обычный кирпич идет увеличение кубатуры раствора и количества кирпичей); необходимо инструментальное обследование кладки несущей стены в месте устройства сливного желоба кровли: не учтены работы по изготовлению и устройству ендов.
Общество указывает, что вместо исполнения обязательств по предоставлению полной документации подрядчику (сметы, соответствующей фактическим объемам работ) заказчик направил в адрес общества претензии о нарушении сроков исполнения контракта.
Подрядчик полагает указанные действия заказчика недобросовестными, которые привели к необоснованному затягиванию обществом сроков исполнения контракта.
К пояснениям обществом представлены копии писем между заказчиком и ООО "Омскстройрегионсервис".
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с ООО "Омскстройрегионсервис" в рамках исполнения контракта, документальные доказательства неисполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, свидетельствуют о следующем.
28.06.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 51), согласно которому общество сообщило, что при фактических замерах кровли обнаружились дополнительные объемы и виды работ, которые не отражены в локальном сметном расчете (приложение N 2 к контракту). Общество просило заказчика создать комиссию для подтверждения данного факта и подписания акта о превышении объемов работ с целью заключения в последующем дополнительного соглашения к контракту.
На указанное письмо заказчиком дан ответ подрядчику (исх. N 220 от 04.07.2023), в котором учреждение сообщило об отсутствии у заказчика специалистов, разбирающихся в кровельных работах, в связи с чем, им сделан запрос в казенное учреждение Омской области "Дирекция по обслуживанию государственной системы здравоохранения Омской области" для приглашения специалиста.
06.07.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. N 225), в котором учреждение просило общество не нарушать сроки выполнения работ и незамедлительно приступить к выполнению работ, предусмотренных контрактном, поскольку нарушение данных сроков в дальнейшем может привести к нарушению сроков окончания выполнения работ.
Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 55 от 06.07.2023) в котором общество сообщило о приостановке всех видов работ по объекту (приобретение и поставка материалов, перебазировка работников организации) в соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации. Общество указало, что работы будут продолжены и увеличены на тот период времени пока не решится вопрос с созданием комиссии, заключением дополнительного соглашения к контракту или принятием иного решения.
На указанное письмо подрядчика о приостановке работ по контракту заказчиком в адрес общества направлено письмо (исх. N 228 от 07.07.2023), в котором указано, что предварительно специалиста казенного учреждения Омской области "Дирекция по обслуживанию государственной системы здравоохранения Омской области", разбирающегося в кровельных работах, направят в БУЗОО "Центр медицинской реабилитации" 10.07.2023, о чем общество будет проинформировано по телефону.
В связи с тем, что предполагаемый увеличенный объем работ подрядчиком зафиксирован 28.06.2023 на основании пункта 7.4.16 контракта заказчик просил в кратчайшие сроки, либо на момент собрания комиссии представить на утверждение заказчику сметы на непредвиденные затраты, возникшие в ходе выполнения работ.
12.07.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия (исх. N 236) согласно которой учреждение просило общество не нарушать сроки выполнения работ и незамедлительно приступить к выполнению работ.
В материалы дела заказчиком представлено письмо казенного учреждения Омской области "Дирекция по обслуживанию государственной системы здравоохранения Омской области" (исх. N 804 от 12.07.2023), направленное в адрес заказчика следующего содержания:
"В ответ на Ваше письмо от 03 июля 2023 года N 218 проведено совещание с участием представителей подрядной организации по проведению капитального ремонта с устройством скатной кровли 2-х и 3-х этажного здания БУЗОО "Центр медицинской реабилитации", расположенного по адресу: г. Омск, ул. Андрианова, д. 20.
В настоящее время представители подрядной организации не приступили к выполнению работ, ссылаясь на дополнительные работы не предусмотренные условиями контракта. Виды и объемы дополнительных видов работ в полном объеме не обозначены.
В результате совещания принято решение, что подрядной организации необходимо приступить к исполнению контракта. В связи с сомнением подрядной организации о возможности заказчика оплатить дополнительные виды работ, рекомендовано выполнять работы поэтапно, т.к. общий объем ремонта кровли состоит 3-х участков кровли, для своевременной фиксации дополнительных видов работ и определения их стоимости".
В связи с указанным, 18.07.2023, 19.07.2023 и 21.07.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлены претензии (исх. N 243, N б/н, N 248 соответственно) о необходимости подрядчика незамедлительно приступить к выполнению работ для того, чтобы в дальнейшем была возможность зафиксировать и определить необходимый объем непредвиденных работ.
20.07.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 58), в котором общество просило заказчика подписать протокол совещания и принять меры по устранению отмеченных в протоколе недочетов.
На указанное письмо заказчиком в адрес подрядчика направлен ответ (исх. N 25 от 24.07.2023), в котором заказчиком, в частности указано:
"17.07.2023 на электронную почту Заказчика от Подрядчика пришел проект протокола технического совещания от 03.07.2023. В связи с тем, что 03.07.2023 никакого совещания не проводилось, комиссия не могла прийти к выводу о расторжении договора по соглашению сторон. В свою очередь Заказчик направил в адрес Подрядчика очередную претензию по факту нарушения им всех сроков выполнения работ.
К работам согласно Контракта Подрядчик должен был приступить с 16.06.2023, несмотря на этот факт Подрядчик только в конце июня впервые заговорил о том, что при визуальном осмотре кровли возникли какие-то непредвиденные работы (при том факте, что работы им изначально не велись). На требование Заказчика представить сметы на выявленный увеличенный объем работ, как и сам объект работы, согласно так же заключенного Контракта (п. 7.4.16) Подрядчиком не был представлен. Согласно результатам совместной комиссии (10.07.2023), так же было установлено, что Подрядчик должен был приступить к выполнению работ, но так и не приступил".
28.07.2023 заказчиком в адрес подрядчика вновь направлена претензия (исх. N 265) о необходимости подрядчика незамедлительно приступить к выполнению работ по контракту.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости. Основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценивая действия сторон как недобросовестное или добросовестное, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу статьи 750 Гражданского кодекса Российской Федерации, если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий. Сторона, не исполнившая этой обязанности, утрачивает право на возмещение убытков, причиненных тем, что соответствующие препятствия не были устранены.
Расходы стороны, связанные с исполнением обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, подлежат возмещению другой стороной в случаях, когда это предусмотрено договором строительного подряда.
Как было отмечено ранее, подпунктом 7.4.16 пункта 7.4 контракта установлена обязанность подрядчика представлять на утверждение заказчику сметы на непредвиденные затраты, возникшие в ходе выполнения работ. Сметы на непредвиденные затраты разрабатываются подрядчиком за свой счет, расходы на разработку смет возмещению заказчиком не подлежат.
С учетом буквального прочтения указанного положения контракта обязанность по представлению смет на непредвиденные затраты возложена именно на подрядчика, а не на заказчика, как ошибочно полагает общество.
Следует отметить, что обществом, не приступившим к выполнению работ, изначально при направлении заказчику письма от 28.06.2023 (исх. N 51) не было указано какие именно дополнительные объемы и виды работ были обнаружены им при фактических замерах кровли, не были представлены сметы на возникшие непредвиденные затраты.
Указанные сведения также не были представлены обществом и на письменное требование заказчика от 07.07.2023 (исх. N 228).
С учетом изложенного, доказательств того, что подрядчиком были соблюдены условия подпункта 7.4.16 пункта 7.4 контракта, обществом в материалы дела не представлено.
Устные объяснения представителей общества о том, что соответствующие сметы и (или) перечень обнаруженных недостатков были переданы заказчику лично, документальными доказательствами не подтверждены (по существу устно опровергнуты представителями заказчика), в связи с чем не могут быть приняты Комиссией во внимание.
Более того, доказательств "несоответствия проектно-сметной документации, локального сметного расчета", на которую общество ссылается как на невозможность выполнения работ в изначально запланированном объеме и в сроки, установленные контрактом, а также того, что выполнение работ в предусмотренном сторонами варианте невозможно, ООО "Омскстройрегионсервис" не представлено.
Представленный обществом протокол технического совещания, датированный 03.07.2023, в котором указано, что стороны пришли к выводу "расторгнуть контракт" не может быть принят Комиссией к оценке, поскольку в данном документе отсутствуют подписи представителей сторон, при этом само совещание (как следует из объяснений представителей) проводилось 10.07.2023.
В материалах дела имеется письмо казенного учреждения Омской области "Дирекция по обслуживанию государственной системы здравоохранения Омской области" (исх. N 804 от 12.07.2023), из содержания которого, в частности следует, что виды и объемы дополнительных видов работ в полном объеме подрядчиком также не обозначены. В результате совещания принято решение, что подрядной организации необходимо приступить к исполнению контракта.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях подрядчика направленность на несоблюдение условий контракта.
В соответствии с пунктом 12.9 контракта: "Все споры, возникающие в связи с исполнением настоящего контракта, разрешаются Сторонами путем переговоров, а при не достижении согласия - путем направления претензии одной Стороной настоящего контракта другой Стороне. Претензия подлежит рассмотрению и разрешению в течение 10 дней с момента ее получения. При невозможности урегулирования разногласий спор передается на разрешение в Арбитражный суд Омской области в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Комиссия Омского УФАС России отмечает, что при подаче заявки на участие в данной закупке ООО "Омскстройрегионсервис" было выражено безусловное согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных извещением.
Принимая решение об участии в процедуре определения подрядчика, и подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям документации о закупке и действующего законодательства.
Подрядчиком не доказано, что заказчиком были нарушены обязанности по контракту.
Напротив, заказчик оказывал содействие подрядчику для надлежащего исполнения обязательств по контракту (по запросу подрядчика заказчиком приглашался специалист казенного учреждения Омской области "Дирекция по обслуживанию государственной системы здравоохранения Омской области" для совместного осмотра кровли здания; заказчик неоднократно путем направления писем, претензий информировал подрядчика о необходимости исполнения обязательств по контракту, незамедлительно приступить к выполнению работ в целях дальнейшей возможности зафиксировать и определить необходимый объем непредвиденных работ).
Вместе с тем, к выполнению работ, определенных контрактом, в установленный в нем срок обществом не приступило, какие-либо меры по устранению препятствий к надлежащему исполнению контракта не принимались, что свидетельствует о недобросовестном поведении подрядчика.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что неисполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывало БУЗОО "Центр медицинской реабилитации" при заключении контракта.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении подрядчиком обязательств (нарушении начального срока выполнения работ), предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Обществом не представлены доказательства устранения в 10-дневный срок, установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следует также отметить, что финансирование данной закупки осуществляется за счет субсидии на обеспечение мероприятий по обследованию зданий и сооружений на предмет технического состояния и сохранения эксплуатационных свойств, осуществление работ по разработке проектно-сметной документации, капитальному ремонту зданий, сооружений, включая замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения, проведению технического надзора за выполнением работ по капитальному ремонту, проведению текущего ремонта, направленного на поддержание в исправном состоянии зданий, помещений и инженерных коммуникаций учреждений, зданий, помещений и инженерных коммуникаций учреждений, затраты на осуществление которых не включены в нормативные затраты, учитываемые при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания учреждениями.
При этом из содержания представленных заказчиком писем следует, что нарушение подрядчиком сроков выполнения работ по контракту приводит к тому, что БУЗОО "Центр медицинской реабилитации" не успеет исполнить решение Первомайского суда г. Омска по исковому заявлению прокуратуры Советского административного округа г. Омска, согласно которому заказчик обязан осуществить капитальный ремонт крыши до октября 2023 года.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, подрядчик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об обществе с ограниченной ответственностью "Омскстройрегионсервис" подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Омскстройрегионсервис" (ИНН 5501169504, КПП 550701001);
- о генеральном директоре, участнике общества с ограниченной ответственностью "Омскстройрегионсервис" (размер доли 100%) Арояне Мартине Суриковиче (ИНН 550902900848).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
Заместитель председателя Комиссии |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 августа 2023 г. N 055/10/104-928/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2023