Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: "__"- начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: "__"- специалист-эксперт отдела контроля закупок, "__"- специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" о включении сведений об ООО "Белая река" (ИНН 0205007800) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 42860 Шапочка хирургическая (номер извещения в ЕИС - 0813500000122018444),
на заседании комиссии в присутствии: представителя Заказчика БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" - "__" (доверенность от 17.03.2023 N17),(далее - Заказчик),
в отсутствие: представителей ООО "Белая река" (далее - Поставщик), уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
18.11.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении совместного электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 508 635,00 рублей.
28.11.2022- дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.11.2022 NИЭА1 поступила единственная заявка. Победителем по Аукциону признано ООО "Белая река".
09.12.2022 между ООО "Белая река" и БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" был заключен контракт (далее - Контракт).
Цена контракта по совместной закупке 508 635,00 рублей, цена контракта заключенная между ООО "Белая река" и БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" 50 546,00 рублей.
В связи с неисполнением Поставщиком условий контракта Заказчиком 02.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям Поставщика, в первом квартале 2023 года на рынке грузоперевозок произошли изменения, повлекшие рост цен на грузоперевозки на 35%, также увеличилась стоимость полимеров на 15-20%, что влияет на стоимость сырья для производства товара. Таким образом, стоимость производства выросла от 50% до 70%.
Согласно п.2.2 Контракта, срок поставки: в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика.
На почту Заказчика пришло письмо от Поставщика (исх. 20230305) о том, что при исполнении контракта ООО "Белая река" столкнулась с обстоятельствами препятствующими своевременному исполнению контракта, а именно увеличились сроки производства и транспортировки изделий до заказчика. Также Поставщик предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон.
13.02.2023 на адрес Поставщика, Заказчиком была направлена заявка на поставку товара.
24.03.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил Претензию N07-15/657 о том, что заявка от 13.02.2023 не исполнена, товар не поставлен. В связи с чем, Заказчик требует поставить товар в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящей претензии.
13.04.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неоднократным нарушением Поставщиком сроков поставки товара.
19.04.2023 Заказчиком принято решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.04.2023 в связи с тем, что товар по заявке от 13.02.2023 поставлен Поставщиком в полном объеме и принят Заказчиком 18.04.2023 (счет фактуры N00042 от 14.04.2023).
15.05.2023 на адрес Поставщика Заказчиком была направлена заявка на поставку товара.
21.06.2023 Заказчиком в адрес Поставщика направлена Претензия N07-15/1378 о том, что срок по исполнению заявки от 15.05.2023 истек 29.05.2023, в связи с чем, Заказчик требует поставить товар по заявке от 15.05.2023 в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящей претензии.
02.08.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, ООО "Белая река" неоднократно нарушило сроки поставки.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Белая река", выразившемся в следующем.
Поставщиком неоднократно нарушались сроки поставки товара.
В соответствии с пунктом 1 ст.2 ГК РФ предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемая на свой риск.
Таким образом, принимая решение о принятии участия в закупке/подавая заявку на участие в закупке, потенциальные исполнители (поставщики), как субъекты предпринимательской деятельности, предполагающие риск наступления неблагоприятных последствий, должны еще до подачи заявок на участие в закупке выяснить и оценить предпринимательские риски, условия исполнения контракта, требования, предъявляемые к результату работ, и в случае необходимости, заложить данные риски при подаче ценовых предложений.
Кроме того, поставщик по заявке от 13.02.2023 поставил товар 18.04.2023 (товарная накладная N42 от 14.04.2023), таким образом, доводы о повышении цен на производство товара опровергается фактическим поведением поставщика.
Также довод Поставщика о повышении цен на производство не может быть принят во внимание, как обстоятельство объективно препятствующее исполнению контракта. Поскольку в силу пункта 3 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Документов, подтверждающих принятие Поставщиком достаточных мер для своевременного исполнения контракта, а также документов, подтверждающих добросовестность Поставщика, возникновение у него форс-мажорных обязательств, предоставлено не было.
Ненадлежащее исполнение контракта привело к негативным последствиям у Заказчика. Поставляемые товары имеют социальную значимость, так как являются медицинскими изделиями, необходимыми для оказания медицинских услуг Заказчиком, являющимся учреждением здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь. Невыполнение обязательств по предоставлению товара по Контракту поставило под угрозу работу Заказчика, оказание медицинской помощи.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как уже было указано выше, решение об одностороннем отказе было принято Заказчиком 02.08.2023.
Таким образом, устранить нарушения, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Поставщик мог не позднее 15.08.2023.
В срок, установленный Законом о контрактной системе, Поставщик не предпринял каких-либо действий, направленных на устранение выявленных нарушений.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Поставщик предпочел не исполнять условия контракта, соответственно должен был осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "Белая река", так как Поставщик не предпринял мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должен был совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Белая река" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Белая река" (ИНН 0205007800) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 42860 Шапочка хирургическая (номер извещения в ЕИС - 0813500000122018444), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Белая река" (ИНН 0205007800) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
15.08.2023 |
17.08.2023 |
15.08.2023 |
0 |
15.08.2023 |
22.08.2023 |
21.08.2023 |
0 |
24.08.2023 |
23.08.2023 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ "__"
___________ "__"
___________ "__" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 21 августа 2023 г. N 018/06/104-613/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2023