Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии:
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - МКУ г. Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО СК "МАРСТРОЙ" (ИНН 1686016042) (далее - Подрядчик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "N зз-00243-2023 Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт подземного пешеходного перехода по ул.Удмуртская в районе УдГУ"" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123000065, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителей ООО СК "МАРСТРОЙ": <_>, <_>, <_>, <_> (доверенность от 18.08.2023 б/н),
представителей Заказчика: <_> (доверенность от 15.05.2023 N36), <_> (доверенность от 29.05.2023 N44), <_> (доверенность от 18.08.2023 N77), <_> (доверенность от 18.08.2023 N78),
в отсутствие представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
19.01.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 19 938 000,00 рублей.
27.01.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.01.2023 NИЭА1 поступила одна заявка, признанная соответствующей установленным требованиям, победителем признано ООО СК "МАРСТРОЙ".
08.02.2023 между Обществом и МКУ г. Ижевска "СБиДХ" был заключен контракт N 243-2023 (далее - Контракт), согласно которому Общество приняло на себя обязательство по выполнению работ по объекту: "Капитальный ремонт подземного пешеходного перехода по ул. Удмуртская в районе УдГУ" (далее - работы). Цена Контракта 19 938 000,00 руб.
В связи с неисполнением ООО СК "МАРСТРОЙ" условий Контракта Заказчиком 02.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 2.1. Контракта календарные сроки выполнения работ:
- дата начала исполнения контракта: 15.04.2023;
- дата окончания исполнения контракта: 31.07.2023.
21.04.2023 Заказчик направил в адрес Общества претензию N4509/01-21, согласно которой сотрудником Заказчика осуществлен выезд на место проведения работ по Контракту и составлен соответствующий акт, согласно которому Подрядчик не приступил к исполнению принятых на себя обязательств: рабочий персонал на месте работ отсутствовал, не была организована и огорожена строительная площадка.
Согласно письменным пояснениям Общества, в процессе выполнения работ по Контракту ООО СК "МАРСТРОЙ" были выявлены несоответствия технической документации действительным условиям выполнения работ, необходимость произведения ряда дополнительных работ.
26.05.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо исх. N108 с приложением сметного расчета на проведение дополнительных работ.
27.06.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо исх. N147 с приложением акта на дополнительные работы от 26.06.2023, согласно которому к выполнению необходимы следующие работы, не предусмотренные локально-сметной документацией:
N поз. |
Наименование видов работ и затрат |
Единица измерения |
Количество по факту |
1 |
Ошкуривание краски с потолка |
м2 |
350,38 |
2 |
Демонтаж плитки со стен в переходе |
м2 |
385,53 |
3 |
Демонтаж штукатурки со стен на входах |
м2 |
345,4 |
4 |
Расшивка швов "ласточкин хвост" на входах |
м2 |
183,46 |
5 |
Расшивка швов в переходе |
м.п. |
298,0 |
6 |
Зачеканка швов в переходе |
м.п. |
298,0 |
7 |
Штробление по потолку под электрические кабели |
м.п. |
37,0 |
8 |
Демонтаж плитки с парапетов |
м2 |
120,0 |
9 |
Демонтаж бетонных тумб |
шт/м3 |
4/3,5 |
10 |
Демонтаж верхней бетонной части парапета (ширина 190 мм, толщина 100 мм) |
м.п. |
98,0 |
11 |
Демонтаж временной ГКЛ перегородки |
м2 |
9,68 |
12 |
Демонтаж двери в комнату |
шт |
1,0 |
13 |
Ремонт и восстановление галтелей (шириной 250 м, высотой 250 мм) |
м.п. |
282,0 |
14 |
Демонтаж бетонных лестниц (сходы 1, 3, 4) |
м3 |
55,6 |
15 |
Демонтаж перил |
м.п. |
120,0 |
16 |
Демонтаж металлического уголка со ступеней (121 ступень х 3,5 м) |
м.п. |
423,5 |
17 |
Демонтаж труб из бетонного основания лестничных маршей (17 труб в одном сходе х 14 п.м. х 3 схода) |
п.м. |
714,0 |
18 |
Срезка выступов арматуры 12 мм из стен перехода |
шт |
70 |
Таким образом, дополнительные работы, необходимость проведения которых была обозначена ООО СК "МАРСТРОЙ" в указанном акте, относятся к демонтажным работам.
Согласно календарному плану производства работ в качестве даты окончания демонтажных работ указано 28.06.2023 ("окончание демонтажа отмостки").
02.08.2023 Заказчик направил в адрес Общества претензию N9199/01-21, согласно которой предусмотренные проектной документацией работы (демонтажные, строительно-монтажные работы, работы по монтажу системы электроснабжения и т.д.) Подрядчиком не выполнены.
Предоставленная в материалы дела переписка Общества с Заказчиком свидетельствует, что выявленные ООО СК "МАРСТРОЙ" дополнительные работы не были согласованы Заказчиком в полном объеме.
Вместе с тем, согласно письменным пояснениям Общества, общая сумма выполненных ООО СК "МАРСТРОЙ" работ составила 3 018 888,76 руб. (в т.ч. работы на сумму 2 329 819,76 руб., не предусмотренные сметной документацией к Контракту). Проведение работ подтверждено результатами Строительно-технического исследования N131-23 от 18.08.2023.
Согласно ч. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 11.3. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
02.08.2023 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Заключив Контракт, фактически ООО СК "МАРСТРОЙ" приняло на себя обязательство, которое должно быть выполнено в установленном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Общества, выразившемся в следующем.
В установленные Контрактом сроки, Подрядчик не выполнил работы.
Комиссия отмечает, что проектная документация была опубликована в составе извещения о проведении Аукциона, т.е. имелась в открытом доступе. В свою очередь, объект проведения работ не является закрытым. Таким образом, Общество могло заблаговременно ознакомится с указанной документацией и определить, какие виды работ необходимы к проведению.
В соответствии с ч. 1 ст. 716 ГК РФ Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Согласно п. 8.2.29. Контракта Подрядчик обязан при обнаружении возможных неблагоприятных для Заказчика последствий надлежаще уведомить Заказчика и приостановить работы до получения от него указаний о способе исполнения работы.
Таким образом, ООО СК "МАРСТРОЙ" было вправе приостановить выполнение работ, вместе с тем, Обществом этого сделано не было.
Согласно п. 11.2. Контракта контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Предусмотренным Контрактом правом на односторонний отказ от исполнения контракта Общество также не воспользовалось.
Подавая заявку на участие в Аукционе, ООО СК "МАРСТРОЙ" фактически согласилось с условиями исполнения Контракта, сроками выполнения работ, перечень и объем работ были Обществу понятны и не вызывали вопросов (Общество не обращалось за разъяснением положений извещения о проведении Аукциона, жалоб на положение извещения о проведении Аукциона не подавало).
Фактически, Общество осуществляло дополнительные работы без согласования их Заказчиком. Проведение указанных работ было задокументировано Подрядчиком 18.08.2023, т.е. уже после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, что свидетельствует о том, что указанное актирование совершено Обществом с целью недопущения наступления неблагоприятных для ООО СК "МАРСТРОЙ" последствий.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Общество предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО СК "МАРСТРОЙ", так как Общество не предприняло достаточных мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО СК "МАРСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО СК "МАРСТРОЙ" (ИНН 1686016042) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "N зз-00243-2023 Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт подземного пешеходного перехода по ул.Удмуртская в районе УдГУ" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123000065) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "СК "МАРСТРОЙ" (ИНН 1686016042) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
15.08.23 |
17.08.23 |
15.08.23 |
0 |
17.08.23 |
24.08.23 |
22.08.23 |
0 |
25.08.23 |
25.08.23 |
0 |
0 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 22 августа 2023 г. N 018/06/104-616/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2023