Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение КГКУ "Информационно-технологический центр Приморского края" о включении сведений об ООО "Смарт-Лайн" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по доработке государственной информационной системы Приморского края "Региональный портал государственных и муниципальных услуг Приморского края" в части разработки опроса для граждан в рамках стандарта "Государство для людей" (извещение N 0320200030823000024).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
21.06.2023 Заказчиком размещено извещение N 0320200030823000024 о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по доработке государственной информационной системы Приморского края "Региональный портал государственных и муниципальных услуг Приморского края" в части разработки опроса для граждан в рамках стандарта "Государство для людей".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.06.2023 N ИЗК1 победителем признана ООО "Смарт-Лайн".
4 июля 2023 года КГКУ "Информационно-технологический центр Приморского края" (далее - Заказчик) и ООО "Смарт-Лайн" (далее - Исполнитель) заключили государственный контракт N 03202000308230000240001 на выполнение работ по доработке государственной информационной системы Приморского края "Региональный портал государственных и муниципальных услуг Приморского края" в части разработки опроса для граждан в рамках стандарта "Государство для людей" (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Исполнитель принял на себя обязательства выполнить работы по доработке государственной информационной системы Приморского края "Региональный портал государственных и муниципальных услуг Приморского края" в части разработки опроса для граждан в рамках стандарта "Государство для людей" (далее - рработы) и в соответствии с условиями настоящего Контракта, Технического задания (Приложение N 2 к Контракту).
В соответствии с пунктом 2.1. Контракта, срок выполнения работ - 105 (сто пять) календарных дня с момента заключения Контракта.
Согласно условий пункта 2.1. контракта Исполнитель обязан приступить к выполнению работ с момента заключения контракта и выполнить их в течение 105 (сто пять) календарных дней.
В нарушение п.2.1. контракта, Исполнитель по состоянию на 28 июля 2023 г. так и не приступил к выполнению работ по контракту. Таким образом, Исполнитель нарушил срок выполнения работ.
Кроме того, согласно п. 4.2 технического задания, являющегося неотъемлемой частью контракта, на момент заключения контракта Исполнитель должен иметь документы, подтверждающие законное право на доработку программы для ЭВМ SiTex (далее - Система), на базе которой построена ГИС РПГУ:
а) для исполнителя, являющегося автором, - копии свидетельств об официальной регистрации программы для ЭВМ SiTex;
б) для исполнителя, которому права на программу для ЭВМ переданы автором или иным правообладателем, - копия действующего договора о передаче Исполнителю прав на изменение и иное использование программы для ЭВМ SiTex, заключенного в письменной форме и устанавливающего объем и способы использования программы для ЭВМ.
Программные и технические средства, если таковые будет необходимо приобрести у сторонних фирм и предприятий, должны сопровождаться документацией, подтверждающей правомерность этих организаций поставлять данную продукцию и сопровождаться лицензионным соглашением, а также программное обеспечение и алгоритмы Системы не должны являться предметом претензий о нарушениях патентного и/или авторского права любой третьей стороны (п.4.2. Технического задания).
Письмом от 30.06.2023 г. N 571 КГКУ "ИТЦ Приморского края" запросило у ООО "Смарт Лайн" информацию о подтверждении наличия указанных прав (далее по тексту - Запрос) на доработку программы для ЭВМ SiTex. Сведения или документы, подтверждающие наличие у Исполнителя прав на доработку программы для ЭВМ SiTex на момент заключения контракта, 04 июля 2023 г., Заказчику предоставлены не были.
Предоставление по запросу Заказчика документов, подтверждающих законное право на доработку программы для ЭВМ SiTex в соответствии с требованиями технического задания, является обязанностью Исполнителя.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.1 Контракта, настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
28.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
08.08.2023 - дата расторжения контракта.
Помимо указанных Заказчиком обстоятельств, Комиссией Приморского УФАС России установлено следующее.
В целях надлежащего и своевременного исполнения обязательств по Контракту Общество приняло все необходимые и достаточные меры для приобретения прав на доработку программы для ЭВМ SiTex.
ООО "Смарт Лайн" обратилось в ООО "Систематика Консалтинг" с письмом исх. N 68-12/07 от 12.07.2023 г. о возможности заключения сублицензионного договора в целях реализации Контракта.
Согласно ответа ООО "Систематика Консалтинг" (исх. от 13.07.2023 г. N 292/1-ск) является правообладателем комплекса программных решений, основанных на платформе SiTex, однако вопрос о возможности заключения сублицензионного договора о передаче прав остался без рассмотрения.
Таким образом, ООО "Смарт Лайн" столкнулось с ситуацией, когда невозможно получить соответствующие права на программное обеспечениеSiTex ни от Заказчика, ни от ООО "Систематика Консалтинг".
При этом, в ходе заседания комиссии Заказчик пояснил, что ранее выполнение работ по доработке государственной информационной системы Приморского края "Региональный портал государственных и муниципальных услуг Приморского края" осуществляло ООО "Систематика Консалтинг", являющееся правообладателем.
Кроме того, решение об одностороннем отказе принято Заказчиком до окончания срока выполнения работ.
Вместе с тем, Заказчиком не представлено документов и сведений, подтверждающих невозможность сдачи выполненных работ в установленный контрактом срок.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
В соответствии с пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Смарт Лайн" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 16 августа 2023 г. N 25-210/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2023