Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев обращение ГБУЗ "Приморский краевой онкологический диспансер" о включении сведений об ООО "Компания Базис-Восток Мед" в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение ГБУЗ "Приморский краевой онкологический диспансер" о включении сведений об ООО "Компания Базис-Восток Мед" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку нити хирургической (извещение N 0320200004223000151).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
21.06.2023 Заказчиком размещено извещение N 0320200004223000151 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку нити хирургической.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.04.2023 N ИЗК1 победителем признано ООО "Компания Базис-Восток Мед".
27 апреля 2023 года ГБУЗ "Приморский краевой онкологический диспансер" (далее - Заказчик) и ООО "Компания Базис-Восток Мед" (далее - Поставщик) заключили государственный контракт N ЗК-184/2023 на поставку нити хирургической (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Поставщик принял на себя обязательства осуществить поставку медицинских изделий Нити хирургической (код ОКПД2 21.20.24.120 - Шовные материалы) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с пунктом 2.1. Контракта, срок выполнения работ - 105 (сто пять) календарных дня с момента заключения Контракта.
Согласно пункту 5.1. Контракта, поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок с момента заключения контракта по "31" декабря 2023 года (включительно), отдельными партиями в течение 5 (пяти) рабочих дней, с момента получения заявки.
17.05.2023 г. ГБУЗ "ПКОД" направило заявку на поставку товара - нитей хирургических в количестве 1 128 флаконов стоимостью 1 028 195 (один миллион двадцать восемь тысяч сто девяносто пять) рублей 00 копеек, соответственно, товар должен был быть поставлен до 24.05.2023 включительно.
Заказчиком направлена претензия от 01.06.2023 года N 480-13 с требованием осуществить поставку товара до 06.06.2023 и оплатить пеню. Данная претензия оставлена без ответа.
Обязательства по поставке товара поставщиком не были исполнены.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.4 Контракта, стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
03.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
15.08.2023 - дата расторжения контракта.
Ввоз продукции на территории Российской Федерации, поставляемой в рамках контракта, и ее дальнейшую продажу дистрибьюторам осуществляет ООО "Джонсон&Джонсон", подразделение медицинских изделий и оборудования, входящее в группу компаний Johnson & Johnson (США). ООО "Компания Базис-Восток Мед" является дистрибьютором ООО "Джонсон&Джонсон" с 2009 года по настоящее время.
24.04.2023 Поставщиком был размещен заказ в компании ООО "Джонсон&Джонсон".
17.05.2023 на электронную почту поступила заявка от Заказчика. 24.05.2023 после получения еженедельного отчета о сроках поставки продукции от ООО "Джонсон&Джонсон", был отправлен ответ на электронную почту Заказчика, где указали примерные сроки ожидаемой поставки.
26.05.2023 на электронную почту Заказчика было направлено письмо, где Поставщик указал об отсутствии обновления отчета о сроках поставки товара и невозможности указания точных дат поставки.
02.06.2023 в ответ на претензию Заказчика Поставщик направил письмо с имеющейся на тот момент информацией по поставкам. Официальной информации от ООО "Джонсон&Джонсон" о приостановлении отгрузок не поступало.
13.06.2023 г. от ООО "Джонсон&Джонсон" получено письмо N 1306-1/23 о приостановке отгрузок части продукции.
Поставщиком проводилась работа по поиску товара у других компаний дистрибьюторов ООО "Джонсон&Джонсон", рассматривался вариант с предложением товара с улучшенными характеристиками других производителей.
Согласно Заключению Торгово-промышленной палаты Хабаровского края, в связи с новыми мерами экспортного контроля в отношении медоборудования и медицинских изделий, введенных Правительством CШA, вступивших 19 мая 2023 Производитель был вынужден приостановить отгрузку медицинских изделий и оборудования со склада в РФ до дальнейшего уведомления.
Поставщиком получена справка, что продукция, поставляемая по контракту, не входит в перечень товаров для параллельного импорта, что не дает законной возможности ввоза на территорию РФ, минуя официального представителя ООО "Джонсон&Джонсон".
Заказчик в ходе заседания комиссии по рассмотрению обращения пояснил, что не настаивает на включении информации об ООО "Компания Базис-Восток Мед" в реестр недобросовестных поставщиков.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
В соответствии с пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Компания Базис-Восток Мед" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 21 августа 2023 г. N 25-216/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2023