Резолютивная часть решения объявлена 16.08.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21.08.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_"; при участии представителей ООО "ПАП" (далее -заявитель)- "_"; В.В. (доверенность от 30.11.2022 г.), администрации муниципального образования города Братска (далее - уполномоченный орган) - "_"; (доверенность от 24.03.2023 г.);
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения при проведении аукциона в электронной форме "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальном маршруте регулярных перевозок N 14", извещение N 0134300025823000294, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 09 августа 2023 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об электронном аукционе.
Так, заявитель указывает, что в приложения N 2 к проекту муниципального контракта, установлено не соответствующее принципам конкуренции между перевозчиками обязательное требование к характеристикам и оборудованию транспортных средств, а именно: экологический класс транспортных средств, используемых на маршруте должен быть не ниже Евро5; использование на транспортных средствах в качестве топлива компримированного природного газа (метана).
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 03 августа 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N 0134300025823000294 "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальном маршруте регулярных перевозок N 14", (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 321 374 руб. 20 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки определены в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 части 2 которой извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 23 ФЗ N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно требованиям части 6 статьи 23 ФЗ N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства РФ N 145).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании пункта 5 Постановления Правительства РФ N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ N 145 установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона выбран код КТРУ: 49.31.21.110-00000053 - Услуга по регулярным перевозкам пассажиров автобусом.
И установлены следующие характеристики:
Тип маршрута: муниципальный
Класс транспортного средства (Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ): большой
Класс транспортного средства (в рамках категорий М2, М3 ТР ТС 018/2011): I
Оснащенность аппаратурой спутниковой навигации: да.
Проанализировав описание объекта закупки, Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу, что описание объекта закупки составлено в полном соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ, а также пунктов 5 и 6 Постановления Правительства РФ N 145.
Требование к характеристикам и оборудованию транспортных средств, а именно: экологический класс транспортных средств, используемых на маршруте должен быть не ниже Евро5; использование на транспортных средствах в качестве топлива компримированного природного газа (метана), на которые ссылается заявитель в своей жалобе установлены в Приложении N2 проекта контракта и относятся к исполнителю по контракту, а не к участникам закупки.
Довод ООО "ПАП" о том, что никто из частных перевозчиков, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок муниципального образования города Братска, не имеет возможность принять участия в аукционе, в связи с отсутствием у перевозчиков подвижного состава, использующего в качестве моторного топлива компримированный природный газ (метан), является не состоятельным, в связи с тем, что современный рынок оборудования для использования газомоторного топлива услуг и транспортных средств позволяет участникам осуществить перевод своего автобусного парка на более дешевый и экологически чистый вид топлива, расширить модельный ряда техники, использующей газомоторное топливо, обновить парк транспортных средств с применением различных механизмов (лизинг, субсидии, утилизационный сбор).
Комиссией установлено, что перевод транспортного средства на газомоторное топливо занимает 1 рабочий день.
Следовательно, любое лицо имеет возможность подать заявку на участие в закупки и при соответствии такой заявки требованиям извещения стать победителем.
Из пояснений уполномоченного органа следует, что компримированный природный газ (метан) относится к наиболее экологичным видам топлива по сравнению с нефтяными видами топлива и соответствует стандарту Евро-5.
Установление требования об использовании на транспортных средствах в качестве топлива компримированного природного газа (метана) соответствует указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", перечню поручений по итогам заседания Госсовета N Пр-140ГС от 24.01.2017, одним из которых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено реализовать меры по стимулированию использования экологически чистого транспорта в целях снижения выбросов вредных веществ при эксплуатации транспортных средств в населенных пунктах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, включая создание необходимой инфраструктуры, обеспечение приоритетного движения и парковки экологически чистого транспорта, внедрение современных систем управления пассажирским транспортом.
Также необходимость максимального использования газомоторного топлива регламентирована Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р, Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27.11.2021 N 3363-р.
Соответственно, включение в извещение о проведении аукциона требования к исполнителю об использовании при осуществлении перевозок пассажиров и багажа на муниципальных маршрутах транспортных средств, использующих компримированный природный газ (метан) в качестве моторного топлива, обусловлено исполнением Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городе Братске, утвержденного заместителем Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко от 11.04.2022 N 3612п-П11 (далее - комплексный план) в рамках Федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология", что отражено в приложении N 2 муниципального контракта (Приложение N2 к извещению о проведении электронного аукциона).
Согласно указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" необходимо снизить совокупный объем выбросов в атмосферный воздух на 22,77 %. В связи с этим, Комплексным планом утверждены мероприятия, в том числе:
"переход автомобильного транспорта на газомоторное топливо", за счет чего предусмотрено снижение выбросов загрязняющих веществ на 3,01 т. или 0,002 % от уровня 2017 года.
Включение в извещение о проведении аукциона требования к исполнителю об использовании перевозчиками при осуществлении перевозок пассажиров и багажа на муниципальных маршрутах транспортных средств, использующих компримированный природный газ (метан) в качестве моторного топлива, транспортных средств экологического класса не ниже Евро 5, являются инструментами достижения выполнения показателей по вышеуказанным мероприятиям Комплексного плана.
Более того, с 2019 года в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 19 июня 2019 года N 479-пп "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на создание условий для широкого использования природного газа (метана) в качестве моторного топлива, в Иркутской области" (в настоящее время актуально Постановление Правительства Иркутской области от 29.04.2022 N 345-пп "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на создание условий для широкого использования природного газа (метана) в качестве моторного топлива, в Иркутской области", Постановление Правительства Иркутской области от 29.04.2022 N 346-пп "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на создание условий для широкого использования природного газа (метана) в качестве моторного топлива, в Иркутской области") перевозчикам предоставляется возможность получения субсидий на переоборудование своего подвижного состава на газомоторное топливо (метан).
Администрация муниципального образования города Братска обращалась к перевозчикам, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок муниципального образования города Братска, в том числе к ООО "ПАП", с указанием на возможность переоборудовании подвижного состава на газомоторное топливо (метан). По имеющейся у администрации муниципального образования города Братска информации ООО "ПАП" не воспользовалось вышеуказанной возможностью перевода своего подвижного состава на газомоторное топливо (метан).
Помимо региональной программы субсидирования переоборудования подвижного состава на газомоторное топливо (метан), действуют программы стимулирования ООО "Газпром газомоторное топливо" для юридических лиц: "Первый раз - первый газ", "Первый раз - первый газ NEW", "Премиальная выгода. Корпоративные клиенты", "Премиальная выгода 2.0.", "Экономия для новых транспортных средств", "Ремоторизация".
В городе Братске активно развивается деятельность по усовершенствованию системы газозаправочных станций. В настоящее время на территории муниципального образования города Братка функционирует стационарная автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) ООО "Газпром газомотороное топливо", находящаяся по адресу: Трасса Братск-Усть-Кут, 10. Помимо этого, действуют два газозаправочных поста ООО "Регион 38", оборудованных передвижными автомобильными газовыми заправщиками (ПАГЗ), которые находятся в Центральном районе (по адресу: ж.р. Центральный, ул. Строитель, стр. 45) и в Падунском районе (по адресу: п. Энергетик, ул. Промышленная, стр. 25). Данные заправочные станции общедоступны и не ограничены в использовании как муниципальными, так и частными перевозчиками.
Также, следует отметить тот факт, что использование компримированного природного газа (метана) в качестве моторного топлива значительно снижает затраты предприятия, оказывающего услуги по перевозке пассажиров и багажа, на топливо и увеличивает фактическую прибыль перевозчика. Для сравнения, стоимость 1 литра дизельного топлива в настоящий момент на территории города Братска составляет около 65 рублей, стоимость 1 куб. метра метана - от 24 рублей до 27 рублей.
Кроме того, частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от указанных потребностей Заказчик в Извещении в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в Извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Также Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара, оказываемой услуги или выполнения работ устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, в Извещении установлены требования к объекту закупки с учетом потребностей заказчика и исходя из специфики осуществляемой деятельности, отсутствие у некоторых участников рынка техники, оборудованной под использование компримированного природного газа не означает, что заказчику необходимо подстраиваться и указывать характеристики, не соответствующие муниципальным нуждам, в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.
Кроме того, частью 4 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Федеральным законом N 44-ФЗ возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке главы 6 Федерального закона N 44-ФЗ.
Комиссия Иркутского УФАС России отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении уполномоченным органом норм Федерального закона N44-ФЗ, а также о невозможности подачи заявки в соответствии с извещением о проведении закупки.
Довод заявителя о нарушении уполномоченным органом части 1 статьи 17 Федерального закона N135-ФЗ не подлежит рассмотрению, так как жалоба ООО "ПАП" подана на положения извещения об электронном аукционе в порядке главы 6 Федерального закона N 44-ФЗ и рассматривается контролирующим органом в сфере закупок в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ.
Вместе с тем, Комиссия Иркутского УФАС России обращает внимание, что в рамках рассмотрения жалобы имеются ограниченные возможности по срокам для принятия решения и всесторонней оценки всех доводов сторон. Материалами жалобы установлено, что при проведении обжалуемой процедуры подана единственная заявка - МУП "ЦЕНТРАЛЬНОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА. Такая ситуация, когда единственным участником и победителем торгов становится подведомственное предприятие, указывает на наличие оснований предполагать, что доводы заявителя не безосновательны, но требует дополнительной проверки и анализа причин сложившейся ситуации.
Поскольку заявителем в жалобе приводятся утверждения о наличии в действиях организатора торгов нарушений статьи Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия считает необходимым продолжить оценку обстоятельств в рамках антимонопольного расследования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПАП" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Передать материалы дела в отдел антимонопольного контроля для рассмотрения вопроса в части наличия/отсутствия признаков нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2023