Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Курмаевой Г.Р. - ведущего специалиста-эксперта, Емельяновой В.Г. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии представителя уполномоченного органа - ИК Новошешминского муниципального района - Исхаковой Л.К. (доверенность NА5 от 22.08.2022 г.), в отсутствии представителей заказчика и заявителя - извещены, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ИП Тожибаева З.П. (вх. N7868/ж от 01.08.2023 г.) на действия заказчика МБДОУ "Просто-Челнинский детский сад "Кояшкай" Новошешминского муниципального района, уполномоченного органа ИК Новошешминского муниципального района при проведении закупки N0111300025123000016 на предмет: "Реконструкция здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Просто-Челнинский детский сад "Кояшкай" Новошешминского муниципального района Республики Татарстан",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0111300025123000016 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://zakazrf.ru 02.08.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 380 000,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком неправомерно не установлены дополнительные требования при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о неправомерном не установлении дополнительных требований при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" Правительство Российской Федерации установило, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения настоящего Постановления применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Позицией 7 приложения установлено, что для работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, требуется наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
а) не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
б) не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя),
в) если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
г) не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя),
д) если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
И в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Согласно доводу заявителя, заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, так как в извещении закупки начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 5 380 000,00 рублей.
Заказчик с доводом жалобы согласился, пояснив, что при размещении закупки была совершена ошибка и упущена данная информация. Однако добавил, что победитель аукциона имеет опыт работы с объектами капитального строительства.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив положения Извещения, довод жалобы заявителя, пояснения заказчика, проведя анализ, приходит к выводу, что в связи с тем, что НМЦК составляет больше 5 миллионов рублей, заказчик был обязан при формировании извещения указать дополнительные требования по отношению к участникам аукциона в соответствии законодательством.
Дополнительно, Комиссия отмечает, что заказчик подтвердил опыт работы с объектами капительного строительства победителя аукциона, предоставив договоры и акты приема-проверок с другими заказчиками.
Таким образом, довод заявителя нашел свое подтверждение.
Заказчиком нарушены требования частей 2 и 4 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также требования пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Дополнительно, Комиссия отмечает, что при проведении внеплановой проверки были обнаружены нарушения.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться использованием при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В техническом задании извещения в части требований к мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности указаны следующие документы.
СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", который потерял силу 17 февраля 2021 г., взамен данного документы был введен Приказ МЧС России от 31.07.2020 N 582 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектировании".
СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", утративший силу с изданием Приказа МЧС России от 06.04.2021 N 200 "Об утверждении свода правил СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности".
СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", который не имеет юридической силы в связи с изданием Приказа МЧС России от 30.03.2020 N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", взамен которого имеет место использоваться новый Приказ МЧС России от 27.07.2020 N 559 "Об утверждении свода правил СП 10.13130 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектировании".
В требованиях к мероприятиям по обеспечению доступа инвалидов указан СП 59.13330.2016. "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", однако его актуальной версией является "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001".
Таким образом, заказчик нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Было установлено, что согласно пункту 1 статьи 431.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, положения Гражданского Кодекса о недействительности сделок (параграф 2 главы 9) применяются к договорам, если иное не установлено правилами об отдельных видах договоров и настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В пункте 15.2 параграфа 15 проекта контракта содержится следующая информация:
Недействительность какого-либо из условий Контракта не влечет за собой недействительность других его условий или всего Контракта в целом.
Данное условие контракта противоречит статье 180 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, в которой установлено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Таким образом, заказчик и уполномоченный орган нарушили требования статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, части 1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия принимает решение о выдаче предписания об устранении нарушений требования действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ИП Тожибаева З.П. (вх. N8230/ж от 10.08.2023 г.) на действия заказчика МБДОУ "Просто-Челнинский детский сад "Кояшкай" Новошешминского муниципального района, уполномоченного органа ИК Новошешминского муниципального района при проведении закупки N0111300025123000016 на предмет: "Реконструкция здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Просто-Челнинский детский сад "Кояшкай" Новошешминского муниципального района Республики Татарстан", обоснованной.
2. Признать заказчика МБДОУ "Просто-Челнинский детский сад "Кояшкай" Новошешминского муниципального района, уполномоченного органа ИК Новошешминского муниципального района нарушившими требования статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, части частей 2 и 4 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также требования пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
3. Выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии Г.Р. Курмаева
В.Г. Емельянова
Исп.: Емельянова Владислава Геннадьевна
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 16 августа 2023 г. N 016/06/31-1156/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2023