Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21358-ЭП/23 от 21.08.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию и администрированию базовых вычислительных комплексов информационно-вычислительной сети, обеспечивающей функционирование государственных информационных систем Санкт-Петербурга в сентябре 2023 года, для государственных нужд Санкт-Петербурга (извещение номер 0372200278523000102) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 10.08.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372200278523000102. Начальная (максимальная) цена контракта - 31 962 660,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в неверном установлении единых требований к участникам закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее частично необоснованной.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукцион является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 6 приложения N 2 "Регламент оказания услуг" к Описанию объекта закупки, являющемуся приложением N 1 к извещению об осуществлении закупки (далее - Описание объекта закупки) (далее - Регламент оказания услуг), предусмотрено оказание услуги "Комплексное сопровождение узла телематических служб" (далее - УТС).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в извещении о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям извещения и возможность его участия в закупке, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Извещением предусмотрены следующие требования:
"Установлено требование о наличии у участника закупки лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на осуществление деятельности в области оказания услуг связи в части работ, предусмотренных пунктом 16 Перечня наименований услуг связи, вносимых в записи в реестре лицензий в области связи в отношении лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а именно: "Телематические услуги связи". Установлено требование о наличии у участника закупки лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации в части работ, предусмотренных подпунктом "е" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", а именно: "услуги по установке, монтажу средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации)". Информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки установленному требованию, содержатся в приложении N 3 к извещению об осуществлении закупки".
По мнению Заявителя, Заказчиком в извещении установлено необоснованное требование к наличию лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на осуществление деятельности в области оказания услуг связи в части работ, предусмотренных пунктом 16 Перечня наименований услуг связи, вносимых в записи в реестре лицензий в области связи в отношении лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а именно: "Телематические услуги связи".
Требование установлено в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Наличие вышеуказанной лицензии обусловлено следующими положениями извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 6 приложения N 2 "Регламент оказания услуг" к Описанию объекта закупки, являющемуся приложением N 1 к извещению об осуществлении закупки (далее - Описание объекта закупки) (далее - Регламент оказания услуг), предусмотрено оказание услуги "Комплексное сопровождение узла телематических служб" (далее - УТС).
Пунктом 6.1 Регламента оказания услуг предусмотрено, что в рамках оказания услуг по сопровождению УТС Исполнитель выполняет мероприятия, в числе которых предоставление сервисов УТС.
Пунктом 6.1.4 Регламента оказания услуг предусмотрено, что в состав мероприятия по представлению сервисов УТС входит:
- предоставление сервиса доступа к web-ресурсам сети "Интернет";
- предоставление сервиса обмена сообщениями посредством электронной почты с двухступенчатой фильтрацией сообщений на наличие вирусов и нежелательного контента (наличие средств фильтрации обеспечивается Получателем);
- предоставление сервиса мгновенных сообщений;
- предоставление сервиса защищенного доступа через открытые каналы связи посредством VPN;
- предоставление сервиса удаленного доступа к ресурсам У ТС через коммутируемые каналы связи.
В соответствии с пунктом 4 раздела XVI приложения N 2 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385
"О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", к лицензионным требованиям, обязательным для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию телематических услуг связи относится обеспечение предоставление абоненту и (или) пользователю:
- доступа к сети связи лицензиата;
- доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- приема и передачи телематических сообщений.
В соответствии с пунктом 3.3 Описания объекта закупки при оказании услуг должны быть соблюдены требования, в том числе распоряжения Комитета по информатизации и связи Администрации Санкт-Петербурга от 24.04.2003 N 2-р "Об организации работы узла телематических служб исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга", которым утверждены Положение об узле телематических служб исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - Положение) и Регламент работы узла телематических служб по предоставлению телематических услуг исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.2 Положения УТС, размещенный в здании Смольного, представляет собой пункт, в котором располагаются технические средства, обеспечивающие предоставление услуг телематических служб в защищенном варианте, и предназначен для обеспечения доступа Пользователей к Публичным сетям.
В соответствии с пунктом 1.1.3 Положения абонентами УТС являются абоненты исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - ИОГВ СПб), другие абоненты, разрешенные к обслуживанию в УТС (далее - Пользователи).
Согласно пункту 3 Положения в функции УТС входит предоставление услуг доступа в Публичные сети, в том числе для представительства ИОГВ СПб и подведомственных им предприятий, организаций и учреждений в международной информационной сети Интернет, приема и передачи сообщений и файлов по электронной почте.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2013 N АПЛ 13-538 разъяснено, что телематические услуги связи - это любые услуги связи, предусматривающие использование кибернетического пространства. Одним из видов оказания этих услуг является, в частности, предоставление доступа к сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 1.3 Положения УТС осуществляет свою деятельность в соответствии требованиями законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации и Администрации Санкт-Петербурга, в частности, при наличии лицензии Министерства Российской Федерации по связи и информатизации на предоставление услуг телематических служб.
Пунктом 6.1.3 Положения вышеперечисленные Пользователи заключают договоры на предоставление телематических услуг с организацией, обслуживающей УТС, определенной Комитетом по информатизации и связи на конкурсной основе.
Следует отметить, что извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС СПб ГКУ "УИТС", являющимся подведомственной организацией Комитета по информатизации и связи, в рамках реализации полномочий по осуществлению централизованных закупок в сфере информационных технологий, защиты информации и связи для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных казенных учреждений Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 2.3-1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 N 1095 "О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга".
На основании вышеизложенного Заказчиком правомерно установлено требование о наличии лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, а именно: "Телематические услуги связи", а доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ДиСи Инжиниринг" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 августа 2023 г. N 44-3493/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2023